На прошлой неделе marketing.by провел опрос среди маркетологов беларуских компаний о том, планируют ли они использование в 2021 году беларуского языка в коммуникации, а также реализацию проектов, направленных на поддержку национальной культуры.
Всего на наши вопросы ответило 56 респондентов. Вот каковы итоги опроса.
Больше половины его участников планируют поддерживать в этом году проекты, связанные с беларускими языком и культурой. Твердое "нет" сказали лишь 10 респондентов.
Использовать в дизайне упаковке отсылки к национальной культуре намерены осуществить половина опрошенных компаний.
Видимо, если на упаковке есть отсылки к чему-то национальному, то и название продукта должно быть на беларуском языке - потому что соотношение ответов получилось точно такое же:
В опросе была часть с открытыми ответами, где мы просили маркетологов, бренд-менеджеров и ТОП-менеджеров поделиться своим мнением: почему стоит или не стоит использовать беларуский язык. Вот какие тезисы мы получили от тех, кто собирается общаться с потребителями па-беларуску:
- Это важный вклад в развитие культуры.
- Жадаем падтрымліваць мову.
- Потому что национальные идеи сейчас особенно близки и глубоко отзываются внутри многих людей
- Потому что русскому языку не место в Беларуси, а Россия - агрессор.
- Няма іншых варыянтаў.
- Это является нашим бренд-позиционированием, традиции и ценности бренда - белорусские корни и культура.
- Любім Беларусь.
- Это привлечет внимание.
- Потому что это часть корпоративной культуры и политики. Это близко сотрудникам компании.
- Дваццаць гадоў таму наша кампанія прыйшла на рынак менавіта як моўная школа, якая звяртаецца да аўдыторыі на беларускай. Доўгі час з намі не было людзей, якія б прафесійна валодалі роднай мовай і прасоўвалі і падтрымлівалі гэту частку камунікацыі, таму толькі зараз можам распачаць кампанію, дзе новыя прадукты і камунікацыя будуць, у першую чаргу, паданыя на беларускай.
- Беларуский язык в дизайне упаковки поможет привлечь внимание новой целевой аудитории.
- Ключевой позицией компании является поддержка национальной культуры и языка.
- У нас есть белорусскоязычные клиенты - мы хотим, насколько это возможно, обеспечить их родной языковой средой.
- Мы беларуская кампанiя.
- Бренд уже разработан на мове.
- Бо гэта наша жыцце.
- Может быть двуязычная коммуникация на рынок РБ. Но все остальное - минимум русский язык, как наиболее распространённый.
А вот такие тезисы написали те, кто не планирует использовать:
- Мы займаемся паслугамі, нам ўпакоўка не патрэбная.
- Мы – не продуктовая компания, поэтому чисто технически не делаем определенных вещей.
- Нет исследований, доказывающих лучшую эффективность белорусскоязычных коммуникаций по сравнению с более популярным и распространённым в нашей стране русским языком. Использование нац. символики внутри страны в качестве продвижения потребительских товаров или услуг очевидно нецелесообразно. За пределами страны и для экспортной продукции использовать нац. символику уместно и обосновано.
- 1) Задача оставаться максимально нейтральными; 2) В части КСО определены корпоративные приоритеты (они про здоровье, детей, спорт); 3) Исторически не использовали акцентных решений на тему нацкультуры или мовы - и сейчас вряд ли будем начинать.
- не по брендбуку.
- Мы не выпускаем товаров.
- Маленький рынок, чтобы пилить что-то специально под него.
Кто участвовал в опросе
По сфере деятельности:
По размеру компании:
По происхождению: