ZenithOptimedia: Кризис 2011 года отбросил белорусский рекламный рынок в прошлое на 5 лет

14 Марта 2012 Marketing.by 4223 0 Экономика
Поделиться

В очередном ежеквартальном отчете международное агентство ZenithOptimedia обнародовало состояние рекламного рынка Республики Беларусь по итогам 2011 год и прогнозы его развития до 2014 года включительно.

Согласно последним данным агентства, объем рекламного рынка нашей страны в 2011 году составил $66,7 млн. По сравнению с 2010-м падение рынка составило 31,7%. Объем рынка сократился до уровня 2006 года ($62,2 млн).

Затраты на рекламу по основным видам медиа, млн $

ZenithOptimedia Затраты на рекламу по основным видам медиа, млн $

Источник: ZenithOptimedia

Ежегодный прирост на рынке рекламы по основным видам медиа в текущих ценах, %

ZenithOptimedia Ежегодный прирост на рынке рекламы по основным видам медиа в текущих ценах, %

Источник: ZenithOptimedia

Динамика рекламного рынка Беларуси, 2005‐2011, млн $

ZenithOptimedia Динамика рекламного рынка Беларуси, 2005‐2011, млн $

Источник: ZenithOptimedia

В 2011 году наибольший процент падения наблюдался в прессе (‐36%) и на ТВ (‐34%). Меньше всего сократился рынок интернет‐рекламы (‐16%).

ZenithOptimedia

Источник: ZenithOptimedia

Телевидение в Беларуси по-прежнему останется доминирующим медиа. Его доля во всех рекламных затратах составила в 2011 году 58,5%. В ближайшие годы этот сегмент сохранит свое лидерство, однако его доля будет постепенно уменьшаться. Единственным медиа, доля которого будет расти, является интернет.

Доли основных видов масс-медиа в рекламном секторе Беларуси в 2011 году, %

ZenithOptimedia Доли основных видов масс-медиа в рекламном секторе Беларуси в 2011 году, %

Источник: ZenithOptimedia

Структура рекламного рынка Беларуси, динамика долей основных медиа в %

ZenithOptimedia Структура рекламного рынка Беларуси, динамика долей основных медиа в %

Источник: ZenithOptimedia

Доли основных медиа на соседних рынках

ZenithOptimedia Доли основных медиа на соседних рынках

Источник: ZenithOptimedia

Сегмент интернет-рекламы является наиболее перспективным. Лидирующую позицию по затратам на интернет‐рекламу на сегодняшний день занимает баннерная реклама (55% от всех затрат), на втором месте спецпроекты и pR, а затем контекстная реклама.

Структура затрат на интернет-рекламу, %

ZenithOptimedia Структура затрат на интернет-рекламу, %

Источник: ZenithOptimedia

По итогам 2011 года в целом интернет-сегмент сократился на 16%, однако затраты на медийную рекламу и спецпроекты показал падение на уровне 22%. Контекстная реклама осталась единственным растущим каналом в 2011 году.

Затраты на рекламу в интернете в млн $ (медийная и контекстная реклама)

ZenithOptimedia Затраты на рекламу в интернете в млн $ (медийная и контекстная реклама)

Источник: ZenithOptimedia

Белорусский рекламный рынок по-прежнему остается недооцененным. Рекламные расходы в пересчете на душу населения остаются самыми низкими по сравнению с соседними странами.

Рекламные расходы на душу населения

ZenithOptimedia Рекламные расходы на душу населения

Источник: ZenithOptimedia

Основными причинами такой ситуации, по мнению аналитиков ZenithOptimedia являются:

– низкий уровень развития инфраструктуры потребительского рынка,

– низкий уровень развития медийной инфраструктуры,

– отсутствие существенных инвестиций и крупных игроков из‐за высоких рисков и неопределенности перспектив развиия рынка,

– низкий уровень конкуренции на рынке (товарные категории мало загружены рекламой).

Рекламные расходы на интернет-рекламу в расчете на одного пользователя

ZenithOptimedia Рекламные расходы на интернет-рекламу в расчете на одного пользователя

Источник: ZenithOptimedia

Факторы, которые будут обуславливать положительные тенденции на рынке интернет-рекламы:

• Рост аудитории интернета.

• Высокий процент людей, ежедневно пользующихся интернетом – более 70%.

• Высокое качество аудитории.

• Падение популярности других СМИ, в первую очередь за счет цензуры и отсутствия возможности развития.

• Появление полноценных данных для профессионального планирования рекламных кампаний в интернете (fusion панель).

• Возможность достижения охвата 60‐70% аудитории интернета несколькими способами (существование нескольких охватных ресурсов).

• Отсутствие альтернативы медийной рекламе – дороговизна и отложенный эффект SMM.

К сдерживающим факторам, специалисты агентства относят

• Небольшое количество привлекательных для рекламы белорусских площадок.

• Рост цен на рекламу относительно других каналов (например, радио).

• Концентрация продаж в небольшом количестве сейлсхаузов – низка конкуренция агентств.

• Попытки регулирования интернета.

• Культивирование мифов и попытки следовать трендам развитых рынков (например, о «неэффективности и смерти баннерной рекламы»).

• Сложная экономическая ситуация – сокращение потребительского рынка в долларовом исчислении.

Материалы по теме

Объем рынка медийной интернет-рекламы в Беларуси в 2011 году сократился на 22%

Рынок ТВ-рекламы в ГРОССЕ упал в 2011 году более, чем на 25%

Gemius опубликовал Топ-20 сайтов Байнета по охвату аудитории

Белорусский рекламный рынок в этом году продолжит падение

Уровень проникновения интернета в Беларуси превысил 50%
Поделиться
Материалы по теме:
Обсуждение:
Читайте также: