В Беларуси разрабатывают ESG-рейтинг для компаний

10 Января 2022 1272 0 Бизнес Тренды Экономика
Поделиться

Рейтинговое агентство BIK Ratings подготовило отчёт "Зелёное финансирование, ESG и перспективы их развития в Беларуси". В нем содержится и обзор разрабатываемой методологии присвоения ESG-рейтингов беларуским компаниям.

Напомним, что ESG-факторы − экологические и социальные факторы, а также факторы корпоративного управления, которые оказывают воздействие на компании и организации всех форм собственности. Их учитывают институциональные инвесторы и финансирующие организации в своих инвестиционных стратегиях и кредитных политиках.

esg-i-zelyonoe-finansirovanie-1_Страница_13_cr.jpg

Существует такое понятие, как ESG-инвестирование – подход, который предполагает рассмотрение широкого набора экологических, социальных и управленческих факторов и их влияния (как положительного, так и отрицательного) на результаты деятельности.

По данным PwC, к 2025 году ESG-фонды будут держать в управлении больше активов, чем прочие фонды. При этом рыночная доля ESG-фондов в 2025 году вырастет до 57% по сравнению с нынешними 15%.

esg-i-zelyonoe-finansirovanie-1_Страница_14_cr.jpg

Эксперты BIK Ratings отмечают, что сейчас в Беларуси насчитывается большое количество крупных и средних компаний, которые знают и оценивают свои экологические, социальные и корпоративные риски бизнеса.

"Многие беларуские компании активно развивают КСО, инвестируют в экологические и социальные инициативы. При этом отсутствуют беларуские компании с присвоенными им ESG-рейтингами. Что связано в первую очередь с отсутствием представителей международных рейтинговых агентств в Беларуси и с дороговизной их услуг.

Продвижение устойчивого инвестирования в стране, стимулирование бизнеса и частного капитала к участию в реализации проектов устойчивого развития внесет неоценимый вклад в достижение национальных и глобальных целей".

Изучив методологии ESG-рейтингов международных и национальных рейтинговых агентств, учитывая специфику беларуского рынка, BIK Ratings уже ведет разработку будущей методологии присвоения ESG-рейтинга, которая будет основываться на принципах прозрачности, объективности, международной сопоставимости результатов оценки. Оцениваться будут следующие факторы:

E

  • Влияние на атмосферу
  • Влияние на водную среду
  • Влияние на почву и природные ресурсы
  • Экологическая стратегия компании
  • Практика обращения с отходами
  • Планы по снижению негативного влияния на экологию и внедрению эко-инновации и др.
S

  • Политика КСО
  • Уровень оплаты труда
  • Уровень социальной защиты персонала
  • Система охраны труда
  • Взаимодействие с клиентами
  • Система минимизации социальных рисков
  • Осуществление социального маркетинга
  • Практика социально ответственного инвестирования

G

  • Деловая репутация
  • Стратегия развития
  • Эффективность деятельности совета директоров и исполнительных органов
  • Риск-менеджмент
  • Прозрачность деятельности бизнеса.
esg-i-zelyonoe-finansirovanie-1_Страница_58_cr.jpg

Участниками Глобального договора ООН в Беларуси, в основе деятельности которых лежит концепция устойчивого развития, объединяющая три ESG-направления, являются 28 компаний. В обзоре  BIK Ratings приводится ряд примеров деятельности беларуских бизнесов в рамках  ESG-стратегии. 

Так, МТБанк один из первых в Беларуси поддержал развитие сферы КСО в стране, вступив в 2006 г. в Глобальный договор ООН. С тех пор корпоративно социальной ответственности уделяется большое внимание, а также она включена в стратегические планы Банка.

С 2010 г. Банк публикует отчёт об участии в Глобальном договоре ООН (до 2018 г. имел иное название). Банк заключил соглашение с международной финансовой организацией NEFKО для финансирования энергоэффективных проектов. Также Банк провел акцию «Освежи мир», направленную на экономическое и экологическое образование участвующих, в рамках которой участниками также была высажена аллея из рябин.

Сбер банк ежегодно с 2015 г. публикует годовой отчёт, в рамках которого представлен блок «Корпоративное управление», в 2019 г. также появился блок «Корпоративная социальная ответственность Банка», который в отчёте за 2020 г. был модифицирован в блок «ESG-повестка». В рамках E-вопроса Банк в 2020 г. предпринял следующие действия: 
  • организовал раздельный сбор отходов производства с последующей сдачей их на переработку,
  • сократил выбросы CO2,
  • заменил осветительные приборы на энергоэффективные светодиодные,
  • поддержал зелёное финансирование;
  • в рамках S-вопроса: направил средства на благотворительность и спонсорство и провел мероприятия по финансовой грамотности;
  • в рамках G-вопроса: продолжает поддерживать эффективность корпоративного управления.

Альфа-Банк занимает активную социальную позицию. На данный момент около 5% кредитного портфеля Банка составляют кредиты на зеленую энергетику и сельское хозяйство. Из примерно 15 млн USD текущего объема вложений в Банк развития Республики Беларусь около 8% кредитов было направлено на экологию, 14% — на женское предпринимательство и развитие регионов и 3% — на стартапы.

Банк имеет опыт реализации Программы энергоэффективности с ЕАБР. Банк участвует в проектах «Фестиваль уличных театров» и «Тэатральны куфар». АльфаБанк открыл сеть коворгинга для клиентов в Минске и Гродно и создал Академию бизнеса, в рамках которой проводятся тренинги и семинары для предпринимателей в регионах.

Телеком-оператор А1 с 2014 г. имеет стратегию в области КСО. В августе 2021 г. Компания провела реорганизацию отдела корпоративных коммуникаций, функции которого перешли к управлению общественных связей и ESG. А1 разработали и утвердили экологическую политику на 2021–2025 годы, определили конкретные цели и задачи по трем основным направлениям: энергоэффективность, сокращение выбросов углекислого газа в атмосферу и снижение мусорного следа.

Среди мер, которые для этого реализуются в компании: внедрение технологий естественного охлаждения оборудования базовых станций, модернизация электропитающих установок на технологических объектах, а также создание
энергоэффективного зелёного офиса. 

Green стал первым крупным ритейлером, подписавшим соглашение о взаимной социальной ответственности и взаимодействии в сфере экологии. Green объявил об открытии экологической платформы на базе сети своих гипермаркетов, в рамках работы проекта будет происходить
  • поддержка «экологически дружественного» производства продуктов питания в рамках бренда «Местное известное»,
  • продажа бумажных пакетов по цене пластиковых,
  • отказ от пластиковых трубочек,
  • а также выделение грантов на развитие бизнеса, стимулирование к производству экологически чистых продуктов и создание собственного бренда «Green Eco».

Сеть планирует объявить конкурс по разработке фирменного стиля для бренда многоразовых изделий. Главной же инициативой станут «Эко выходные», которые будут посвящены теме экологического потребления и реализованы в магазинах сети.

Евроопт прорабатывает возможности обеспечения магазинов биоразлагаемыми пакетами, а также специальными фирменными многоразовыми тканевыми сумками. Наиболее популярными направлениями социальной помощи является адресная поддержка общественных организаций и объединений, спонсорская помощь организациям профессионального и детско-юношеского спорта.

Проводятся ежегодные благотворительные акции и социальные проекты. Обеспечены комфортные условия труда. Евроторг рассматривает проект перехода на электрический автотранспорт, однако стоит вопрос его эффективности. У компании есть интерес к эмиссии ESG-облигаций.

Поделиться
Материалы по теме:
Обсуждение:
Читайте также: