Ассоциация розничных сетей: "Ритейл ничего не имеет против беларуских товаров, но может продать только то, что нужно покупателю"

Поделиться

На заседании коллегии Министерства антимонопольного регулирования и торговли, 19 февраля 2021 года были одобрены Рекомендации по обеспечению соблюдения положений Доктрины национальной продовольственной безопасности Республики Беларусь на 2021 год.

Как сообщается на сайте МАРТ, министерство рекомендует ритейлерам при реализации (поставке) продовольственных товаров, в том числе социально значимых:

  • обеспечить достижение удельного веса продовольственных товаров отечественного производства в объеме розничного товарооборота организации по итогам 2021 года на уровне не ниже: оптимистический – 85%; недостаточный – 80%;
  • с учетом международной практики популяризации национальных товаров обеспечить размещение и выкладку товаров отечественного производства в визуально и физически доступных местах способами согласно приложению, обозначение мест размещения и выкладки товаров отечественного производства специальной вывеской или надписью «Сделано в Республике Беларусь/Зроблена ў Беларусi».

Также известно о рекомендациях субъектам торговли, производителям и поставщикам товаров "ограничить совокупный размер любых вознаграждений в размере, не превышающем пять процентов от цены".

А интернет-магазинам - "обеспечить наличие в продаже товаров отечественного производства, визуально обозначив (например, белорусским орнаментом), а также усовершенствовать технические возможности онлайн-магазинов".

Marketing.by обратился к экспертам с вопросами, насколько рекомендации по повышению доли беларуских товаров реалистичны.

Наталия Шаблинская, исполнительный директор некоммерческого объединения «Ассоциация розничных сетей»:

1575_oooo.plus.png

- Планирует ли Ассоциации розничных сетей каким-либо образом реагировать на рекомендации МАРТ по увеличению доли белорусских товаров в торговых сетях? Возможно, обращаться в министерство с описанием своей позиции…

- По этому вопросу ассоциация никаких обращений делать не будет. По очень простой причине: сегодня говорить об этом несвоевременно. Это пустые хлопоты, которые занимают время, а пользы не приносят. У нас есть поважнее дела: например, то же Постановление Совмина №100 «О временных мерах по стабилизации цен на социально значимые товары первой необходимости».

Если рассуждать философски, то мы за беларуский товар двумя руками – это правда. Но чтобы он был в достаточном количестве и по разумной цене, которая удовлетворяет нашего потребителя. И хорошего качества, чтобы он заинтересовал покупателей. Доля импорта, это в основном товар, который у нас не производится. Так называемый - критический импорт.

Это немаловажный вопрос: ритейл ничего не имеет против беларуских товаров, но магазин может продать только то, что нужно покупателю, и в том количестве, сколько потребитель может переварить. Если сегодня у нашего покупателя не будет денег, то как мы сможем продать ему этот товар, который в большинстве случаев еще и заведомо дороже?

Понимая важность реализации отечественных товаров, Ассоциация розничных сетей 12.02.2020 года одна из первых присоединилась к Рекомендациям по обеспечению соблюдения положений Доктрины национальной продовольственной безопасности Республики Беларусь. Мы работаем в рамках этих требований.

Кроме того, мы за рынок. Мы имеем открытые границы, у нас единое экономическое пространство – как возможно запретить доступ товара на наш рынок?  Если я хочу купить какой-то определенный товар, то я его куплю – не в магазине, значит на рынке или в интернете. Предложений сегодня предостаточно.

- Оптимистичная доля беларуских товаров рекомендована в 85%, а недостаточная - 80%. Это приближено к реальности или из области фантастики?

- Думаю, что близко к нереальному, так как это высокий показатель. В этом направлении всем предстоит еще поработать. В определенный период времени у нас была доля на уровне 83%. Но тогда у нас был ограничен ввоз и вопрос конвертации валюты, что не позволяло импортировать товары из других стран.

Но вообще, в Беларуси продовольственные товары в общем импорте составляют всего 7%. И я не считаю, что вот эти семь процентов стоят того, чтобы принимать жесткие меры, наказывая штрафами и закрытием магазинов. Мы видим свою задачу – максимально обеспечить покупателя отечественным товаром. 

Сергей Скороход, руководитель ресурса о розничной торговле и e-commerce в Беларуси Belretail.by:

1807_oooo.plus.png

- Насколько рекомендации МАРТ соотносятся с реальными возможностями как местных производителей, так и ритейлеров по наполнению полок беларускими товарами? 

- Еще несколько лет назад тогдашний замминистра торговли Ирина Наркевич по этому вопросу собирала большое совещание, на котором присутствовали представители производителей и ритейлеров. Основные проблемы значительной части беларуских производителей, которые тогда обсуждались и которые, я уверен остаются до сих пор – это неспособность производителей предложить конкурентную цену, отсутствие маркетинга, нестабильное качеств продукции и нестабильность поставок. FMCG-ритейлерам важно быстро продавать товар, т.к. у них низкомаржинальный бизнес (около 1%) и все процессы должны быть отлажены. Хорошо продается тот товар, который имеет приемлемую для покупателя цену и который покупатель знает. 

Исходя из вышесказанного - реализация рекомендаций МАРТ находится на стороне самих производителей. Чем более качественный товар они будут предлагать, чем больше потребителей будет желать купить этот товар, то и ритейлеры будут мотивированы предлагать эти товары своим покупателям.

- В рекомендациях есть пункт о том, что на полках беларуские товары должны занять самое привлекательное место. А как известно, в ритейле борьба и плата за полку - один из ключевых моментов в работе магазинов с поставщиками. Могут ли эти рекомендации реально вот так просто выдвинуть вперед "задвинутые" белтовары?

- Если беларуские производители будут выделять маркетинговые бюджеты для продвижения своих товаров, в том числе и в торговых залах, то смогут занять более привлекательное место. Но в любом случае им нужно будет конкурировать с зарубежными брендами.

Получается, что рынок все решит.

Если же ритейлеры будут опасаться неких репрессивных мер со стороны контролирующих органов, то эти маркетинговые платежи они будут «зарывать» в другие услуги, которых достаточно много. В убыток никто работать не будет, и государство лишь провоцирует ритейлеров на серые схемы взимания платежей за место на полке.  

- Какие настроения среди ритейлеров? Принимают ли они всерьез эти рекомендации, планируют ли корректировать позицию государства?

- Думаю, что в ситуации правового дефолта в стране и экономического кризиса многие ритейлеры будут опасаться административной ответственности. К сожалению все они одиноки перед государством и не могут каким-либо образом влиять или корректировать его решения.

Несколько крупнейших ритейлеров, к которым Marketing.by обратился за комментарием, отказались озвучивать официальную позицию насчет рекомендаций МАРТа. В неформальной беседе нам прокомментировали требование о 80-85% беларуских товаров как "фантастическое". 

Поделиться
Материалы по теме:
Обсуждение:
Читайте также: