"Ритейл как мыльный пузырь": Крупные производители собрали пресс-конференцию, чтобы рассказать о неплатежах сети "Домашний"

Поделиться

Несколько компаний-производителей 9 марта провели в Минске нетипичное для Беларуси мероприятие: собрали на пресс-конференцию журналистов, чтобы рассказать о своих безуспешных попытках взыскать задолженность с торговой сети «Домашний».

Организатором пресс-конференции выступило иностранное унитарное предприятие «Бритиш – Американ Тобакко Трейдинг Компани». Среди других спикеров - представители УП «Кока-Кола Бевриджиз Белоруссия», «Торговой компании «Минск Кристалл Трейд», «Кондитерской фабрики «Витьба», торгового дома «Молочные горки», СЗАО «Агрокомбинат «Колос».

На мероприятие были приглашены представители сети «Домашний», однако они решили не присутствовать на пресс-конференции.

photo_2021-03-10_02-30-49_.jpg

Нет денег и торгового оборудования

Истории у всех спикеров пресс-конференции примерно одинаковые: раньше успешно работали с торговой сетью "Домашний", но с декабря 2020 года возникли проблемы. Продукция в торгую сеть отгружалась, а платежи от ритейлера поступать перестали. 

Компании два месяца вели переговоры, предлагали разные варианты решения проблемы, пытались вернуть товар и торговое оборудование, но теперь отчаялись и решили вынести проблему на публичное обсуждение. 

Последней каплей стала новость о реорганизации "Гамма Ритейл" - одного из юрлиц сети торговой сети "Домашний". Из него хотят выделить 16 компаний, а кредиторы об этом узнали случайно, хотя по закону должник должен их уведомить об этом за месяц.

Павел Довгаль, заместитель директора по работе с ключевыми клиентами «Бритиш – Американ Тобакко Трейдинг Компани»:

- На данный момент мы не получаем оплату за поставленную продукцию - с конца декабря. На протяжении января-февраля мы пытались общаться с сетью "Домашний", в том числе с предполагаемым собственником напрямую, по поводу разрешения этой ситуации. Причины неоплат озвучены не были, но нам говорили, что со стороны сети ведется активная работа по привлечению дополнительного инвестора, что поможет исправить ситуацию. Изначально заявлялись сроки к концу января, далее они были перенесены ближе к середине февраля, но и сейчас дебиторская задолженность не погашена. При этом мы приезжали в магазины сети: продукция была, магазины не закрывались, торговля шла, значит, оборотные средства для погашения дебиторской задолженности были. Но возвращение дебиторской задолженности - это одна сторона, сейчас есть трудности и с возвратом  торгового оборудования.

По словам Павла Довгаля, «Бритиш – Американ Тобакко Трейдинг Компани» предлагала ритейлеру различные варианты по выходу из ситуации - частичная оплата, рассрочка, возвращение продукции и т.д. Тем не менее, долг более 500 тысяч рублей остается, и уже две недели компания не может связаться с собственником торговой сети. 

Андрей Рощупкин, первый заместитель генерального директора «Кока-Кола Бевриджиз Белоруссия», сообщил, что «Домашний» задолжал его компании более 400 тысяч рублей. Также не возвращается торговое оборудование - 80 единиц холодильного и 500 единиц торгового оборудования (паллеты, стойки). 

Сумма долга «Домашнего» перед торговой компанией «Минск Кристалл Трейд» — более миллиона рублей. Перед «Витьбой» — 122 тысячи рублей.

Зачем собирать журналистов

Но почему компании решили собирать пресс-конференцию? Как рассказал Сергей Красовский, заместитель директора по юридическим вопросам «Бритиш – Американ Тобакко Трейдинг Компани», был выбран именно такой формат обострения этого вопроса, так как компании во многом исчерпали средства традиционного взыскания дебиторской задолженности: 

- Кроме того, безотносительно торговой сети «Домашний», считаем необходимым подсветить те пробелы, которые имеются в настоящее время, и которыми пользуется торговая сеть «Домашний», для того чтобы не возмещать кредиторскую задолженность... Собирали эту пресс-конференцию как стимул для регуляторов - чтобы обратили внимание. Пожалуйста, уполномоченные органы, воспримите это как проблему, это много денег. Начните действие, посмотрите пристально на эту проблему.

То есть получается, что пресс-конференция больше направлена не на то, чтобы проснулась совесть у торговой сети, а чтобы производителей и поставщиков услышали контролирующие органы и обратили внимание на возникшую проблему.

- Необходимо четко понять, что это. Так объективно ситуация будет развиваться в дальнейшем? Тогда нужно четко понимать регулятору, какие меры предпринимать к таким крупным субъектам хозяйствования, которые существенным образом влияют на экономическое положение производителей и поставщиков... Представьте, что еще начнут падать такие же сети. Это приведет к той ситуации, которую очень часто вспоминают на официальных мероприятиях, когда в 90-х и продавать нечего было. Не получая денег даже поддерживать производство в тех объемах, которые есть, очень сложно, - считает Андрей Рощупкин и добавляет, что регуляторам необходимо изменять подходы. Потому что подобная ситуация может стать проблемой не только каких-то субъектов хозяйствования, а и серьезным образом повлиять на экономическую и продовольственную безопасность страны.

Вадим Рудович, заместитель директора по продажам СЗАО «Агрокомбинат «Колос» предложил поставщикам, дистрибуторам, производителям сейчас объединяться для защиты от будущих подобных моментов. Например, создать общий совместный чат, в котором делиться информацией, как только возникают какие-то тревожные предпосылки.

- С любой сетью завра может произойти все что угодно. Потому что мы не знаем финансового состояния сетей. Это такой мыльный пузырь: вроде бы они все работают хорошо, вроде бы у них все классно, но потому вдруг перестают платить. Что делать нам? Потому что завтра на этом месте может быть любая другая сеть.

Поделиться
Материалы по теме:
Обсуждение:
Читайте также: