Как собрать на культуру во время пандемии? Опыт краудфандинга для журнала "Мiнкульт"

11 Мая 2020 Бажена Лис 3603 0 Мнение СМИ и медиапроекты
Поделиться

Писатель Сергей Календа запустил краудкампанию в поддержку литературного журнала «Мінкульт». За первую неделю кампании проект собрал больше трети от нужной суммы, цифра продолжает расти. Несмотря на сложную кризисную ситуацию, проект развивается. Спросили у Сергея, зачем в войну нужна культура и что из фантастики можно будет почитать в новом номере.

1690_oooo.plus.png

— Сергей, кампания начата в сложный период. Но, впрочем, она была анонсирована заранее. Что тебя убедило не останавливаться?

— Пандемию сравнивают с войной и не просто так. Пандемия убивает как человека, так и человеческое в нас. Война делает тоже самое. И тут возникает вопрос, что если бы мы не будем заниматься культурой в такое сложное время, тогда за что и зачем мы тогда сражаемся? Поэтому начинать или не начинать кампанию — вопрос так вообще не стоял.

— Новый номер Минкульта — про фантастику, там собрано приличное количество разных авторов. Кого бы ты посоветовал лично от себя?

— Я бы дал немного более широкое определение: номер будет про фантастику и про фэнтези. Изначально были мысли сделать выпуск в жанре «твердой» научной фантастики. Но это все же маркер ХХ века. Благодаря эклектике же выпуск найдут интересным куда больше читателем. 

Что касается моих личных рекомендаций, то я бы советовал читать Владимира Садовского, Татьяну Замировскую, Сергея Балахонова, эти писатели есть в новом номере. Каждый текст, в журнале принадлежит сильному и интересному писателю. Вот например из перечисленных писателей Владимир Садовский написал успешную книгу в жанре исторического зомби хоррора “1813”, удачно совместив исторические события с восстанием зомби. Татьяна Замировская прекрасный стилист и мистик, её творчество сравнивают братьями Стругацкими.

Сергей Балахонов написал книгу «Имя груши», постмодернистский ответ постмодернисту Умберто Эко. 

Minkult_3.png

— Вспоминая свои любимые книги в этом жанре не могу не отметить, что фантастическая литература далеко не всегда описывает позитивные сценарии будущего. О каком будущем мы узнаем от писателей номера?

— Если бы я поверил во все, что сулят писатели номера, то мне было бы страшно выходить из дома. Но, что главное и что лично меня цепляет — у нас нет фатальных и безысходных текстов. Даже самый мрачный текст пронизан нитью чего-то светлого, что обязательно победит. Это дает даже не надежду, а уверенность, что жизнь продолжается. 

— Нет ощущения, что вокруг творится какое-то кино?

— Постоянно об этом думаю, но суть не в этом. Мне интересно, мы в самом начале истории или это уже эпилог одного из эпизодов пошел. Или наступает вторая часть  большой истории человечества. Вообще, пророческой фантастика бывает именно благодаря тому, что создается писателями, которые умеют анализировать современность, и проецировать догадки в будущее. Как правило, это проецирование часто срабатывает, потому что имеет рациональный, скажем так, математический анализ времени тут и теперь.

— Чему нас может научить изоляция на твой взгляд? 

— Научиться развлекаться. Также как и литература: может быть сложной и философской, а может быть просто развлекательной.Настало такое время, когда надо по новому взглянуть на собственную жизнь и общение с близкими. Да и время вернуться к книгам, да. Несмотря на то, что магазины закрываются, сам вижу, как люди покупают книги и читают. Есть время — настала пора посвятить ему созерцание. Пандемия обязательно кончится, мир перестроится, а вот багаж прочитанного никуда уже не денется. В сложную эпоху труднее всего облагородить душу, но если над этим не работать, то непонятно, зачем тогда вообще что-то делать. 

— Когда твои дети подрастут и повзрослеют, с какими авторами ты их познакомишь?

— Когда вырастут познакомлю с Луи-Фердинандом Селином, Генри Миллером и Хантером Томпсоном. Потому что они прекрасные романтики! (смеется)

— Как ты считаешь, что уникального у культурных продуктов, которые выходят в такие сложные периоды?

— Уникальное в том, что они обязательно станут культурологическими артефактами. У меня нет неуверенности в том, что это все кончится. Обязательно кончится. Но "пандемический культурный артефакт", в том числе и наш журнал, останется. И даже по тому срезу текстов, которые в нем представлены, можно будет взглянуть на эпоху через пять, десять и больше лет. Литература, тем более опубликованная, всегда отражение в зеркале, пропущенное через призму слов.

Поделиться
Материалы по теме:
Обсуждение:
Читайте также: