Конфликт вокруг бутылки "Винокурни Нарочь". Ученые, юристы и обычные люди выясняли, похожа ли упаковка беларуского коньяка на шотландский виски

Поделиться

Компания WG&S, производитель шотландского виски, обратилась в МАРТ за защитой своих прав, заявив о недобросовестной конкуренции со стороны ООО «Винокурня Нарочь». Предмет конфликта - форма упаковки коньяка беларуского производства, которая, по мнению иностранной компании, схожа до степени смешения с бутылкой виски Grant’s. 

Министерству антимонопольного регулирования и торговли пришлось провести целое расследование с привлечением юристов и ученых, чтобы определить: есть ли о чем ломать копья? Чиновникам пришлось даже провести социологический опрос! 

В чем претензии WG&S

В своем заявлении компания отметила, что бутылка шотландского виски «Grant’s» имеет уникальный дизайн (так называемая «треуголка»), который способствует популярности напитка и является визитной карточкой компании WG&S. 

В жалобе иностранный производитель сообщил что "ООО «Винокурня Нарочь» осуществляет розлив коньяка «Командирский», розничная упаковка которого (внешний вид бутылки) до степени смешения сходна с товарными знаками компании WG&S. Использование ООО «Винокурня Нарочь» такой розничной упаковки, по мнению заявителя, вызывает у потребителей ассоциацию, что коньяк «Командирский» является продуктом компании WG&S и (или) разработан под контролем компании WG&S и (или) с согласия компании WG&S. 

В то же время компания WG&S никогда не давала ООО «Винокурня Нарочь» разрешения использовать свои товарные знаки. Более того, в магазинах розничной торговли коньяк «Командирский» и шотландское виски «Grant’s» размещены на полках рядом или в непосредственной близости друг от друга. Таким образом, ООО «Винокурня Нарочь» достигает поддержания и увеличения объема потребительского спроса на коньяк «Командирский» не за счет собственных вложений, а за счет многолетней репутации и известности компании WG&S и ее товарных знаков. 

ООО «Винокурня Нарочь» также получает дополнительные конкурентные преимущества за счет установления более низкой розничной цены на свой товар, поскольку потребитель с большей долей вероятности выберет коньяк «Командирский» вместо шотландского виски «Grant’s», будучи введенным в заблуждение формой бутылки и, соответственно, полагая, что выбирает продукт компании WG&S по более низкой цене".

al-800x600.jpg

552799.jpg

WG&S обратилась и к ООО «Винокурня Нарочь» с требованием прекратить нарушения прав интеллектуальной собственности компании. Однако беларусы не ответили на обращение. 

Иностранный производитель  просил МАРТ установить факт наличия нарушения ООО «Винокурня Нарочь» антимонопольного законодательства в части недобросовестной конкуренции и вынести предписание беларуской компании.

«Винокурня Нарочь»: треугольная бутылка не уникальна

По запросу МАРТ ООО «Винокурня Нарочь» указало, что первая партия коньяка «Командирский» с использованием треугольной стеклобутылки произведена 25.08.2017, реализация продукции начата 31.08.2017. А дизайн упаковки был разработан агентством Ad Astra Riga AS (Латвия).

"Производство коньяка «Командирский» осуществляется согласно лицензионному договору № 18/ЛД от 26.12.2016, заключенному между 5 ООО «Винокурня Нарочь» и ООО «Русские Традиции» (Российская Федерация). Закупка треугольной стеклобутылки (Бутылка стеклянная Штурман-2-В-30-6Б-500) осуществлялась у ООО «Стекольный Альянс» (Украина), которое является официальным дистрибьютором стеклозавода ООО «Вольногорское стекло». При этом ни производитель, ни дистрибьютор не ограничивали свою реализацию требованиями о согласовании использования бутылки. Кроме того, в треугольной стеклобутылке коньяк «Командирский» производится и в Российской Федерации. 

штурман.JPG

О реализации на территории Беларусь шотландского виски «Grant’s» в «Винокурне Нарочь» было известно, однако там не посчитали дизайн розничной упаковки коньяка «Командирский» сходным до степени смешения с дизайном розничной упаковки шотландского виски «Grant’s» - "ввиду таких существенных отличий, как общий внешний вид, форма этикетки и колпака, их цветовая гамма и содержание, элементы и детали внешнего вида бутылки (отличительной особенностью стеклобутылки шотландского виски «Grant’s» является наличие эмбоссинга в виде эмблемы, наименования компании и даты ее основания)".

Собственно, поэтому беларуский производитель и не обращался в в компанию WG&S по вопросу о получении права на использование на территории Беларуси товарных знаков заявителя.

ООО «Винокурня Нарочь» также считает, что "конкурентные отношения по продукции, произведенной в треугольную стеклобутылку, отсутствуют, так как продукция идентифицируется различными видами: ООО «Винокурня Нарочь» производит коньяк, а компания WG&S - виски".

Спорную упаковку исследовали ученые 

Чтобы получить независимую оценку наличия или отсутствия сходства товарных знаков заявителя и розничной упаковки (внешний вид бутылки) коньяка «Командирский», МАРТ направил запросы ряду организаций.

Так, специалисты-дизайнеры кафедры коммуникативного дизайна факультета социокультурных коммуникаций БГУ пришли к следующему единому мнению:

"Трехгранная форма розничной упаковки шотландского виски «Grant’s» является зарегистрированным товарным знаком. Характеристики предметной формы коньяка «Командирский» принципиальной индивидуализации не имеют, так как мелкая пластика (рельеф) занимает незначительную площадь, является невыразительной по тактильным ощущениям, что делает ее лишь нюансной моделировкой предметного образа бутылки шотландского виски «Grant’s» и не приводит к созданию нового самостоятельного образа. 

Это подтверждается и фото проекции бутылок, на которых очевидны тождественные характеристики формообразующих элементов объемных товарных знаков. К индивидуальной разработке упаковки коньяка «Командирский» 7 можно отнести только этикетку на поверхности бутылки и крышку. Они имеют свою авторскую цветографическую компановку. Но при этом конфигурация этикетки с золотым ободком на лицевой стороне стеклянной упаковки коньяка «Командирский» совпадает с конфигурацией этикетки бутылки шотландского виски «Grant’s». 

При ассоциативном распредмечивании названных объектов розничной торговли покупателями может создаться впечатление о причастности коньячной бутылки «Командирский» к известному бренду виски «Grant’s». Анализируя механизмы визуального, эмоционально-чувственного и тактильного воздействия на покупателя можно утверждать, что объемные товарные знаки, представленные для сравнения, сходны до степени смешения".

НЦИС на вопрос МАРТ имеются ли неохраняемые элементы в объемных товарных знаках заявителя № 57327, № 57328, № 57329, сообщил, что единственным неохраняемым элементом является словесное указание на вид товара и место его производства «BLENDED SCOTCH WHISKY THE FAMILY RESERVE FAMILY OWNED PRODUCT OF SCOTLAND», содержащееся в товарном знаке по свидетельству № 57328.

"Выделить доминирующие элементы в указанных товарных знаках не представляется возможным. Правовая охрана предоставлена в целом заявленным обозначениям: объемной форме, этикеткам, словесным и изобразительным элементам в составе композиций, которые в совокупности индивидуализируют производителя - владельца товарных знаков № 57327, № 57328, № 57329 компанию WG&S".

Разные мнения патентных поверенных

Заявитель WG&Sпредставил сравнительный анализ упаковок коньяка «Командирский» и виски «Grant’s», проведенный патентным поверенным Республики Беларусь Королёвой С.В. 

Специалист сопоставила внешний вид упаковок, используемых этикеток, а также оценила общее зрительное впечатление. Вот ее выводы:

  1. розничная упаковка коньяка «Командирский», используемая ООО «Винокурня Нарочь» в Республике Беларусь, и розничная упаковка виски «Grant’s», используемая компанией WG&S, характеризуются рядом признаков, большинство которых тождественно;
  2. перечисленные различия в виде формы этикеток, длины и формы крышек не оказывают существенного влияния на формирование отличительного характера сравниваемых бутылок с крышками, поскольку такие формы часто используются в оформлении алкогольной продукции;
  3. оригинальность, индивидуальность и запоминаемость обеим бутылкам придает трехгранная форма корпуса, а этот признак является в сравниваемых бутылках тождественным;
  4. благодаря схожей цветовой гамме надписей и графических элементов, наличию общих графических элементов, а также тождественной трехгранной форме, розничные упаковки, используемые ООО «Винокурня Нарочь» и компанией WG&S, формируют общее зрительное впечатление.

Со своей стороны, ООО «Винокурня Нарочь» предоставило заключение патентного поверенного Республики Беларусь Рачковского В.В. по экспертизе товарного знака и внешнего вида товара. Эксперт отметил: 

"Внешний вид товаров коньяк «Командирский» и виски «Grant’s» в силу существенности отличий по характеристикам композиционного построения этикеток, индивидуальных пропорций и деталей оформления бутылок, цветовых сочетаний, преобладающих цветов в данных цветовых сочетаниях, цветового решения основных элементов, а также в силу различия доминирующих словесных элементов, заложенной в оформлении очевидной потребителю семантики не является сходным до степени смешения и не приводит к формированию общего зрительного впечатления и необходимой ассоциации указанных товаров друг с другом".

МАРТ провел опрос населения

Дополнительно ко всему этому МАРТ провел социологический опрос (анкетирование). Его цель - изучение мнения потребителей, сравнение внешнего вида упаковок коньяка «Командирский» и виски «Grant’s». А также - выяснение, может ли упаковка коньяка «Командирский» вызвать у потребителей ассоциацию принадлежности этой продукции к бренду виски «Grant’s». 

Общее количество опрошенных респондентов составило 258 человек, из которых 190 являются потребителями крепких алкогольных напитков. Большинству опрошенных респондентов (55,8%) известен виски «Grant’s.

Вот что показало анкетирование:

  • "Отсутствие сходства упаковок товаров (внешнего вида бутылки) виски «Grant’s» и коньяка «Командирский» отмечает большая часть опрошенных потребителей - 53,5%, в тоже время 39,9% считает их схожими. При этом только 11,2% опрошенных указали, что упаковки товаров в целом похожи, 26,3% - частично похожи, 29,5% - мало похожи, 25,9% - совсем не похожи, 6,5% затруднились с ответом.
  • Абсолютное большинство опрошенных - 74,8% - также полагает, что товары — виски «Grant’s» и коньяк «Командирский» не похожи, а 19,4% - считают эти товары схожими.
  • Подавляющее большинство респондентов - 78% не допускают возможности приобретения коньяка «Командирский» по ошибке, думая, что приобретают виски «Grant’s». Только 10,5% потребителей ответили, что могли бы ошибочно купить коньяк «Командирский».
  • Больше половины всех опрошенных — 64,4% считает, что коньяк «Командирский» и виски «Grant’s» не могут являться товарами одного производителя.

Вместе с тем часть потребителей - 27,9% допускает, что у данных товаров один производитель. Несмотря на то, что часть всех опрошенных респондентов считает, что розничные упаковки (внешний вид бутылки) коньяка «Командирский» и виски «Grant’s» имеют сходство (39,9%) и могут являться товарами одного производителя (27,9%), в результате опроса не установлено, что указанные товары являются сходными до степени смешения, а также не установлена способность создания смешения с деятельностью компаниия WG&S в связи с использованием ООО «Винокурня Нарочь» розничной упаковки (бутылки) трехгранной формы и создания впечатления причастности к бренду".

Проанализировав всю собранную информацию, Министерство антимонопольного регулирования и торговли решило, что в действиях общества с ограниченной ответственностью «Винокурня Нарочь» нет нарушений антимонопольного законодательства.



Поделиться
Материалы по теме:
Обсуждение:
Читайте также: