История белорусского ТВ-продакшена: о том, как все начиналось 20 лет назад

10 Декабря 2013 Marketing.by 4294 0 Другое
Поделиться

Сегодня в Беларуси насчитывается около 20 студий, которые занимаются продакшеном в рекламе. Согласитесь, конкуренция серьезная для белорусского рынка. Но мало кто знает, что свою историю белорусский продакшн начал раньше, чем современное белорусское государство. Если быть точным – в 1993 году.

Тогда Владимир Ростиславович Янковский, сегодня уже известный белорусский режиссер, первый, кто в те самые 90-е решил заняться таким незнакомым для многих делом, как съемкой рекламных роликов: «В 1993 году я встретил единомышленников из Беларусьфильма. Мы вместе организовали компанию «Ювепс» с расчетом на то, что будем снимать кино. Но тогда в киноиндустрии был кризис, и я предложил заниматься торговлей, что было очень модным в то время. Через полгода мое окружение уже состояло почти из одних бизнесменов. И вот однажды я случайно встретил одного знакомого, которому наплел, что у нас есть настоящая кинокомпания. Вдобавок я «слегка преувеличил», сказав, что мы снимаем «крутые коммерческие рекламные ролики». Это было в диковинку для только что «советских людей». Мне поверили и сразу дали $5 тыс. За ночь я придумал сюжет для ролика. Видеоролик был снят для автосалона «ЕвроАвто». Уже через полгода мы использовали этот ролик за образец и ходили по потенциальным клиентам с предложением снять рекламный ролик. Тогда не было рекламных агентств – мы сами придумывали сюжеты, сами вели все переговоры, разрабатывали концепции. Так все продолжалось до 1995 года – тогда я решил начать самостоятельно снимать и создал компанию Irreal pctures. В том же году мои работы были замечены на международном Московском фестивале рекламы, и заказы стали поступать регулярно».

В 1993 году еще один человек приложил руку к появлению и впоследствии развитию белорусского продакшена. Это Александр Шевелевич, ныне генеральный продюсер «Кино Продакшн»: «Кино Продакшн» существует только лет восемь как самостоятельная единица. Прообразом было агентство «Крынь», организованное в 1993 году. Изначально рекламно-коммуникационное агентство «Крынь» было зарегистрировано как кино-видеостудия. Вообще в 1993 году и слова такого как «продакшн» не было. Целью нашего бизнеса было производство кино и видеопродукции. Все мы тогда базировались и снимали на киностудии Беларусьфильм. Вначале мы занимались и съемками клипов, и рекламными роликами, и даже делали некоторые передачи для телевидения. В первой половине 90-х снять получилось только пару рекламных роликов, мы не были столь активными, как Владимир Янковский. Примерно через год после открытия мы стали себя позиционировать как рекламное агентство, которое выполняет множество функций, а не занимается исключительно съемкой рекламных роликов. Через 7 лет «КИНО Продакшен» вырос в самостоятельную структуру, оказывающую услуги по кино, видео, фото и аудио производству для клиентов коммуникационного холдинга «Крынь-SMG». Следующим этапом развития стало полностью «свободное плавание» «КИНО Продакшена».

Для кого снимали рекламные ролики в 90-х? Для всех, кто хотел «стать более заметным и престижным» и у кого были деньги.

В 1994 году первым роликом для Беларуси стала работа для торгового дома «Рампо» Владимира Янковского. Этот ролик стоил около $10 тыс. Владимир Янковский вспоминает: «Рампо» торговал китайскими продуктами. Для съемок в Ратомке мы выстроили китайскую стену, которую «штурмовали» татара-монголы. Все было как в настоящем историческом боевике».  

В то время очень модно было делать имиджевые ролики. И денег на это не жалели. По словам Владимира Янковского, «в одном рекламном ролике для компании, которая уже не существует, я создал настоящий космический полет на другую планету – космонавты шагали по планете, потом взрывалась гора – и оттуда выползал логотип фирмы. Я делал масштабные ролики – и тем отличался от других». Чем не «Звездные войны»? По ходу разговора Владимир Янковский признается, что в то время часто занимался копированием западного кино, создавая при этом «рекламный боевик или фантастический фильм». 

Такие эпические работы были недешевым удовольствием: «В 90-х годах у меня не было малобюджетных роликов: суммы начинались от $5 тыс. и достигали $170 тыс. Рекламный ролик за $170 тыс. был снят для panasonic, правда, заказчик был из России».

В 90-х годах Александр Шевелевич снимал для компании «Атекс», много роликов снималось для финансовых пирамид, модных в 90-е года. Как считает Александр Шевелевич, во второй половине 90-х рекламный ролик его продакшена стоил около $2-3 тыс.

Первый официальный ролик «Крынь» создало в 1994 году для компании «Атекс».

Белорусский рекламный ролик 1995 года «Суп из свежих овощей» агентства «Крынь» получил первую международную награду видеорекламы – шорт-лист Москвоского Международного Фестиваля Рекламы.

Еще один яркий образец рекламы середины девяностых – ролик компьютеров  NTT. Кстати, именно «Крынь» в 1995 году первыми пригласили знаменитого человека, актера, для съемок в белорусской рекламе. Это был Семен Фарада. 

Все три  ролика агентства «Крынь» – сок Соло, суп из свежих овощей и компьютеры NTT – имеют примерно одинаковые кредитсы:
  Продюсер: Валерий Климченко
  Режиссер: Александр Шевелевич
  Оператор: Юрий Елхов

Вся история белорусского продакшена всегда строилась вокруг одного человека. Чаще всего – режиссера. Имя режиссера в 90- годах значило многое: тогда шли с заказом именно к нему. «После третьего рекламного ролика я был уже звездой», – вспоминает Янковский. 


«Раньше клиент шел к режиссеру. Если нужно было что-то «киношное», то клиент шел к Владимиру Янковскому.  Он был дорогим режиссером. Наши услуги стоили дешевле. Если нужен был клип, то – к Игорю Пашкевичу. Алексей Сатолин, ныне генеральный продюсер Партизан продакшн, и Андрей Гнет, режиссер, также начинали у Янковского. Также была организован Куба продакшн (вокруг режиссера Дениса Волкова) и студия play – с режиссером Ольгой Иваненко», – вспоминает Александр Шевелевич.

Со временем появились рекламные агентства, постепенно адаптировалась «западная» профессиональная терминология, которая существует для того, чтобы «вешать лапшу клиенту»  – так до сих пор считает Владимир Янковский: «Когда маленькие девочки полчаса несли всякую муть про ppM – их никто не понимал. Мне хватало 5 минут, чтобы убедить клиента. Но Запад стал диктовать правила. Очень смешно было, когда на съемке рекламного ролика присутствовало человек 20 от рекламного агентства. Вначале я не приносил story-борды, не приносил сметы. Деньги выдавались все полностью и сразу – при заказе. Было доверие. О каком авансе или оплате по факту может идти речь, когда в моей жизни было два случая, когда я приезжал сдавать ролик, а клиента уже не было в живых?».

Первый ролик для современной белорусской компании – «Савушкин продукт» – Владимир Янковский снял в 1996 году с бюджетом в $5 тыс. Из белорусских рекламодателей постоянными клиентами  Irreal pctures были  «Савушкин продукт», BelSwissBank, «Сквирел».

В 2000-х годах Александр Шевелевич проработал в Киеве два года, где увидел правильно организованную структуру работы продакшнена. Вернувшись в Беларусь, он вместе с Владимиром Нефедовым решил приспособить подобную систему в Беларуси. Тогда же они первыми стали приглашать иностранных режиссеров для съемок рекламных роликов. Уже в 2004 году «Крынь» занималась съемкой ролика для  МТС, стоимость которого составляла $15 тыс.

В 2003 году открылся «Куба продакшн-хауз». Через несколько месяцев, уже в 2004 году, на белорусском рынке появилась еще одна продакшн-студия – «Партизан Продакшн».

Кстати, Владимир Нефедов тоже начинал не один, а в команде с Александром Шевелевичем. В самостоятельную жизнь Нефедов ушел в 2007 году, создав One Little production, делая ставку при этом на иностранных режиссеров.

     

По словам Владмира Янковского, он уже 4 года как не занимается съемкой рекламы. К сожалению, ранние работы Владимира Янковского находятся на пленке. Однако в доступе оказались последние его работы.

  

Сегодня в продакшене уже есть почти выстроенная структура: где есть клиент – есть агентство, которое придумывает сценарий и контролирует работу продакшна. Только за последние пять лет количество продакшн-студий, по оценке Marketing.by, увеличилось почти в два раза – значит, самое интересное еще впереди.

Поделиться
Обсуждение:
Читайте также: