Предвыборные лозунги, плакаты и видеоролики отдали на экспертинг. Креативщик, пиарщик, копирайтер и дизайнер оценили креатив кандидатов в депутаты

Поделиться

Всю осень мы внимательно следили на активностью кандидатов на выборы в Палату Представителей беларуского Парламента. Бережно собирали материалы, которые попадались нам на глаза в соцсетях и на улицах - предвыборные плакаты, листовки, выступления на ТВ, видеоролики и прочие "креативы", которые работают на привлечение внимания.

Эту "предвыборную" коллекцию мы отдали на экспертинг: попросили оценить Валентина Лопана, пиарщика и директора «Агентства Деловых Связей», а также Влада Савельева, креативного директора Salmon Graphics. К Владу присоединились коллеги - старший копирайтер Анастасия Никонович и дизайнер Наталья Самоцветова.

Визуальное оформление плакатов и листовок

74692559_3112134252135480_8661400726091595776_n.jpg

Влад Савельев: Интересно, что ЛДП использует предыдущий государственный слоган «За сильную Беларусь», который был использован ранее на президентских выборах. Казалось бы, могли, как партия, придумать свой, но нет.

EHjX3AXXYAANHxn_cr.jpg

Валентин Лопан: Ну, такой беларуский начальник. Председатель колхоза. Для старшего поколения - типичный начальник, за которого нужно голосовать.

Наталья Самоцветова: Плакат сверстан нормально.

Влад Савельев: Читаем слоган "Если можешь - обязан!" И мне кажется, что слоган должен доносить идею, а не вгонять в ступор.

73257855_2453654798250822_6423973676865028096_n.jpg

Влад Савельев: У меня диссонанс вызывает основной лозунг про стандарты справедливости и то, что дальше идет речь об автобусе, дворах и больнице.

74231763_142430337143536_9156046259826458624_n.jpg

Анастасия Никонович: Видя такой стенд, можно подумать, что самому кандидату наплевать на то, как он будет выглядеть в глазах других людей. Это говорит о его отношении к работе.

Влад Савельев: Выглядит, как анонимка, когда из разных газет вырезаются буквы. Понятно, что иногда бывает недостаток средств у этих людей. Но есть же друзья и знакомые, которые владеют фотошопом.

Анастасия Никонович: Даже фотошоп не нужен: купил ватман и трафарет, аккуратненько написал, повесил свою фоточку - и все.

Валентин Лопан: То, что показывает семью — это использование положительного стереотипа. Дизайн — это хорошо. Но откуда у кандидата возможности? Каждый делает как может. Главное не красивый дизайн, а чтобы он был заметен, чтобы обращали внимание. Важно поддерживать фирменный стиль, айдентику во всех проявлениях.

Поэтому если все остальные материалы такие же, как и стенд - то хорошо. А если дизайн каждый раз случайно получается, то это не будет работать.

photo_2019-10-30_15-25-47.jpg

Наталья Самоцветова: У Дика вижу висячие предлоги. А у Дёмина лозунг «Все говорят, а я делаю» - это же из какого-то российского сериала… Из «Домашнего ареста»! Но по дизайну это пока самый нормальный плакат из того, что мы видели.

photo_2019-10-29_20-47-54.jpg

Анастасия Никонович: А вот это мне нравится. Сразу призывает, потом рассказывает о планах, потом обязуется. И нету никаких орнаментов и прочего, что уже вызывает больше раздражения.

Влад Савельев: Можно похвалить за полноту информации, но мне кажется, что для плаката много текста. Беда в том, что они печатают листовки, которые и по квартирам раздают, и используют как плакаты. А это совершенно разные носители с разными законами.

photo_2019-10-01_11-41-32.jpg

Влад Савельев: Важно понимать, где используется медиа. Здесь нужно либо присесть на кортаны, чтобы это все прочитать, либо ЦА - дети и собаки.

75308011_577684399647744_2380668383256379392_n.jpg

Анастасия Никонович: Вот что должно быть на предвыборном плакате кандидата? Этот ни о чем не говорит. Они слоганы такие расплывчатые выбирают, что ты ничего не можешь понять. Из плаката только узнаешь фамилию и как выглядит кандидат.

Влад Савельев: Любая коммуникация должна куда-то вести. Либо на сайт, где почитать о кандидате, либо на его соцсети.

Анастасия Никонович: Кстати, было бы классно ставить разные плакаты около разных проблем: например, вот здесь я починю дороги…

Влад Савельев: ...А здесь не сиди на скамейке, а голосуй!

76706690_3214616485247281_5427647332705370112_n.jpg

Анастасия Никонович: У Насевича фото почти как в Америке - и фотография хорошая, и часы. 

Влад Савельев: У Лужкова есть такая же фотка - один в один.

luzhkov02.jpg

Наталья Самоцветова: У Борушко плакат чистенький, аккуратненький. Видно, потратился на дизайнера

Анастасия Никонович: У Масловского посыл непонятен - он хочет, чтобы за него проголосовали, или команду собрать? Посмотрите на листовку Маши Василевич! Как человек 1997 года рождения мог одобрить такое вообще? Зайдите в инстаграм девочки и сравните с фотографиями. Получается, все делали за нее, и она даже не курировала все это. Тогда о какой ответственности и доверии можно говорить, если работа скидывается на других людей, которые делают хрень?

76706690_3214616485247281_5427647332705370112_n_cr.jpg

Влад Савельев: Мне кажется, слоган еще такой продающий: ты за ответственность хочешь купить доверие.

Анастасия Никонович: А если почитать ее программу - "Проведение миролюбивой и открытой международной политики". Девочка, ты не в президенты баллотируешься, что ты пишешь? Ну это как на конкурсе мисс мира выступают: "Хочу, чтобы был мир во всем мире".

Видеоролики, клипы, выступления

Валентин Лопан: Все сделали в одном стиле, это правильно. Показывают, что они - одна команда и идут одним блоком. И если кто-то позитивно относится к БРСМ, то будет сразу узнавать — о, это наш кандидат.

Анастасия Никонович: Хорошо, что сделали видео, но оно не информативно. У меня ролики не вызвали чувства узнать хоть о ком-то из них что-то больше.

Влад Савельев: Я бы голос дал людям в кадре: чтобы каждый хоть слоган свой сказал. Голос человека располагает. Ну и с видео не поработали — ни по надписям, ни по шрифтам.

Любая коммуникация должна тебя зацепить сначала визуально. Я хотя бы боковым зрением должен что-то увидеть и повернуться к тому же стенду, чтобы прочитать что-то об этом человеке.


Валентин Лопан: Внешность у девушки для беларуских реалий экзотическая, и это работает на нее. А то, что хорошо говорит на беларуском языке - может вызвать некоторое удивление и симпатии. Поэтому маленькую задачку она решила - такого кандидата как минимум запомнят. 

Наталья Самоцветова: Да, я всех этих дядек не запомню, а ее - запомню.


Влад Савельев: Скорее всего, там есть телесуфлер. Но мне кажется, что не сложно заучить какие-то фразы обращения и говорить живым, открытым текстом с людьми. В этом видео кандидат занял статическую позу, смотрит и читает. То есть выбирать нужно не человека, а говорящую голову.

Влад Савельев: Знаете, я бы ее взял в парламент, чтобы веселила людей каждый раз - как бывает в российском или украинском парламенте. Такой кандидат не вызывает доверия — можно было и в образе белого медведя сидеть. Да, это стёбно. Да, можно привлечь внимание к себе, чтобы фамилию запомнили. Но такому кандидату не веришь, что он может сделать что-то серьезное.

Если хотелось заинтересовать молодежь, то нужно было в интернете обращаться, а не на ТВ. Стих в начале тоже не добавляет серьезности и плюсов. Получилось, как на студенческом конкурсе.

У Александра Капелевича есть личный ад - туда и отправим этот ролик.

Валентин Лопан: Внимание она привлечь может и смогла, скриншоты я даже видел в соцсетях. Но что осталось после? Такое изображение немного пугает. Тяжело говорить за всех, но обращение не вызывает позитивных симпатий.

Если в целом говорить о телеобращениях, то кандидаты делают ошибку: они говорят не для своих избирателей в округе, а для всей страны. Но их задача, чтобы о них знали только в том округе, где баллотируются. Поэтому в начале каждого выступления важно сказать, к кому они обращаются: например, "все, кто живет на Грушевке, слушайте".


Влад Савельев: Она, видимо, проходила видимо какие-то курсы по речи и сценическому мастерству, поэтому держится открыто и говорит хорошо. Жесты — такие беларуско-телевизионные.


Влад Савельев: Если делать клип, то его нужно делать красиво. Плохой свет, плохая съемка — все плохое не может собраться в хороший продукт. Если бы закинуть кучу бабла и снять хороших клип, то его реально можно было бы запустить в интернете. Скажем, спеть со звездой, присоединить харизму артиста к своему образу.

Анастасия Никонович: Эту песню мог бы спеть Дядя Ваня, Александр Солодуха — какой-нибудь певец, который умеет это делать. Ну и снять снять клип, где бы тоже появился Марзалюк — это было бы лучше.

Валентин Лопан: Хорошо, что он это делает. Марзалюк немного был слышен не только во время предвыборной кампании, но и раньше - потому что он действующий депутат, Лукашенко его вспоминал, ну и мем про него был. Это работает на его. Потому что большинство других депутатов никто никогда не знает.

Ход с клипом можно похвалить, потому что для нашей аудитории это не совсем стандартно. Это имеет шанс разойтись в сети.

По тому, как построен ролик, видно, что он занимается спортом — это тоже плюс. Монтаж видео перекликается со смыслом песни: по жизни он может где-то упасть, но каждый раз поднимется. Это значит, что он боец, а это позитивный стереотип. Показать, что можно упасть и пойти дальше — это нормально. Тем более, что он показывает неудачи в спорте, а не в работе депутата. Спорт — не основная деятельность, там можно и проиграть. 

Социальные сети

screenshot-www.instagram.com-2019.11.13-00_42_54_cr.jpg

Валентин Лопан: Идут за аудиторией, так как видят, что все в соцсетях, и этот канал нужно использовать. Это можно похвалить, правильно делают. Если тебя нет в интернете, то на кого ты можешь надеяться? Только на пенсионеров, которые смотрят телевизор? Но появляться в соцсетях только перед выборами — это поздно.

Анастасия Никонович: Путь правильный с точки зрения коммуникации: вот она показывает, что делает. Ни какие-то непонятные лозунги, а вот посмотрите: я походила, спросила, что кого волнует, посоветовалась.

screenshot-www.youtube.com-2019.11.13-10_52_36_cr.jpg

screenshot-www.youtube.com-2019.11.13-10_30_36_cr.jpg

Анастасия Никонович: Социальные сети и Ютуб в первую очередь нужно использовать. Потому что ну что тебе дадут один или два эфира на ТВ или статья в газете? Время сейчас совершенно другое.

Влад Савельев: Все соцсети должны быть давно у всех кандидатов еще до выборов. И вся беда в том, что мы узнаем о кандидатах за два месяца до выборов, а не за предыдущие четыре года.

Советы

Влад Савельев:

  1. Меньше внимания уделять наружной рекламе, а больше - соцсетям. Выставлять гео- и соцтаргетинг чтобы найти людей в своем районе, которые хотят что-то изменить.
  2. Использовать современные медиа, чтобы услышать людей, получить конкретные вопросы от людей в вашем регионе.
  3. Быть медийным.
  4. Посмотреть примеры кампаний в других странах. Например, украсть пример кампании у украинского кандидата.
  5. Если что-то не умеешь делать - обратиться к профессионалам.  Дизайнер сделает красивые плакаты, а фотограф - достойное фото.
  6. Нельзя быть резко полярным и категоричным. Не стоит кричать "Россия-враг, чемодан-вокзал-Россия". Если важно понравиться большинству избирателей.
  7. И даже стоит быть немного популистом. Говорить то, что от тебя хотят услышать. Сначала изберись на этой волне – а дальше уже в парламенте двигай свои темы.
  8. Ну и я бы, кстати, шел с лозунгом "Новая Беларусь. Не революция – а эволюция!"

Валентин Лопан:

  1. Решение о том, что идешь в депутаты, нужно принимать в период, когда еще не закончилась кампания по предыдущим выборам. То есть если ты хочешь быть депутатом, то нужно думать про следующие выборы прямо сейчас.
  2. Быть известным, сделать имидж еще до выборов. И когда придет время регистрироваться, то не нужно будет объяснять людям, кто ты такой. И можно будет говорить: "посмотрите, что я уже сделал, а с депутатским мандатом я смогу еще больше".
  3. Когда предвыборная агитация началась, то в первую очередь нужно привлекать внимание избирателей своего округа.
  4. Отличаться от других. Если все в костюмах и галстуках — то ты должен в условных вышиванке или спортивном костюме. Но чтобы это подходило к твоему образу и выглядело стильно и аккуратно. Можно выбрать себе элемент имиджа, который будет тебя отличать от других. Ну как усы и шляпа у Боярского или прическа у Трампа.
  5. Регулярно коммуницировать со своими избирателями. Чтобы люди знали, что можно прийти и поговорить с кандидатом.
  6. Идти в интернет и соцсети. Даже старшее поколение теперь там. Людей, которые смотрят только телевизор, становится все меньше. Тем более, что все делать в интернете можно без больших затрат — с помощью только своего мобильного телефона.

Поделиться
Материалы по теме:
Обсуждение:
Читайте также: