Виталий Яцкевич, PG Brand Reforming Company, о последствиях эпидемии для бизнеса: "Лидерами станут компании, которые не будут хвататься за старый мир"

31 Марта 2020 4691 0 Мнение
Поделиться

Креативный директор и, по совместительству, директор польского офиса PG Brand Reforming Company Виталий Яцкевич, поделился своим мнением по поводу текущей ситуации для бизнеса. 

58460587_2360333147338221_9163923955696795648_o.jpg

Мы, возможно, не осознаем этого до конца, но мир уже не будет таким, как ранее. Земля находится в состоянии карантина: падает потребление, банкротятся бизнесы, снижаются доходы у населения.

Китай показал всем пример, как быстро и самоотверженно справиться с угрозой, государства с развитым гражданским обществом показывают чудеса самоорганизации.

Опыт Китая показал, что во время эпидемии в регионе произошел рост услуг, оказываемых удаленно. Потребители, которые находились в карантине, были вынуждены пользоваться «удаленными сервисами», а 84% процента респондентов пользовались этими услугами в первый раз. Особой популярностью стали пользоваться врачебные онлайн-консультации, онлайн-образование, онлайн-сервисы для удаленной работы и развлечения онлайн. Особым ростом отметились онлайн-игры и e-commerce.

Но, во времена самоизоляции возникли и другие потребности: эмоциональные стимуляторы и жажда позитивных новостей, а также эмоциональная поддержка друг друга. Все мы помним «вирусно» разошедшееся видео из Италии, где соседи играют на музыкальных инструментах и подпевают на балконах. Очевидно же, что эмоциональным и социально-активным итальянцам не хватает теплого душевного общения.

В соседней Польше всеобщий карантин и вынужденная самоизоляция породили феномен взаимовыручки и поддержки соседей. В подъездах появились объявления о помощи «сеньорам» (пожилым людям): если кому нужно сходить в магазин или выгулять пса, жители помоложе с радостью в этом помогут.

Мой знакомый из Украины, который вернулся в Польшу уже после введения всеобщего карантина для въезжающих в страну, был помещен на 2 недели на обязательный карантин. Он вынужден находиться в самоизоляции, и полиция проверяет находишься ли ты дома. Как же приятно он был удивлен поддержкой социальной службы, которая обеспечила его бесплатно необходимыми продуктами питания, он сам не имеет права выйти в магазин. А доставку продуктов на дом на ближайшие дни сейчас заказать очень проблематично из-за возникшего ажиотажа.

Многие швейные предприятия Польши начали шить маски и в рамках благотворительности их передавать в больницы. Открыты массовые сборы на помощь врачам и больницам. Общество наполнилось солидарностью и взаимопомощью. 

В Беларуси также есть примеры взаимопомощи, но в основном отметились IT-компании. Видно, что в них уровень проникновения информации из западных источников и западных трендов значительно выше, чем в иных компаниях. А также наличие финансовых возможностей в IT сфере значительно выше, чем у других фирм в Беларуси. 

А что же в это тяжелое время могут сделать бренды? Является ли это время временем ожидания улучшения ситуации? Что делать белорусским компаниям в этот критический момент? 

Опыт из Китая показывает, что те бренды, которые дали обществу от своего имени какую-то поддержку были дополнительно замечены потребителями и оценены ими за эту поддержку. Да, в это сложное время компаниям нужно подумать, как они поддержат своего потребителя. Это сложный момент для всех, но бренды могут сейчас заработать себе дополнительных очков такими поступками. 

Один мой знакомый из Москвы, занимающийся продажей образовательных вебинаров, жаловался на конкурентов, которые раздали потребителям промо-коды на бесплатный доступ к контенту, что, по его словам, рушит рынок. У него стали все продажи. Но продажи стали абсолютно везде и всего, многие проекты отменяются, сокращаются зарплаты. Однако компании, которые могут оказать помощь своим потребителям сейчас, смогут этих потребителей сохранить в будущем. Заметьте, что мир уже не будет таким как раньше: изменится не только наш доход, но и потребительское поведение. Подробнее об этом. 

Мы научимся потреблять онлайн 

Какие категории нашего потребления начнут уходить все больше в онлайн? 

Прежде всего – это медицинские и фармацевтические услуги. Это будет расцвет самодиагностики, при помощи всяческих экспресс-тестов и медицинских консультаций онлайн. Получить консультацию онлайн, пройти обследование онлайн и купить лекарства онлайн, все это уже станет возможным в скором времени. 

По-настоящему изменится покупка продуктов питания и уже сейчас производителям продуктов питания нужно думать о том, как их упаковка будет выглядеть онлайн, а не на полке в реальном магазине. Шелфтест нужно переквалифицировать в онлайн-шелфтест. Это будет эпоха крупных бренд-блоков на упаковке, очень четкой цветовой дифференциации и больших понятных клеймсов.

Также это повлияет и на UI/UX самих интернет-магазинов. Ведь ранее карточка товара создавалась исходя из того, как будет в нее вписываться фото упаковки, а теперь нужно будет по-иному презентовать продукт, что подтолкнет к созданию иного визуального контента для представления продукта в интернет-магазине, а не в реальном магазине. Тактильные свойства и визуальные эффекты в реальной упаковке будут заменены на онлайн презентацию, анимацию, видео и AR/VR. А также размер упаковки и материалы будут меняться под влиянием онлайна.

 Все, что можно «засунуть» в онлайн, будет туда помещено. Страхование, кредитование, работа из дома, развлечение онлайн. Уже были проведены первые «Дни рождения» онлайн, а также первый раз было сыграно в крокодил через zoom. Можно открывать онлайн-клуб по «настолкам» и онлайн-бар, где можно поболтать с онлайн-барменом у онлайн-стойки.

Для ритейла и девелоперов следовало бы задуматься над созданием удобных экосистем, где все объекты находятся в шаговой доступности. Ведь, если такие эпидемии будут повторяться, и мы будем жить в постоянных карантинах, имело бы смысл не ехать на общественном транспорте за молоком в соседний район и «рисковать своей жизнью», а просто спуститься на первый этаж дома и купить там это молоко. Но объекты торговли типа «convenience» не возможны без постройки соответствующей инфраструктуры. Уже очевидно, что девелоперам нужно переквалифицироваться под строительство кварталов с удобной инфраструктурой шаговой доступности вместо панельных гетто.

Одно понятно точно, что лидерами станут те компании, которые не будут хвататься за старый мир, а найдут для себя возможности в новых реалиях. И я очень надеюсь, что это будете вы и что вы поддержите своих потребителей, своих клиентов и своих соседей в этот сложный момент, и на взаимопомощи все мы сможем пережить это тяжелое время.

 

Поделиться
Материалы по теме:
Обсуждение:
Читайте также: