Валерий Боднарь, АРО: "Правительство о рекламщиках забыло"

Поделиться

Беларуское законодательство и взаимодействие с чиновниками по-прежнему остаются отдельной головной болью рекламной отрасли. В этом году АРО (Ассоциация рекламных организаций)  направляла предложения в МАРТ, правительству и Национальному собранию по изменениям в Закон о рекламе, содержанию Программы по развитию конкуренции. Рекламисты обращали внимание государства на необходимость поддержки отрасли в связи с пандемией коронавируса. Но, к сожалению, как отмечает Валерий Боднарь, директор АРО, общение идет, скорее, в одностороннем порядке. 

1753_oooo.plus (1).png

В COVID-19 правительство забыло о рекламщиках

Текущий год для рекламной индустрии сложно назвать нормальным: в связи с нагрянувшей пандемией рекламные компании прилагали титанические усилия, чтобы минимально потерять бюджеты клиентов, сохранить штат сотрудников, минимизировать затраты или вообще сохранить свой бизнес.

Всю весну мы консолидировано с IAB Belarus и АКМА предлагали госорганам и правительственным структурам аналитические материалы и конкретные меры поддержки рекламного бизнеса, которые могли бы появиться в соответствующем постановлении Правительства и смягчить нашу участь.

К сожалению, о рекламщиках правительство «забыло».

На этом фоне нормотворчество в области рекламы казалось не совсем актуальным вопросом, но мы все же старались участвовать в этом процессе. Этим нашей ассоциации предписано заниматься действующим уставом.

ОРВ и как развивать конкуренцию

Мы очень рады были, когда увидело свет Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25.01.2019 №54 «О прогнозировании последствий принятия (издания) нормативных правовых актов», согласно которому бизнес-ассоциации имеют право принимать участие в обсуждении нормативно-правовых актов, касающихся профессиональной деятельности входящих в них участников. 

Если передать содержание Постановления  простыми словами, то разработчик нормативно-правового акта обязан на этапе его планирования и разработки привлекать для прогнозирования последствий принятия акта заинтересованные государственные организации и бизнес-сообщества в соответствии с их компетенциями. 

Государственные органы (организации) и бизнес-сообщества, деятельность которых планируется регулировать разрабатываемым актом, имеют право дать свою оценку возможным последствиям его принятия (дать оценку регулирующего воздействия): возможных доходов и необоснованных расходов, избыточных ограничений, запретов, обязанностей, негативных воздействий на социальную сферу, экологию и т.д.

Руководствуясь нашим уставом и правом принимать участие в оценке регулирующего воздействия разрабатываемых нормативно-правовых актов, весной мы подготовили и направили в МАРТ предложения в Программу по развитию конкуренции. Среди них: 

  • предложение по установлению четких и прозрачных требований к размещению средств наружной и внутренней (внутри зданий и сооружений) рекламы, осуществление связанных с этим административных процедур, 
  • предложение по исключению из законодательства положений, предусматривающих неравные условия ведения бизнеса в различных сегментах  рекламного рынка, 
  • предложение по стимулированию  деятельности некоммерческих профессиональных объединений. 

Последнее, что мне известно о судьбе этой Программы – она направлена на согласование в госорганы.

Почти все предложения в Закон о рекламе не прошли

Летом мы вели переписку с Национальным собранием и МАРТ по изменениям в закон о рекламе, обсуждение которых шло и в 2019 году.

Небольшая часть этих предложений была принята (реклама в детских телепередачах, реклама в формате «телемагазин»,  реклама в иностранных СМИ). Все остальные предложения отклонены регулятором (о рекламе внутри зданий и сооружений, о среднем уровне звука телепередач, о рекламе на стеклах транспортного средства, об отмене согласования рекламы лекарственных средств для радио и ТВ, о рекламе безалкогольного пива, о количестве прерываний телепередач рекламой).

Информации о дальнейшей судьбе этого законопроекта, к сожалению, у меня нет.

Секретный медиаизмеритель

В конце лета появилось Постановление Министерства информации Республики Беларусь от 13.08.2020 №3 «О реализации Указа Президента Республики Беларусь от 9 апреля 2020 г. № 122», которым установлены требования к единому национальному медиаизмерителю, порядок  получения им полномочий и их прекращения, порядок предоставления отчетности и  установлен срок гарантированного представления первых результатов исследования аудитории не позднее 1 января 2021 года. Преимущественная часть компаний, входящих в Ассоциацию рекламных организаций, ежедневно используют в своей работе данные измерения телевизионной и радийной аудитории и участвуют в финансировании этих измерений.

К сожалению, нашего мнения о содержании этого постановления перед его выходом в свет у нас никто не спросил. Мы вынуждены были обратиться в Министерство информации с просьбой организовать рабочую встречу для разъяснения вопросов, касающихся методики измерений, используемых аппаратных средств, программного обеспечения, стоимости финансирования проекта со стороны рекламной индустрии, результатов установочного исследования.

В ответе Мининформа нам было рекомендовано задать все эти вопросы единому национальному измерителю после его определения. Кто этот измеритель мы не знаем до сих пор, а 1 января 2021 года не за горами.

Минздрав решил не советоваться

Еще один пример игнорирования оценки регулирующего воздействия со стороны разработчика нормативно правового акта – это Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 24 сентября 2020 г. № 79 «Об изменении постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 23 июля 2013 г. № 63 «О реализации Закона Республики Беларусь от 10 мая 2007 г. № 225-З «О рекламе». Суть основных изменений сводится к тому, чтобы в обязательном порядке в аудио и видеороликах проговаривалась информация  с использованием темпа и громкости речи, не создающих препятствия для восприятия рекламы.

Очень сомнителен эффект запоминания слушателем или зрителем такой информации, а вот для рекламодателей  это означает увеличение стоимости оплаты за размещение роликов. Постановление Минздрава вступает в силу 20 ноября. Мы обратились за разъяснениями к нашему регулятору (МАРТ), ответа пока не получили.

С диалогом есть проблемы

К сожалению, изложенные мною факты - лишнее доказательство тому, что Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25.01.2019 №54 «О прогнозировании последствий принятия (издания) нормативных правовых актов» в отношении предприятий рекламной индустрии не работает.

Не многим лучше дела обстоят и в других отраслях, что подтвердили участники круглого стола, организованного Министерством экономики 22 октября. Там же были названы причины и возможные меры воздействия на исправление ситуации.

Главное в оценке регулирующего воздействия нормативно-правовых актов – соблюдение всеми сторонами процесса соответствующего законодательства и наличие диалога между ними.

И с тем и с другим пока есть проблемы.

Поделиться
Материалы по теме:
Обсуждение:
Читайте также: