Три ведущие бизнес-школы рассказали, чему хотят учиться люди во время пандемии

Поделиться

Сфера бизнес-образования пострадала от самоизоляции во время эпидемии коронавируса одной из первых. У кого есть желание учиться в закрытом помещении, если рядом - возможно - записывает конспект потенциальный носитель ковида? Ведущие игроки рынка бизнес-образования рассказывают, как изменился формат обучения, чему хотят учиться люди и что делать, чтобы продолжать зарабатывать.

Павел Данейко, управляющий директор Группы компаний ИПМ: "Растет объем продаж среди людей, которые хотят вкладывать деньги в будущее своей карьеры и бизнеса"

1328_oooo.plus.png

- Абсолютное большинство программ мы перевели в дистанционный формат. К такому переходу мы оказались довольно хорошо подготовлены: основная часть наших программ несколько лет существовала в blended-формате, который сочетает в себе дневную и дистанционную формы обучения.

Надо сказать, что традиционное дистанционное обучение – это довольно скучно. Обычно оно состоит из самостоятельного изучения материалов наедине с компьютером, прохождения онлайн-тестирования и в некоторых случаях – возможности участия в учебном форуме.

В отличие от него blended-формат я бы назвал веселым дистанционным обучением. Это обучение веселое, потому что оно интерактивное. Blended-преподавание использует методику перевернутого класса: главное внимание в нем уделяется не чтению и прослушиванию лекций, а интерактивным действиям, групповому решению практических управленческих задач, созданию новых личностных знаний в процессе обучения. Это помогает начать применять новые знания на практике уже в процессе учебы. Интерактивную часть работы, которая в blended-программах раньше происходила в аудитории, мы перенесли в ZOOM.

Проблем с адаптацией преподавателей у нас нет. В Бизнес-школе ИПМ уже пять лет работает система видеоконференцсвязи, которая объединяет Минск с аудиториями в областных центрах. Большинство наших преподавателей имеют значительный опыт работы в этой системе, которая предполагает проведение очных занятий в удаленном формате. Они наработали навыки, которые оказались полезными и адекватными для ZOOM.

9ca88b0101791ab73b82f52b68a76484.jpg

С начала кризиса мы сформировали новый пакет программ, построенных на blended-технологиях. Это короткие программы, которые возникли из материала, ранее наработанного для развития наших долгосрочных программ. Мы понимаем, что наша целевая аудитория скорее всего изменится. Беларусь находится в самом глубоком кризисе за всю свою историю, и мы ожидаем резкого сокращения затрат компаний на образование. Это предсказуемо: в сложные времена эта статья затрат первой попадает под сокращение.

Однако мировой опыт показывает, что в то время, когда компании сокращают затраты на бизнес-образование, расходы на эти цели увеличивают физические лица. Люди проявляют инициативу, чтобы получить больше компетенций и создать новую базу для своей карьеры к тому моменту, когда начнется оживление экономики. 

В Беларуси такая тенденция раньше не наблюдалась. Однако сейчас мы видим, что растет объем продаж среди людей, которые хотят вкладывать деньги в будущее своей карьеры и бизнеса. Для таких людей мы сформировали новый пакет программ, который называется Get Smarted. В него включены блоки, необходимые для развития компетенций, которые могут лечь в основу их будущей карьеры. 

Также мы создали целый ряд программ, нацеленных на то, чтобы люди и компании могли адаптироваться к нынешним условиям работы. В первую очередь, это четырехчасовые учебные курсы, где участники в интерактивном формате могут выработать свои собственные подходы к управлению компанией в удаленном режиме. 

Максим Юдин, директор по развитию Бизнес-школа «Здесь и Сейчас»: На лицо растущий спрос на soft skills темы

418_oooo.plus.png

-  С первых дней появления вируса в нашей стране мы предпринимали все возможные действия для того, чтобы участники наших программ чувствовали себя комфортно. Применялись все возможные санитарные средства. А уже в конце марта мы приняли нелегкое, но правильное решение перевести все наши программы в онлайн.

Но речь не о том, что мы просто взяли и перенесли офлайн-программы в вебинары.

  1. Каждая программа менялась и адаптировалась под новый формат.
  2. Для участников придумывались и интегрировались в программу новые элементы, новые материалы, менялась структура программ
  3. Все программы сейчас проводятся в удобном формате максимум по 4 часа в день. Мы опытным путем выявили, что это оптимальное время для обучения за компьютером.
  4. Между блоками обучения обязательно есть практическое домашнее задание, которое надо выполнить к следующему занятию. То есть вовлеченность каждого отдельного участника и его погружение в тему стало даже выше, чем было в 1-2-дневных офлайн группах, где можно было отсидеться за спинами более активных.
  5. Все участники получают доступ к записям каждого блока обучения. Во-первых, это пригодится при выполнении домашних заданий, во-вторых, если в процессе участник отвлекся или что-то не понял, то можно пересмотреть видео любое количество раз, промотав на нужный момент.

А все наши новые программы уже вообще разработаны специально для онлайн-формата. Мы давно развивались в этом направлении, и было много наработок. Просто пришлось немного ускориться, чтобы представить рынку новые продукты.

Содержание, наполнение и интенсивность онлайн обучения ничем не отличается от привычного офлайн-формата, но плюс к этому есть еще целый ряд преимуществ. А ещё можно принять полноценное участие в обучении, почувствовать на себе групповую динамику, обмениваться мыслями, идеями и вопросами, но при этом никаких физических контактов и никакой возможности заразиться любыми вирусами.

#учисьдома_8.jpg

Мы пересмотрели свой календарь на ближайшие полгода, и вынесли на апрель-май те программы, которые стали наиболее востребованными для тех бизнесов, которые меняют процессы, корректируют бизнес-модель, ищут новые каналы для продвижения и сбыта, пишут новые скрипты для продавцов, оттачивают систему клиентского сервиса. Отдельная востребованная тема – это управление в удаленном формате как проектными командами и процессами, так и бизнесом в целом.

А если говорить про обучение, то прежде всего, уже с первых чисел апреля мы пригласили наших клиентов и всех желающих принять участие в целой серии часовых онлайн-консультаций с нашими тренерами. Они отвечают на вопросы, делятся 

  • антикризисными механизмами и инструментами в менеджменте, 
  • продажах, 
  • финансах, 
  • управлении персоналом, 
  • маркетинге и управлении проектами. 

В каждой такой консультации принимает участие 80-100 человек. Мы проводим их и в партнёрстве с другими компаниями, которые хотят поддержать своих клиентов. 

Программы по продажам и менеджменту продолжают быть востребованными, не снижается интерес к программам по управлению персоналом, появилась новая волна интереса к знаниям по управлению клиентским опытом. Разумеется всех волнуют финансовые темы: как быстро, но правильно сокращать затраты, как узнать свой запас финансовой прочности, как защититься от курсовых потерь.

Для всех очень важен вопрос того, как эффективно продавать, презентовать и проводить переговоры удалённо, когда возможности для перемещения и встреч ограничены.

А еще у многих такой сильный стресс либо в целом из-за ситуации в мире либо из-за новых условий работы (удалёнка и все такое), что на лицо растущий спрос на soft skills темы. Надо находить возможность расслаблять свои команды, отвлекать их от рабочих процессов, поддерживать рабочий дух, мотивацию и вовлеченность.

 Что касается прогноза по оживлению рынка бизнес-обучения, то все понимают, что после вируса придет экономический кризис. Но это не первый кризис, который переживает рынок бизнес-образования вместе со всем беларуским бизнесом.

Первые месяцы у всех игроков рынка будет спад, а значит ожидаются и потери. Но дальше всё зависит от того, насколько авторы программ будут понимать и чувствовать рынок, его всплески и изменения. А еще эмпатия по отношению к клиентам будет важна, как никогда.

Елена Вершицкая, директор Академии Webcom: В будущем можно прогнозировать рост обращений от физических лиц

843_oooo.plus.png

- Так как мы работаем в сфере digital-маркетинга, то у нас ни одна программа не поставлена на стоп. Но действительно, пандемия внесла определенные коррективы —  в некоторых моментах пришлось очень быстро меняться.

Программы обучения остались прежние, потому что они по-прежнему соответствуют актуальным требованиям компаний: мы учим, как привлекать новых клиентов и зарабатывать больше денег для бизнеса.

У нас изначально было два формата обучения — очный и дистанционный, и сначала некоторые клиенты все еще настаивали, чтобы ходить в классы и заниматься очно со спикерами. Но некоторые сразу ушли на удаленку и самоизоляцию. Мы сделали смешанный формат: тех, кто хотел работать очно, мы обеспечивали антисептиками и рассаживали в классах подальше друг от друга, а для тех, кто самоизолировался, начали делать стримы в Youtube.

Сейчас мы поняли, что нужно полностью переходить на занятия онлайн — все новые наборы идут на дистанционное обучение. Работаем через Zoom —  сохраняется возможность общаться с преподавателем, но на дистанции.

Нам было не сложно перейти в онлайн — мы знаем, что это такое и как с этим работать. Просто пришлось трансформироваться внутри команды и понять, что сейчас нет тех, кто хочет проходить курсы очно, и не нужно людям предлагать этот формат.

Что еще изменилось: сейчас на обучение все больше не компании отправляют сотрудников, а приходят физлица. Юрлицам, скорее всего, деньги нужны на налоги, аренду и зарплату. А у людей, как я вижу, больше появилось свободного времени на удаленке и изоляции, чтобы вкладывать в себя и свое развитие. 

Есть еще один фактор — те, кто потерял работу, думают о смене профессии. Например, у нас интернет-маркетингу сейчас учится учитель математики, которая решила, что может вести небольшие проекты на удаленке, совмещая с работой в школе.

Что будет дальше с сегментом бизнес-образования, зависит от того, как будет чувствовать себя бизнес и конкретные люди. Если уровень безработицы будет возрастать, то можно прогнозировать рост обращений от физических лиц, которые будут искать варианты переквалификации и переобучения. 

У юрлиц, я думаю, обучение будет отходить на все более далёкий план, если ситуация в экономике будет развиваться негативно. Но даже если компания найдет решение для себя, как зарабатывать, то в первую очередь она будет не учить сотрудников, а создавать подушку безопасности. Поэтому, как мне кажется, в бизнес-обучении будет уклон на клиентов, которые платят сами за себя.

И школы люди будут выбирать более скрупулезно, предъявляя больше требований к обучению – к программам, уровню спикеров и т.д. Потому что, вкладывая последние свои деньги на переквалификацию, человек захочет получить за них максимум.

Поделиться
Материалы по теме:
Обсуждение:
Читайте также: