"Сделайте мне красиво". Декоратор рассказывает, как оформляются офисные и торговые помещения

Поделиться

Яркие витрины, оригинальные фотозоны, нестандартные броские акценты в ритейле, магазинах, офисах - все это работа художников-декораторов, которые работают в секторе b2b. Их задача «сделать красиво и с пользой», добавить эмоции будням покупателей или сотрудников, привлечь трафик посетителей.

О специфике по оформлению торговых и офисных помещений мы поговорили со Светланой Белецкой, декоратором студии «ОФОРМИТЕЛЬМИНСК».

282_oooo.plus.png

Светлана училась в художественной школе, получила высшее экономическое образование по специальности «Экономика и управление на предприятии». В 2010 году стала соучредителем организации, которая занималась декоративной светотехникой. Ее компания принимала участие в оформлении городских и республиканских мероприятий.

Самостоятельный путь в качестве декоратора Светлана начала в 2015 году, когда запустила семейный проект - студию декора «ОФОРМИТЕЛЬМИНСК».

- Светлана, какие задачи\проекты выполняет декоратор в b2b сфере? Что сейчас наиболее востребовано в Беларуси?

- Наша специализация – декор для бизнеса: праздничное и сезонное оформление, искусственное озеленение пространств. Основная масса наших проектов – торговые центры, компании. Крупный ритейл практически всегда нуждается в наших услугах – это оформление витрин, детских центров, ресторанчиков, фотозон, корпоративов и т.д. Также мы оформляем офисы банков, страховых компаний, IT-организаций, проходные места в офисных зданиях.

decor2.jpg

В этом сегмента рынка бизнес-декор зависит от сезонности – Новый год, 8 марта, корпоративные мероприятия. Если в западных странах оформление витрин обновляется примерно раз в квартал, то белорусский бизнес в основном декор делит на два сезона в лучшем случае – зима и что-то универсальное, подходящее для лета, весны и осени. Некоторые вообще не задумываются о ценности оформления.

decor3.jpg

Зима

decor4.jpg

Весна

decor5.jpg

Лето

decor6.jpg

Осень 

К сожалению, многие собственники бизнеса все еще считают, что декор — это полная ерунда и пустая трата денег: “Подумаешь, цветочки там какие-то…”. 

Но декор очень важен и нужен:

1. В первую очередь — это положительные эмоции, за которыми многие ездят в далекие страны, а их хоть на мгновение можно получить здесь, в зимний период при помощи фотозоны создать весну, лето или ускорить внутреннее ощущение следующего сезона. Декор поможет правильно настроить аудиторию.

2. Эмоции на нейробиологическом уровне воздействуют на обмен веществ и на общий гормональный фон, что, в свою очередь, влияет на наше восприятие и на принятие тех или иных решений.

3. «Хорошие эмоции – правильные решения». Это подталкивание покупателя к покупке, поднятие настроение сотрудников, увеличение продуктивности в работе. Это малая часть того, что делает декор для вашего бизнеса.

DECOR7.jpg

4. Оформление живыми цветами или при помощи ароматизаторов наполняет все вокруг приятным ароматом. А запах — это средство повествования. Обоняние, как и все остальные органы чувств — это канал коммуникации и воздействия на человека. Жаль, что живые цветы имеют короткий цикл жизни.

В общем, при правильном оформлении, правильном сочетании цветов, грамотно расставленных акцентах по результатам исследования выручка (работоспособность сотрудников), покупательская способность, проходимость торговых мест может быть увеличена в среднем на 20%. Этот факт подтвержден научными исследованиями. 

- С какими требования к оформлению к вам приходят заказчики?

- Бывает по-разному. У кого-то изначально есть тема или идея: приходят с картинкой из интернета или эскизом от руки. В основном в крупном ритейле у маркетологов есть понимание того, как бы им хотелось оформить и какую цель преследует арт-объект, мероприятие.

А есть бизнесы, которые не знают, чего хотят. Тогда вместе выясняем цели, что хочется, в каком стиле, из каких материалов и т.д.

Перед реализацией мы делаем несколько проектов дизайна и даем заказчику на согласование. Но эти визуализации не в 3D, как это принято в дизайне интерьеров. Поскольку проекты декора краткосрочные, и слишком дорого делать 3D-визуалы – это сказывается на конечной цене, обычно обходимся компьютерным коллажами, мудбордами с описанием. На них, конечно, картинка выглядит более скромной, чем потом получается в реальности, и очень важно с заказчиком быть на одной волне и иметь общее представление, что потом получится в итоге.

Эскиз:

DECOR8.jpg

Реальные фото:

decor9.jpg

decor10.jpg

- Если у клиента нет идеи, то откуда вы черпаете вдохновение?

- Мы не «штампуем» одинаковые проекты, стараемся предложить каждому заказчику уникальное решение, чтобы их оформление выделялось на фоне их коллег и/или конкурентов.

Как любой дизайнер я получаю вдохновение от работ крутых зарубежных специалистов. Но, конечно, идеи не «слизывается» точь-в-точь: что-то подмечаешь для себя, какие-то моменты компонуешь, додумываешь идею – и в итоге получается свой продукт.

Эскиз:

decor11.jpg

Фото:

decor12.jpg

decor13.jpg

Ведь по сути ничего нового в мире шариков или декоративных растений мы не придумаем, нужно из известных материалов красиво и грамотно составить свою композицию. Изготавливается декор часто своими руками, мы можем: масштабировать какие-то объекты, фигуры, персонажи – вот так и получается уникальный свой продукт.

- Как заказчику сформулировать грамотное ТЗ, чтобы декоратор сделал все круто?

- Само важное для декоратора – время (за сколько дней до мероприятия обратился заказчик – это почти катастрофа). Если это новогоднее оформление ТЦ, то как только закончился Новый год, уже нужно начинать думать о следующем. Самое позднее, если у вас не мега-планы как у Дана Молл, то нужно вспомнить об этом летом.

Если это маленькая фотозона к 8 марта или просто оформление уголка и заказчик хочет что-то стандартное (фон с указанием бренда или просто шариками украсить), то достаточно обратиться за несколько недель.

Если фотозона более масштабная, скажем, с ягельным мхом или 3D наполнением, то понадобится 2-3 месяца. Многое зависит от процессов изготовления декораций – нужно ли там шпатлевать, красить, клеить, и т.д.

Второе – бюджет (без него круто сложно сделать). Нам проще рассчитывать и предлагать какое-то оформление, когда понимаешь, что есть определенный бюджет. Опытные заказчики, у которых есть планирование бюджетов, сразу называют конкретную сумму и сами более-менее ориентируются в ценах по рынку и по материалам.

При таком раскладе нам всем проще и легче работать. Мы экономим свое время и время заказчика – а время, как говорится «деньги». Конечно, есть и заказчики, которые говорят, что «хотим очень круто, деньги не проблема, посчитайте, сколько будет стоить». Просчитываем, называем сумму в несколько тысяч долларов – и они пропадают, потому что им это очень дорого.

Ну и третье и немаловажное – представление заказчика того, что он на выходе хочет получить (это сэкономит время декоратора и заказчика). Идеально, когда заказчик представляет стиль или направление в оформлении: ЭКО - экологичный, ПРОВАНС – более романтичный и нежный, АР-ДЕКО с четкими гранями и формами, ЛОФТ – металл, цемент, камень и зелень, КАНТРИ – уютный, напоминающий домик у бабушки и т.д.

Также немаловажно знать помещение и место, где будет проходить мероприятие или оформление.

- Готовы ли компании тратить средства на хорошие качественные проекты?

- Если у заказчиков есть опыт, то они понимают, что хороший декор не может быть дешевым. Например, зеленую стену можно сделать по-разному: или взять самую дешевую искусственную траву по 10 рублей за кв.м. или ягельный натуральный мох с работой от $500 за квадрат.

Есть еще и целая куча промежуточных вариантов – вопрос в бюджете и видении того, что должно получиться в результате.

decor14.jpg

decor15.jpg

- Какие типовые ошибки допускают заказчики?

- В каждой категории и каждом сегменте – свои ошибки, так как вкусы у всех разные. Но на мой взгляд есть следующие нелогичные вещи:

1. Ошибка при оформлении витрин: не стоит выставлять туда только лучшие образцы (если остальной товар более дешевый). Ведь если у вас на витрине ваш лучший товар – зачем заходить в магазин, а если зашел, то дальше ждет разочарование, ведь лучшее ты уже посмотрел, и посетитель сразу уходит. Вернуть его будет крайне сложно. Лучший вариант – витрину оформлять посезонно и элементы арт-декора, флористики сочетать с товарным ассортиментом.

decor16.jpg

2. Ошибка при выборе праздничного или сезонного декора с привязкой к корпоративному цвету. Новый год и 8 марта, Хеллоуин не должны ассоциироваться с работой у сотрудников. Нельзя их держать в постоянном корпоративном напряжении. При оформлении лучше использовать актуальный (трендовый) цвет декора или нейтральный (белый, бежевый, ванильный).

А чтобы фотозона или оформление было узнаваемое и приносило пользу – советую брендировать ее (логотип на баннере, хештег или просто размещать ее на фоне брендированной стены, если такая имеется). А для корпоративных цветов есть масса официальных мероприятий - выставки, презентации и др.

decor17.jpg

3. Если у заказчика небольшой бюджет, то лучше сделать что-то одно, но хорошо – например, оформить небольшой акцентный уголок или одну зону (фойе, ресепшен, фотозону).

decor18.jpg

4. Нужно помнить, что человек редко обращает внимание на то, что у него над головой. Акценты необходимо расставлять не выше человеческого роста так называемого «периферийного зрения».

- Легко ли найти в Беларуси материалы и рабочих для оформления?

- С одной стороны, ситуация становится лучше: рынок развивается, появляются новые материалы. Но это все равно боль - материалы и готовый фабричный декор иногда приходится заказывать из России и Польши – а это занимает много времени. Поэтому мой любимый магазин – это строительный, и купленные там какие-то специализированные вещи чаще всего применяются не по назначению.

Что касается специалистов, то у нас есть пул подрядчиков, которые умеют резать из древа, варят метал, вяжут крючком, вышивают и т.д. Итоговая сборка делается идейным вдохновителем, потому что только он видит конечную точку. Но сейчас я вижу, что рынок по специалистам в этом году очень сильно просядет: многие закрывают ИП, уезжают из страны. 

- Какие тренды по декорированию в мире и в Беларуси вы можете выделить?

decor19.jpg

- Эксклюзивность - сейчас невозможно удивить клиента обычной фотозоной. Все хотят получить эксклюзивный продукт, удивить своих гостей яркой и эффектной картинкой. Хорошо, когда есть своего рода тандем - союз подрядчиков, когда в процессе создания и подготовки объединяются декораторы, постановщики шоу, чтобы удивлять заказчиков эксклюзивными визуальными решениями.

Технологичность - все хотят свежих и нестандартных решений. Интерактивные фотозоны, нестандартные формы, неоновые подсветки, гигантские предметы и акцентные мелочи из современных материалов. Помимо wow-эффекта и вовлеченности, декор дает дополнительную возможность для коммуникаций, оригинального брендинга и полного погружения гостей в концепцию события.

Экологичность - тренд, который с каждым годом набирает все большую популярность. Это проявляется не только в используемых материалах, цветовых решениях, но и предназначении и дальнейшем использовании декора (моральных принципах). Например, если использовать искусственную елку, то несколько живых елок останутся не срубленными.

- Насколько Беларусь отстает от мировых трендов?

- В декоре наш рынок отстает даже от российского на несколько лет. От Европы – лет на пять. Но я шучу, что это облегчает работу декораторам – ведь все придумано за вас.

Но, кстати, есть и у нас заказчики (их мало еще – единицы), которые в курсе трендов, которые ездят по миру, смотрят модные журналы и посещают профильные на выставки.

- Где можно выучиться на профессионального декоратора, как повышать квалификацию?

На декораторов учат в Волковысском колледже, Белорусской государственной академии искусств, БГУ, есть целая куча курсов, мастер-классов и обучающих видео - есть из чего выбрать.

Но самое важное – это не просто выучиться и получить образование, а быть декоратором по призванию. Если человек с детства что-то творит, делает руками, то он сам придет к этому. Но ошибочно думать, что это легкий хлеб.

decor20.jpg

Труд декоратора – это бессонные ночи, глубокие знания по материаловедению, нужно много помнить реализованных проектов и даже проекты конкурентов, чтобы не повторять схожий проект, он в этом случае теряет уникальность. Каждый сезон мы берем несколько человек на стажировку, и многие после это меняют свое желание быть декоратором.

Так что, если хотите стать декоратором - сначала попробуйте себя в этом, вдруг это не ваше? А стать стажером легко - никто в горячий сезон не откажется от дополнительных рук.

Поделиться
Материалы по теме:
Обсуждение:
Читайте также: