Почему у нас Голливуда не будет: кастинг-директор "БелРоскино" рассказал, что не так с маркетингом в беларуском кинопроизводстве

11 Апреля 2019 3978 0 Интервью Мнение Нестандарт
Поделиться

В медиа пространстве все чаще мелькают новости о реформах на "Беларусьфильме". "Скоро начнем снимать больше беларуского кино", "запускается съемка первого беларуского ситкома" - создается ощущение движения и скорого появления новых современных кинопродуктов. Неужели, правда? А как будем продвигать это кино, чтобы окупить и собрать кассу? 

marketing.by поинтересовался у выпускника Беларуской Государственной Академии Искусства, кастинг-директора «БелРоскино» Андрея Королевича, чем живет беларуское кинопроизводство и чего не хватает этой сфере в плане маркетинга. Андрей, как раз, пишет магистерскую работу по теме маркетинга в кинопроизводстве и искренне переживает за национальный продукт.  

Андрей рассказал нам также вдохновляющую личную историю о том, как поступил в БГАИ и чем обучение наших режиссеров отличается, например, от образования в соседней Польше.  

Андрей Королевич

Просто пришел на "Беларусьфильм" в отдел кадров и спросил, есть ли у них хоть какая работа

Мне, можно сказать, повезло, я поступал в БГАИ уже в достаточно зрелом возрасте.

Сразу после школы достаточно трудно ясно понимать, чем ты хочешь заниматься в жизни. Поэтому почувствовав на себе груз социальной ответственности, я просто пролистал список заведений и специальностей и пошёл на философский факультет. 

Мне хватило смелости для того, чтобы забрать свои документы после первого семестра, не стал тратить своё время на бесполезный для меня диплом. Тогда я прекрасно понимал, что диплом в Беларуси не имеет большого значения для твоей будущей профессии, на него, к сожалению, мало кто из работодателей смотрит. Единственное определяющее здесь — это опыт и твой профессионализм. 

Я с самого детства был влюблён в кино. Поиски работы после школы и моего волевого решения забрать документы из ВУЗа привели меня на «Беларусьфильм». В начале 2008 года я просто пришел на киностудию в отдел кадров и спросил, есть ли у них хоть какая работа для меня. В отделе кадров, ясное дело, посмеялись над недавним школьником и посоветовали записаться в массовку. Это был мой первый робкий шаг в, как тогда ещё казалось, волшебный мир кино.

Проработав пять лет в кинопроизводстве на разных должностях, в БГАИ я поступал закаленным и с пониманием того, чего стоит ожидать от съёмочной площадки. Я уже немного знал беларуское кинопроизводство, увидев его изнутри. Тогда у меня появилось ясное понимание того, что диплом нужен в первую очередь мне, чтобы углубиться в изучение кинопроизводственного процесса и официально стать профессионалом в сфере кино.


Фото: belta.by

Ты думаешь, что нужен Академии? Нужен стране образованным?  — Нет конечно

К сожалению, нас не учат в школе учиться и тому, что доля ответственности за всё, что происходит в твоей жизни, лежит только на тебе самом. Мы выходим из школы с мыслью, что поступив, кто-то обязан вкладывать нам в голову пережеванные знания и делать из нас профессионалов. Нужно самому себе ответить на вопрос: для чего ты пришёл учиться? Что тебе нужно: диплом, отсрочка от армии или ты пошёл в ВУЗ просто потому, что твоя бабушка хочет, чтобы у тебя было высшее образование? Если один из этих вариантов твой, то не удивляйся, что у тебя есть диплом, но ты не знаешь куда податься.

Мне кажется, было правильным, что раньше во многих киношколах существовал возрастной ценз для поступления.  В эту сферу ты должен приходить сформированной личностью. Хотя сейчас молодое поколение и более прогрессивное, однако молодым людям, как мне кажется, не всегда хватает самосознательности.

Это достаточно популярная тема говорить, что Академия меня ничему не научила. Но она ничего тебе не должна. Академия или любое другое учебное заведение даёт тебе вектор развития и нужную базу. Дальше — сам. Или ты думаешь, что нужен Академии? Нужен стране образованным?  — Нет, конечно. Но в первую очередь, ты должен быть нужен самому себе. 


Один из главных минусов Академии — низкая техническая база

В БГАИ есть свои плюсы и минусы. Было много хороших предметов и преподавателей, которые многому меня научили, за что я им бесконечно благодарен. Кураторами нашей группы были Зайцева Лариса Николаевна и Харитоненко Анастасия Викторовна. Это блестящие педагоги, у которых можно многому научиться. 

Один из главных минусов Академии — низкая техническая база.  К сожалению, у нас было немного походов на киностудию, поэтому моим одногруппникам, у которых не было опыта работы на съёмочной площадке, было сложнее. Когда мы учились, киностудия была на реконструкции, здесь почти не снимали в павильонах. 

Мой товарищ учится в киноакадемии во Вроцлаве. Там с первого курса они снимают. У них есть свой павильон и всё необходимое оборудование. У нас с этим сложно. Но если тебе что-то нужно, ты это найдешь. Это в том числе учит и тому, как справляться с трудностями в наших непростых условиях.

Что в понимании беларусов кино-маркетинг? Пост запостить и афишу сделать




Сейчас я работаю над магистерской по теме маркетинга в беларуском кино. 

Беларуских источников нет вообще. Всё, что есть, либо российского, либо иностранного авторства. Опыт отечественного продвижения фильмов практически отсутствует. Кроме того, маркетинг стоит денег, которых порой и на производство не хватает. В своей магистерской в большей степени я опираюсь на опыт продвижения кинолент наших восточных и южных соседей, а также эталонный Голливудский.

Маркетинга в беларуском кино как такового никогда не было. Всё находится в зачаточном состоянии. Практически все проекты снимаются по заказу Москвы. Они привозят деньги, продакшны эти деньги берут, снимают кино и отдают готовый фильм обратно. Здесь нет места маркетингу, ведь кинокомпании зарабатывают на производстве, а не на продажах конечного продукта.

Но это не относится к продюсерским проектам зарубежного производства. Там работает всё иначе, потому что люди вкладывают свои деньги и хотят заработать. 

Хотя с приходом нового директора Беларусьфильма на киностудии произошел явный сдвиг в лучшую сторону. Сейчас у нас начинает активно работать отдел маркетинга. Новые проекты «Беларусьфильма» получают информационную поддержку: о них пишут не только государственные издания, их обсуждают в сети. Раньше даже этого не было.


Фото: belta.by

Что в понимании беларусов кино-маркетинг? Пост запостить и афишу сделать. Нам не достает изюминки. Посмотрите, как работает Голливуд. Фильм ещё не вышел, а они так с первого тизера закручивают интригу, что ты начинаешь считать дни до выхода фильма. Снежный ком только набирает обороты ближе к премьере, и по итогу эта лавина интереса накрывает зрителя.

В чём изюминка беларуского кино и что это такое? Я сам в поисках ответа на этот вопрос уже не первый год. Беларуское кино – это не только наш язык или аутентичная музыка, хотя и они тоже, это нечто другое, то, что понятно каждому жителю нашей страны. Возможно, когда в нашем кино будет больше про нас, оно станет интересно отечественному зрителю.

Некоторые режиссёры ведут свою войну с YouTube, чтобы сделать кино ближе к молодой аудитории

Работая в кинопроизводстве очень важно понимать, что обязан делать каждый из участников съёмочного процесса. Мне это очень помогает. Я увидел изнутри, что такое массовка, я работал вторым режиссёром, занимался реквизитом, сейчас я занимаюсь кастингом. 

Что представляет собой работа кастинг-директора?

Ты должен прочитать весь сценарий и хорошо прочувствовать каждого героя, представить, кем он был и что делал до того как произошли с ним события, показанные на экране. Ты прорабатываешь героя, его прошлое, характер. Определяешь —  уходит образ больше в драму или комедию. 

Также образы прорабатываются и обсуждаются с режиссёром. Потому что у него может быть свое видение и требования. А уже потом начинаешь подбирать актёров и объяснять им их героя. Ты должен чувствовать каждые мелочи, потому что актёры могут загонять своими вопросами в тупик. 

Что касается тенденций в сфере кастинга - всё зависит от каждого отдельного режиссёра. Возможно, в целом идёт "омоложение" актеров.

Некоторые режиссёры ведут свою войну с YouTube, чтобы сделать кино ближе к молодой аудитории. Это также влияет и на подбор актеров.

Самая большая трудность  при работе в кастинге, заключается в том, что у нас не такой большой выбор актеров, как, например, в Москве. Ты постоянно стараешься найти что-то новое, а это достаточно сложно. 

Нашим артистам не хватает медийности, поэтому российские заказчики привозят своих исполнителей главных ролей. У нас есть замечательные исполнители, которые действительно достойны главных ролей, однако им, к сожалению, не хватает узнаваемости даже среди беларуской аудитории.

Чего бы я хотел добиться на своей нынешней должности? Пусть это и прозвучит пафосно, но мне хотелось бы открывать новых талантливых исполнителей, которые смогут доказать московским скептикам, что беларуские актёры тоже достойны главных ролей в кино.

Заниматься беларуским кинематографом очень интересно. Самой главной победой беларуского кино станет момент, когда здесь, у себя, мы начнём собирать кассу.  К этому хочется стремиться. Скоро ли это будет? Наверное нет, но очень хотелось бы верить.



Поделиться
Материалы по теме:
Обсуждение:
Читайте также: