Пиар или реальная польза? Спросили у эксперта, какие КСО-проекты помощи детям лучше всего работают

18 Августа 2021 2589 0 PR Компании Мнение Тренды
Поделиться

Продолжаем разбирать с экспертами реальную пользу корпоративной социальной ответственности брендов в Беларуси – мы уже анализировали эффект проектов о защите окружающей среды, обсуждали коммуникацию брендов, направленную на поддержку людей с ограниченными возможностями, говорили о гендерном аспекте и поддержке женщин.

А в этот раз обратим внимание на КСО-проекты помощи детям сиротам, детям-инвалидам и детям, страдающим заболеваниями. Об этом мы беседуем с Артёмом Головием, директором Учреждения по социальной адаптации детей-сирот «Нити Дружбы».

- КСО-проекты помощи детям, которые реализуют компании, действительно помогают детям? Как можете оценить в целом состояние этой сферы в Беларуси?

70_oooo.plus.png

- Очень здорово, что в нашей стране развиваются разные КСО-проекты помощи детям. И каждый такой проект отображает ценности компании. Радует то, что люди, исходя из своих возможностей, стремятся оказать посильную помощь. Мы надеемся, что с каждым годом подобных инициатив будет больше, а их специфика будет шире и глубже.

Белорусам есть к чему стремиться. Детская сфера очень разнообразна и полна «боли». Достаточно много проблем и трудностей сегодня у детей: это и здоровье, и трудные жизненные обстоятельства, в которых они оказываются… Думаем, в будущем компании будут внимательнее к проблемам детей.

Окажет ли конкретный КСО-проект помощь детям? Всё зависит от того, насколько сама компания понимает, какую цель она хочет достичь для благополучателя. Если это адресный сбор на лечение или реабилитацию, то эффект очевиден, а если это помощь детям-сиротам, то здесь гораздо сложнее.

Раньше некоторые компании, которые позиционируют себя как социально ответственные, спонсировали детские дома и интернаты. Другие же, считая, что они хотят помочь именно детям, а не учреждению, привозили для детей подарки и развлекательные программы. 

Такая механика проста и понятна самому бизнесу и его клиентам. Однако, если глубже разобраться в проблеме, окажется: ни в первом, ни во втором случае такая помощь не идёт на пользу детям в долгосрочной перспективе. Спонсорская помощь детским домам и интернатам, с одной стороны, делает жизнь детей комфортнее. А с другой —поддерживает неэффективную ни в экономическом ни в воспитательном плане систему институционального воспитания детей.

Регулярные подарки от незнакомых людей приводят в конечном счёте к тому, что ребёнок-сирота учится пользоваться своим статусом для извлечения выгоды. Является ли такая помощь ответственной? Мы считаем, что нет. И это можно отметить как уходящий тренд. Вместе с тем, в Беларуси 61% детей-сирот воспитывается в замещающих семьях, многие из которых нуждаются в поддержке. Но проектов, направленных на помощь им, в разы меньше.

Хотелось бы, чтобы инициатива помощи детям была продиктована не только праздничным настроением (Новый год, день защиты ребенка, первое сентября). Чтобы это было частью нашей повседневной жизни, нашим ДНК. Ведь ребенок, оказавшийся в трудной жизненной ситуации, нуждается в помощи не только по праздникам. Ему нужна ежедневная поддержка.

Здорово, когда компания выбирает путь долгосрочной помощи конкретным детям в их конкретных потребностях — сама или в партнерстве с какой-нибудь общественной организацией. И бренд такой компании в обществе уже ассоциируется с помощью детям. Ее товар или услуги становятся для человека еще более значимыми. А это и есть культура благотворительности.

- Можете вспомнить несколько проектов, которые хорошо реализованы бизнесом?

- Семья каждому ребёнку – ЮНИСЕФ, МБОО «Поможем детям вместе» и Приорбанк — хороший пример сотрудничества некоммерческого сектора, государства и бизнеса. Работа проекта направлена на то, чтобы сохранить семью для ребенка, а если это невозможно — найти замещающую.

Компания Vizor Games организовала хороший долгосрочный проект. Они подготовили компьютерные классы и организовала IT курсы в детских социальных приютах. Такие курсы работают с 2015 года.

3202cac4f06c7dfcacac5f49.jpg

Фото - Виктория Пальчис, Имена

«Команда Мечты» — это наш проект с Белагропромбанком, PRCI, ФК «Динамо-Минск» и Мингорисполкомом. Проект был направлен на поиск патронатных воспитателей для ребят из детских домов г. Минска. 

В рамках проекта 40 ребят из детских интернатных учреждений от 11 до 16 лет тренировались и играли в футбол под руководством тренеров ФК «Динамо-Минск». Особенностью этих тренировок было то, что на них могли прийти все небезучастные люди, которые хотели поддержать ребят, вместе с ними сыграть в футбол, рассказать о своем увлечении этой игрой. 

Проект занял третье место в номинации "Лучший общественный проект" V Международного конкурса коммуникационных проектов Eventiada Awards 2016.

- Что можете посоветовать компаниям, которые только собираются оказывать помощь детям?

  • Важно, чтобы проекты были ориентированы на реальные потребности детей. Стоит внимательно изучить направление, в котором есть желание помогать. Не стоит быть поверхностными и проявлять безрассудство.
  • По возможности нужно наладить партнерские отношения с общественной организацией, которая в данном направлении успешно трудится и профессионально разбирается, чтобы получить комментарии их специалистов в отношении планируемого проекта. Помощь специалистов поможет компании глубже и детальнее погрузиться в интересующую их сферу помощи и разработать реальную механику действий, возможно даже совместную. Такое партнерство только усиливает важность и компетентность проекта, а главное — наполняет его истинным смыслом.
  • По мере разработки механики проекта, компания вправе представить свою идею на обсуждение соответствующим государственным учреждениям, которые занимаются данной проблематикой, чтобы услышать их комментарии и по возможности заручится их поддержкой. Может быть, что-то придется изменить или убрать из рабочей механики, но это сделает проект еще более эффективным.
  • Приятно, когда реализация проекта носит открытый характер. Когда проект сопровождается интересной и смысловой информационной кампанией в медиа и социальных сетях. Благодаря этому люди видят кому и зачем оказывается та или иная помощь. А неравнодушные и заинтересованные люди могут по возможности присоединяться к данному проекту или помогать ему развиваться оговоренными компанией способами. Это значительно увеличит силу помощи детям и количество аудитории, лояльной к самой компании.
  • Часто удачными являются ты проекты, в рамках которых компании проявляют свои профессиональные навыки и обучают детей. К примеру, можно отметить Epam, который организовал для детей из многодетных семей, детей-сирот и детей-инвалидов курсы, направленные на обучение азам программирования и робототехники. Или кулинарную студию MAIZE, которая регулярно обучает детей из детского дома приготовлению пищи. Есть небольшие компании, которые предлагают подросткам обучение той или иной профессии.

img_4094-3-1536x1536.jpg

- Как оцениваете эффективность распространенных механик: отчисление процента от продаж, сбор вещей после касс, продажа дополнительных брелоков/магнитиков/наклеек и т.д.?

- Приятно, что разными способами компании пытаются оказать помощь детям.

Отчисление процента от продаж, безусловно, удобная механика: для бизнеса требуется всего лишь обозначить товары и проинформировать клиентов о механике. Клиент, купив нужный товар, чувствует свою причастность к помощи конечному благополучателю. А бизнес решает ту или иную социально значимую задачу и транслирует целевой аудитории такую имиджевую характеристику, как социальная ответственность.

Сбор вещей возле касс — это хорошая механика, когда нужно собрать конкретную категорию товаров. Самый удачный вариант такой механики — это стационарный контейнер с описанием проекта. Обычно это выглядит лучше, чем, к примеру пикет с волонтёрами и тележкой.

Что касается продажи дополнительных товаров, прибыль с которых идёт благополучателю, по нашему мнению, это не лучший вариант. Часто такая категория товаров не имеет никакого применения, а значит может оттолкнуть клиентов, для которых важной ценностью является ответственное потребление. Продажа таких товаров может быть навязчивой. И сама ситуация, когда клиенту придётся отказывать на просьбу «Купить наклейку и помочь детям», может кому-то показаться неприятной.

Поделиться
Материалы по теме:
Обсуждение:
Читайте также: