Пальчики оближешь! Продюсер рассказывает, как аппетитно и эффективно провести фудсъемку

28 Ноября 2019 1542 0 Production
Поделиться

За прошедшие 3-4 года половина проектов студии PLAY - продуктовые ролики. А в них почти всегда есть сложный фудстайл – когда что-то красиво взлетает, льется, смешивается и аппетитно дымится. Продюсер студии Мария Асецкая делится с аудиторией marketing.by опытом съемки продуктов питания. 

Мария считает, что когда и клиент, и продакшн хорошо разбираются в специфике, всегда получается либо более крутой ролик, либо не тратятся лишние деньги клиента.

1152_oooo.plus.png

Даже после 5 лет непрерывного продюсирования на каждом проекте мне открывается что-то новое. Но вообще суть начинаешь понимать не раньше, чем 3-4 фудстайл-проекта спустя:

  • ГДЕ на сложном фудстайле сэкономить денег,
  • КАК увидеть, что для этого простенького кадра нужно специальное оборудование,
  • СКОЛЬКО СТОИТ фудстайл, а не просто продуктовый кадр. 

Вот от чего зависит результат аппетитно снятой еды: 

  1. Подобрать большое количество референсов и точно выбрать один – идеальный, для каждого кадра.
  2. Осознать, что референсы, нескромно подобранные режиссером, часто сняты фудстайл-студиями самого высокого уровня. Поэтому надо соотнести референс, работы в портфолио выбранного фудстилиста и работы в портфолио продакшена. А потом использовать воображение, чтобы представить себе результат. Если пытаться повторить супер-референс с продакшном без опыта и начинающим фуд-стилистом, вау не выйдет.
  3. Подобрать релевантного задаче и бюджету фудстилиста.
  4. Посчитать предполагаемые затраты на фудстилиста, тесты, продукты, не забыть о студии и художниках, спланировать изготовление механизмов.
  5. Спланировать съемку на рапидную камеру Фантом с радиоуправляемым рукой-роботом (моушн-контроль), чтобы сделать сложную траекторию движения камеры, посчитаться. Отказаться от всего этого, оставив максимум рапидную камеру.
  6. Оценить, какие кадры требуют тестов / эскизов, спланировать тесты и 1-2 этапов корректировок по тестам, и провести их.
  7. Без согласованных тестов на смену не выходить. 
 Снимок.PNG

Для организации и контроля этого процесса нужен огромный продюсерский опыт, а еще лучше компетенции продюсера + клиента одновременно. Этот опыт не всегда можно передать в материалах – для того, чтобы понимать, как работают механизмы, какие скорости нужны, и где может случиться катастрофа, нужно набить собственных шишек. 

Не будешь же каждый раз привлекать фудстилиста, когда считаешь примерную стоимость проекта и планируешь количество тестовых смен. И риски, в общем-то, тоже несет продюсер.

ЛАЙФХАКИ, которые помогают оптимизировать расходы на фудстайл или сделать больше фудстайла за те же деньги

1. На проекте Chitorio было 6 фудстайл-кадров, 4 из которых требовали механического оборудования (воронки, сосуды, закрепленные под определенными углами и тд). Бюджет на одно изготовление одного приспособления варьируется в пределах $500-1500. Когда мы поняли, что не вкладываемся, мы запросили у фудстилиста описание механизмов и подготовили их из подручных материалов: на скорость тестов и съемки это никак не повлияло. И одно - самое сложное приспособление - легло на местных декораторов. Те были несчастливы, но сработало! У нас получился замечательный шоколадно-молочный завиток, снятый вживую.

Итого, приспособления, которые могли стоить $3-5 000 сделаны были втрое дешевле силами команды. 

2. Для ролика для бренда "Дзержинка", по хорошему, фудстайл нужно было снимать отдельной сменой, потому что там целых 10 кадров, 6 из них очень сложные по продакшну. Вместо этого мы решили приободрить всю группу, лишить команду сна, гореть в аду, но снимать 24 часа. Хвастаться тут нечем, и вся группа после таких смен утверждает, что это последний раз. Но почти $10000 можно сэкономить, если мы обходимся без дополнительной фудстайл-смены.

Сказано легко, делалось сложно: кадры с огнем, полетом приправ, барабанящие ножки снимались со скоростью кадр в час, а это супер-скорость для фудстайла. Стоит ли говорить, что подготовка здесь контролировалась с особым пристрастием? Но для этого мне понадобилось несколько дней фудстайл-тестов с художниками, спецэффектами, горящей настойкой боярышника и даже пропаном.

3) На одном из сервисных роликов я приняла решение делать проект с фудстилистом без опыта работы с нужным продуктом. Но мы предусмотрели неделю тестов. В итоге куча внутренней работы, нон-стоп тесты, но расходов - $900 вместо $2 000. Для такого шага нужно понимать рынок и сравнивать портфолио фудстилистов, плюс трезво оценить количество репетиций. Неделя – это очень много. 

4) Продукты в не сезон? И уже кажется, что придется делать графику, а это всегда дорогое удовольствие. Дважды в проектах огромными усилиями нам доставалась клубничка в не сезон ))) Или очень нужна была клубничка определенной формы, как сердечко - один раз фудстилист вез из Москвы, второй раз везли из Голландии. Любовались на фоточки клубнички по дороге в Минск. И встречали ее, конечно, супер-душевно. Несезонный продукт или определенный сорт всегда можно привезти, есть у вас есть привычка доставать то, что нужно. И иногда их находит даже не фудстилист, а реквизитор. Или можно было бы изготовить мокапы (макеты), но на это нужно время. Сколько сэкономили? Думаю, пару тысяч долларов сэкономили, потенциальный гонорар продюсера постпродакшна, и конечно, пару недель сроков. 

klubnika-v-forme-serdca-na-ladonyah-600x450.jpg

5) И еще один лайфхак нашелся на одном из последних проектов. Часть тестов по выкладке блюд мы заменили работой в фотошопе. У нас просто не было возможности оплатить дополнительные смены фудстилиста, поэтому вместе с клиентом мы придумали и нашли супер-выход. Мы вместе подбирали референсы, клиент детально комментировал, дизайнер собирал композиции, пробовали формы тарелок, овощей, мяса. А затем в один этап тестов мы добились результата, и время фудстилиста потратили только на то, чтобы понять, как льется наш соус в динамике, и какая форма и текстура соуса нам ближе. Думаю, по сравнению с привычным процессом, тут мы сэкономили тысячи полторы на продуктах и фудстилисте. 

Сколько стоит добавление пары фудстайловых кадров в ролик? 

Думаю, если снимать несколько фудстайл кадров в рамках одной смены – это дополнительно $5000-7000. Расходы - фудстилист из СНГ и Литвы, продукты, репетиции, дополнительный свет. Для примера - Помидюр Шашлычный.

Отдельная фудстайл-смена около 10 часов, но в рамках того же проекта – ок. $15 000 уе. Сюда будет входить смена съемочной группы, фудстилист, привоз камеры, репетиции, реквизит. Для примера - тот же Chitorio.

Сейчас я работаю с проектами со средним чеком около $30 000. Безусловно, организовать процессы так, чтобы фудстайл не стоил дополнительно еще как один ролик - не так уж и просто. Но если у меня в кадре появляется продукт или фудстайл, то за $35-40 000, я уже могу привезти иностранного оператора и фудстилиста.

Конечно, все это только вершина айсберга. При работе с фудстайлом, как и со сметами, очень важно погружаться. Важно иметь большой лист контактов фудстилистов, знать их загрузку и гонорары, понимать, в каком состоянии какие продукты снимать. Разбираться, какие продукты неснимабельны, а делаются имитации. Не лениться открыто говорить клиенту о возможностях, рисках и делиться опытом, в любом формате. И вместе пробовать то, что останется после съемки кадр. Если это, конечно, вообще съедобно.

Поделиться
Материалы по теме:
Обсуждение:
Читайте также: