Новая технология от Яндекса ломает поисковую выдачу сайтов. Что с этим делать?

4 Января 2021 2742 0 Digital-маркетинг Тренды
Поделиться

Весь 2020 год поисковая система Яндекс удивляла команду AMDG, работающую над рейтингом видимости: сайты необъяснимым образом поднимались на верхние строчки поисковой выдачи и также резко возвращались на прежние позиции или даже ниже. Эксперты в SEO выдвигали разные теории: от пессимизации сайтов за накрутку поведенческих факторов и большого количества недостаточно качественных страниц до тестирования обновления алгоритма Яндекса.

Долгое время отмечались волнообразные изменения в разных тематиках, где прослеживался как небывалый ранее рост видимости, так и стремительное падение, близкое к нулю. Крупные скачки были отмечены 3 сентября, 15 октября и 3 ноября.

Что об этом говорит Яндекс?

25 ноября 2020 года прошла конференция “YaС 2020”, на которой Яндекс рассказал о нововведениях. Его представители поделились информацией о том, что в поиске произошли самые глобальные изменения за 10 лет: переход на новые технологии анализа текста с помощью нейросетей-трансформеров. Цель – улучшить механизм ранжирования страниц (gодробнее про изменения с 56 минуты).

Что же такое YATI?

YATI расшифровывается как Yet Another transformer with Improvement (в переводе “еще один преобразователь с улучшениями”) – это новая технология анализа текста с помощью обученных трансформеров.

Основная цель этой и предыдущих технологий, основанных на нейросетях (“Королев”, “Палех”) – оценка смысловой связи между запросом и существующим текстом.

Как YATI работает на практике? 

Если говорить простым языком, происходит следующее: 

Эксперты Яндекса выбирают эталонную страницу, которая нравится пользователю и соответствует требованиям Яндекса.На основании этой страницы идет обучение трансформера.Обучившись на примере, трансформер сможет предугадать, какой контент понравится пользователю на других страницах.

yati_obuchenie_transformera.png

А разве раньше было не так? Что поменялось?

До 2016 года поиск, как правило, основывался на количественной оценке (как много или мало было кликов и переходов на сайт или сколько совпадающих запросов находится в тексте) и ранжировал сайты исходя из этого.

Поиск продолжал развиваться, и в 2016 и 2017 году были запущены алгоритмы “Королев” и “Палех”, основанные на нейросетях. Анализируя не только количественные, но и контентные признаки, алгоритм пытался установить смысловую связь между запросом пользователя и документами в выдаче.

С запуском YATI алгоритм все также устанавливает смысл между запросом и текстом, но теперь трансформер иначе обрабатывает текст и проходит двухэтапное обучение.

kak_rabotaet_yati.png

Что делать SEO?

Пока новшество вызывает больше вопросов, чем ответов. Официального релиза не было, но значительные изменения в выдаче заметны всем. Главная рекомендация для SEO-специалистов – нужно работать над повышением качества текстов, которые будут максимально интересны целевой аудитории. Все же эталонные страницы пока отбирают люди.

Эксперты AMDG рекомендуют обратить внимание на следующие способы улучшить контент сайта:

1. Собирайте запросы (семантическое ядро) для написания контента из разных источников. Например, можно использовать:

  • Поисковые подсказки;
  • Сервисы, где можно выгрузить запросы, по которым находят конкурентов (например, Serpstat.com);
  • Запросы из веб-мастеров/систем аналитики, по которым были переходы или показы сайта в поиске;
  • Синонимы запросов;

2. Как основу для написания контента используйте собранную семантику и обращайте внимание на форматирование текста:

  • Анализируйте контент конкурентов
  • Разбивайте текст на смысловые блоки
  • Используйте заголовки и подзаголовки с ключевыми словами из семантического ядра.

Выводы:

  • YATI – самое глобальное изменение в поиске Яндекса за 10 лет.
  • Алгоритм направлен на улучшение качества ранжирования –  трансформер учится лучше понимать смысловую связь между запросом пользователя и существующими в поиске документами.
  • Основное отличие от предыдущих технологий (“Королев”, “Палех”) – иная обработка текста и двухэтапное обучение трансформера.
  • Пока нет конкретной даты запуска алгоритма, однако эксперты рекомендуют уже сейчас заняться пересмотром текстов и улучшением их качества.
  • Обратите внимание на дополнительные способы сбора семантики (поисковые подсказки, синонимы к запросам, запросы из систем аналитики и веб-мастеров).
  • Смотрите за конкурентами – какие запросы используют, по каким ранжируются в поиске, какой контент создают.
  • Пишите тексты,  основываясь на собранных ключевых словах.
  • Улучшайте читабельность  текстов – разбивайте на абзацы, используйте заголовки и подзаголовки с запросами из собранной семантики, не забывайте о визуальных элементах.

Поделиться
Материалы по теме:
Обсуждение:
Читайте также: