"Никаких рекламных агентств и SMMщиков!". Российский специалист по раскрутке ресторанов научил минский общепит продвижению

12 Марта 2019 4333 0 Бизнес
Поделиться

В Минск на прошлой неделе приезжал Олег Назаров - российский ресторанный критик и специалист по раскрутке заведений общепита в России, Украине, Беларуси, Казахстане, Литве.

Marketing.by посетил его семинар и узнал, какие инструменты продвижения ресторанов Олег Назаров считает самыми эффективными. Спойлер: специалист призвал бойкотировать классический маркетинг и фудблогеров, которые пишут за деньги. 

1856_oooo.plus.png

Котлера - не читать!

Олег Назаров начал свое выступление в Минске с любопытного утверждения, что классический маркетинг по Котлеру ресторанам, может быть, и не нужен:

"Маркетолог – это жулик изначально. Это не профессия, а жульничество. ...Есть книга Котлера "Основы маркетинга" на тысячу страниц – не читайте ее. Она может и нужна крупным корпорациям, но маленькому ресторану в Беларуси – нет".

В качестве объяснения Олег Назаров предложил ситуацию, как если бы один из минских ресторанов решил воспользоваться таким распространенным средством продвижения, как пресс-конференция:

"Представьте, что вы ресторатор, открываете ресторан и проводите пресс-конференцию. Вы пригласите журналистов, которые будут задавать вопросы, может, вы их даже покормите. Сколько этих журналистов напишет об открытии вашего ресторана, если вы заранее им ничего не приплатили? Ни один не напишет! И не потому, что журналисты плохие. Просто в любом издании существуют коммерческие отделы, и бесплатно никто о вас не напишет". 

Прямую рекламу лоббируют агентства

Покритиковал Олег Назаров и прямую рекламу, а также рекламные агентства, которым "она выгодна". 

Вот такие плюсы у прямой рекламы выделил эксперт:

  • Многократность повтора.
  • Конкретное указание (куда идти - адрес и контакты ресторана).

А вот минусы, на его взгляд, гораздо весомее:

  • Во-первых, самый большой минус прямой рекламы – высокая цена.
  • Во-вторых, люди привыкли, что если что-то рекламируется – значит, там не все хорошо. В обществе нет доверия к рекламе.
"Почему прямая реклама так популярна? Потому что в ней заинтересованы рекламные агентства. Им проще всего заключить с вами договор, потом за 100 долларов создать рекламу и расхерачить ее куда угодно – в газеты, интернет, на борды. При этом у рекламных агентств большие скидки на носители - до 70%. Поэтому они заинтересованы, чтобы вы пользовались прямой рекламой, они зарабатывают уже на своих скидках. ...И люди часто соглашаются, потому что не знают более дешевых способов продвижения".

Все же Олег Назаров привел три случая, когда ресторану следует воспользоваться прямой рекламой:

1. Если она бесплатна. Это может быть текст, который звучит вместо гудков при звонке клиента в ресторан.

2. Если это агрегаторы. "Например, у вас есть Relax.by: нахождение в этом каталоге из категории must be - это должно быть обязательно. В Москве агрегаторы не очень работают, а в Минске люди к ним привыкли, и им важно видеть заведение в списке"

3. Если реклама мотивирует. То есть рассказывает, почему человек должен идти в ресторан, и желательно, чтобы этот месседж был с юмором. 

Самый эффективный инструмент для продвижения ресторанов

6681.jpg

При минимальных затратах и с максимальной эффективностью, по мнению Олега Назарова, работает социальный маркетинг, то есть, работа в соцсетях.

"Но 95% этого не умеют делать. Развелась толпа СММщиков, которых научили формальным вещам – как накручивать подписчиков, лайки и комментарии. Но их не научили, как создавать контент".

Специалист по раскрутке ресторанов уверен, что владельцы заведений могут сами вести соцсети своих ресторанов. Если создавать правильный контент, то это эффективный и бесплатный способ продвижения. 

"Не пользуйтесь услугами СММщиков, они не привлекут вам людей. Смысл соцсетей в создании настроения, нахождения общего языка между подписчиками и заведением. Если у вас будет правильный и здоровый контент, то лайки и подписчики будут набираться сами. На самом деле каждый владелец ресторана может создавать контент, потому что он живет своим заведением и любит его. Скажем, открываешь летнюю веранду – зафиксировал и написал об этом в сети. Шеф-повар рыбу рубит – сфотографировал и написал, что вот - привезли свежую селедку. На каждом шагу можно делать контент, и это не обязательно красивые блюда. ...Полчаса в день – и ты получаешь максимум удовольствия. Во-первых, ты никому не платишь, а, во-вторых, на каком-то моменте тебе это начинает нравиться".

Из социальных сетей, которые следует развивать ресторану, Олег Назаров однозначно рекомендует Instagram - им пользуются потребители ресторанных услуг больше всего. Кроме того, параллельно можно вести и страницу в Facebook - там больше деловых людей. 

Об отличиях в продвижении на беларуском и российском рынках эксперт ответил так:

"Есть специфика государства. В России некоторые вещи заходят на "ура": сделает бармен бокал в виде Путина – и все пишут о нем и его баре. А вы сделайте подобное о Лукашенко – и у вас закроют этот бар. А все остальное, в принципе, у нас одинаково работает". 

Фудблогеры чаще всего предлагают туфту

food.jpg

Олег Назаров отметил, что рестораны могут эффективно работать с блогерами и фудхантерами. Но при этом нужно правильно выстраивать отношения и понимать, что представляет из себя этот блогер или лидер мнений:

"Половина этих блогеров имеют накрученных подписчиков. И предлагают туфту, за которую хотят или денег, или нажраться. У нас это девочки 20-25 лет, которые называют себя ресторанными критиками". 

Настоящий ресторанный критик, по мнению Олега Назарова, это человек, который обладает как минимум тремя достоинствами:

  • Он независим и ходит в рестораны за свои деньги или за деньги своего издательства. Соответственно, пишет отзывы честно.
  • Он должен знать вкус блюд, пройти тысячи ресторанов в разных странах.
  • Он должен нормальным языком все описывать, чтобы было интересно читать. 

"Чаще всего нет первого – независимости. А позитивные рецензии никому же нужны - люди им не верят. Если вы платите за отзыв, то хотя бы попросите написать так, чтобы не было похвалы - как будто бы блогер написал это честно," - рекомендовал Олег Назаров.

Поделиться
Материалы по теме:
Обсуждение:
Читайте также: