Не для галочки! На что обратить внимание бизнесу при запуске социального проекта

Поделиться

Опираясь на опыт работы как в бизнесе, так и в некоммерческих организациях, Дарья Лысковец, координатор по развитию партнерства с бизнесом Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) написала чек-лист подготовки социального проекта. Цель - помочь маркетологам, пиарщикам и специалистам по корпоративной социальной ответственности (КСО) запустить проект, которым будут гордиться. 

Поводом для гордости станут измеримые результаты и положительное влияние на решение проблемы, усиление репутации компании, внимание со стороны СМИ, рост охватов в социальных сетях, повышение лояльности сотрудников и интерес со стороны клиентов.

Дарья Лысковец

Тема проекта должна быть близка деятельности компании

Социальных проблем много. От глобальных, связанных с изменением климата, и до локальных «поможем найти брошенному щенку новый дом». Выбирайте тему для социального проекта, которая бы перекликалась с деятельностью компании, ее услугами и отражала бы миссию и ценности бренда. 

Например, 

  • производителю автомобилей логично решать проблемы, связанные с безопасностью дорожного движения, 
  • банковскому сектору – помогать развивать финансовую грамотность. 

Идеальный вариант – когда решение социальной проблемы помогает и обществу, и бизнесу. 

Пример, который сразу приходит на ум – это проект МТС для людей старшего поколения по обучению пользованию интернетом. Компания инвестировала в решение проблемы и параллельно привлекла к себе новую аудиторию людей старшего поколения.

nauchi_svoikh_blizkikh_800kh440-02.png

Вам нужен партнер

Определившись с темой проекта, следующий шаг – это поиск партнера или партнеров, у которых есть экспертиза, данные по проблеме и понимание того, как ее решать.

«Нам проще сделать самим, сами знаем, что и как». Из-за таких слов компании «устраивают тестирование продукции» и называют это КСО, или инвестируют сумасшедшие бюджеты в надуманные проблемы. Это нормально, когда у бизнеса нет экспертизы в решении социальных проблем, потому что задача бизнеса – зарабатывать. Именно поэтому бизнесу нужен партнер. 

Есть исключения из правил: в некоторых компаниях направление КСО развито и интегрировано во многие процессы. В таких организациях, как правило, работают КСО-специалисты с опытом, но даже они смогут усилить работу в социальной сфере с помощью партнера.

Партнером могут стать некоммерческие организации, общественные объединения, благотворительные фонды или государственные учреждения. То есть тот, кто уже работает над решением проблемы. Такой партнер направит бизнес, поделится опытом и экспертизой, сориентирует в вопросах законодательства, откроет доступ к тем, кто нуждается в помощи. Все это позволит сэкономить время и повысит уровень доверия к действиям компании.

Настраивайтесь на игру в долгую

Социальный проект – это не разовая акция, это не про то, чтобы отвезти игрушки в детский дом. Социальный проект – это игра в долгую. Чтобы получить устойчивый результат важно планировать работу на долгосрочную перспективу. 

Возможно, вы начнете с проведения исследования проблемы, возможно, перед запуском масштабной программы придется пилотировать мини проект, чтобы оценить, насколько сработает методика, возможно, нужно будет обучить специалистов… Чтобы достичь видимых и устойчивых изменений потребуется системная работа, время и ресурсы.

Важно верно рассчитать силы. И если складывается так, что у компании есть небольшой бюджет всего на «одну акцию», не усложняйте и не изобретайте велосипед: перечислите эти средства в благотворительный фонд и они будут направлены туда, где помощь нужна больше всего.

Используйте различные форматы работы

Бизнес способен влиять на позитивные изменения в обществе. Потому что у бизнеса есть ресурсы. Компании могут выступать источником финансирования, предоставлять свою экспертизу и технологии, участвовать в создании социальных проектов, проводить образовательную и просветительскую работу, используя возможности по охвату аудитории, свой голос и влияние.

Вовлечение бизнеса в социальный проект может и должно выходить за пределы финансовой помощи. Компания может взять на себя роль амбассадора для привлечения внимания общества к проблеме. Очень здорово проблему кибербуллинга озвучила компания МТС: обучающие материалы кампании #ИнтернетБезБуллинга смогли посмотреть свыше 210 000 человек, а мини-ролики в ТикТок просмотрели свыше 7,5 миллионов раз.

6789798.JPG

Компания может помогать в решении социальной проблемы, предоставляя профессиональную экспертизу и опыт. Компания может взять на себя обязательства пересмотреть внутренние процедуры и бизнес-процессы на предмет соответствия тем или иным социальным стандартам и принципам, выступить лидером в имплементации передовых практик в отношении сотрудников. Компания может предоставлять продукты и услуги на безвозмездной основе, чтобы помогать. 

В качестве примера приведу сотрудничество ЮНИСЕФ с кинотеатрами – Silver Screen и Falcon Club, которые предоставляют возможности для размещения информации о социальных проектах перед киносеансами и в фойе.

Договоритесь, как будете измерять результаты

Как понять, что проект работает и меняет ситуацию в лучшую сторону? Для этого нужно оценить ситуацию до начала работы и эту точку считать отправной. Здесь помогут исследования, опросы, проведение фокус-групп. Важно решить в самом начале, как мерить изменения, стараться, чтобы результат от каждого действия можно было оцифровать, чтобы понять, какую пользу вы принесете, например, сколько людей получат реальную помощь от проекта. 

Для бизнеса этот этап сложный. Именно на этом этапе понадобится работа с партнером, который знает реальную ситуацию, опирается на цифры и предложит оптимальный вариант замера ситуации до и после.

Вовлекайте в проект как можно больше сторонников

Чтобы социальный проект не буксовал нужно заручиться поддержкой топ-менеджмента и зажечь руководителя его идеей. А далее вовлекайте сотрудников: сделайте так, чтобы социальная инициатива стала общим делом, чтобы сотрудники хотели стать волонтерами и помогать доступными для них способами. 

Следующий шаг – вовлечение клиентов и бизнес-партнеров. Это достижимо через понятную коммуникацию о целях и задачах работы компании в решении социальной проблемы, «выезды в поля», демонстрацию прогресса и результатов, истории о тех, кому проект помогает.

Приведу в пример программу ЮНИСЕФ и Приорбанка «Семья каждому ребенку», которая помогает детям из интернатных учреждений вернуться в биологическую семью или найти приемных родителей. 

prior2_0.jpg

Есть несколько моментов, на которые интересно обратить внимание. 

  • Во-первых, в программе участвуют разные партнеры – бизнес, ЮНИСЕФ, некоммерческие организации, государственные учреждения. 
  • Во-вторых, это долгосрочная и масштабируемая программа. Она началась в 2018 году с запуска пилотного проекта в Гомельской области, который доказал эффективность и поэтому будет масштабирован. 
  • В-третьих, у программы понятные, измеримые показатели: процент снижения количества детей в интернатном учреждении, количество детей, которые вернулись в семью или нашли приемных родителей, рост числа желающих стать приемными родителями и другие. Благодаря чему просто отслеживать развитие и результаты. 
  • И наконец, для финансирования используется механизм клиентского фандрайзинга, когда клиенты банка делают пожертвование в поддержку программы после совершения операции в банкомате и через мобильное приложении. Клиентский фандрайзинг пока еще мало используется в Беларуси, хотя у него есть потенциал и интерес со стороны бизнеса растет.

Итак, независимо от того, каковы масштабы социального проекта, эти шесть пунктов из чек-листа помогут упорядочить информацию и выстроить очередность действий, отсеять ненужные идеи, предупредить ошибки и упростят запуск проекта.

Подробнее о сотрудничестве с Детским Фондом ООН (ЮНИСЕФ) можно узнать здесь.

Поделиться
Обсуждение:
Читайте также: