Мария Асецкая, студия Play: за что отвечает продюсер рекламных роликов и как научиться этой работе

16 Июня 2020 3240 0 Production Интервью
Поделиться

Мария Асецкая стала продюсером рекламных роликов в 19 лет. К 24 годам она накопила уже солидный опыт участия в съемках для крупных брендов и с различными креативными командами и режиссерами. Ничего себе, правда? 

- Бывает, когда новый член группы смотрит на меня, в глазах читаю этот немой вопрос «атыточнопродюсер?», ну норм, я привыкла. А с 19 лет я еще и выглядеть стала младше, а вот голос стал звонче – и вопрос сам собой отпадает, стоит мне начать говорить, - смеется Маша.

Marketing.by в рамках проекта PROduction расспрашивает Машу о рекламном продюсировании, особенностях процесса съемки, что нужно знать, чтобы успешно работать в этой сфере, которой, по сути, нигде в Беларуси не учат. 

! IMG_6484.jpg

Маша, кто такой продюсер на съемке рекламных роликов, за что он отвечает? 

Мы как-то шутили с командой на смене, кто как родственникам объясняет суть своей профессии. Самый лучший ответ был у оператора, который просто говорит: “я работаю в рекламе”. В общем, ответить кратко на вопрос, что ты все-таки делаешь, это не про продюсирование. Для вас я собралась с силами и сформулировала основное. 

Часто я открываю ноутбук на встрече и там уже висит приложение калькулятора.

Самое важное, что делает продюсер – это придумывает решение, как сделать проект одним наилучшим способом, и тут 2 составляющие: смета и команда, которая сделает проект. Продюсер, глядя в смету, видит каждого конкретного человека, кто в ней заложен и чуть ли не каждый реквизитный стул. А потом отработать проект с этой сметой. Все)

Налаженная работа с командой – единственный способ сохранить смету.

Есть члены команды, которые подбираются на 80% по портфолио (режиссер, оператор, фудстилист, сложный пост), 20% я оставляю на удобство работы продюсера. Потому что есть члены команды, поработав с которыми, я больше их не предложу из-за конфликтности или неуправляемости в каких-то моментах.

Портфолио таких подрядчиков важно научиться смотреть – видеть их релевантность на проект и сложность работы, с которой они справятся, сильные стороны.

Начальники цехов: художник, костюмы, реквизит – это 50% портфолио, 50% комфорт работы (это хороший результат каждый раз, независимо от того, какой на дворе этап правок, это соблюдение внутренних смет на цех и соблюдение сроков): важно помимо того, что подрядчик предложит свое крутое видение, чтобы он был готов к 5 этапам правок режиссера-агентства-клиента и делал их с тем же энтузиазмом, как основное предложение.

2019 г.jpg

Хотя обычно нам достаточно 3 этапа правок, бывало и так, что эскизы правили 8-10 этапов, идеальная репетиция фуд-кадра получается на 7 раз, юбка на героиню находится после 5 поездки по всем магазинам. И, честно говоря, никогда не знаешь, где придется в следующий раз повозиться.

А что касается сроков – так сложилось для меня, что самые идеальные люди в этом плане – это режиссеры. Не все, но большинство, если они обещают что-то до определенного срока – скорее всего за пару часов до этого пришлют. И если с подрядчиком, который невовремя что-то присылает – это скорее может быть простительно, то с режиссерами такими я стараюсь не работать. Режиссер возглавляет проект вместе с продюсером, и контролировать каждый шаг режиссера – это огромная продюсерская нагрузка. Ее и без этого хватает. 

Вторая задача - сделать классным и комфортным взаимодействие продакшен-клиент, продакшен-агентство. Это про высокое качество аккаунтинга и вовлеченность, гипервнимательность. 

На местном рынке часто продакшен полностью подключен во взаимодействие с клиентом. Это либо ситуация, что клиент напрямую приходит в продакшен, либо, что у нас трехсторонняя коммуникация «агентство-продакшен-клиент». 

Думаю, это потому, что на самом деле продакшенов стабильно работающих на рынке немного, и клиенты давно уже всех знают поголовно. Но для меня лучшие условия, когда агентство забирает на себя весь аккаунтинг, а я счастливо уделяю больше времени продюсированию. Надеюсь, мы к этому придем. 

Кстати, на российских проектах для агентств или продакшенов – чаще всего с клиентом мы просто знакомились и могли поболтать, но по работе вообще ничего не обсуждали. 

Третья задача - управление командой. Склеить между собой от 30 до 100 человек, дать всем нужные для работы вводные, проконтролировать сметы и результат работы.

2019 г_3.jpg

Каждый ролик - это всегда что-то новое, потому что нет одинаковых задач. В тендере продюсер силен решениями по команде, с которой этот конкретный проект будет классным. Иногда это значит предложить релевантного режиссера, даже с гонораром 15К за смену, а иногда сделать продакшен-тритмент с предложением только внутреннего режиссера, и набором идей, какими удешевить производство. 

Каким был твой первый ролик в качестве продюсера и какой опыт ты на нем получила? 

Так сложилось, что на первой съемке в студии Play полезности я принести пока не могла и тихонечко проторчала всю смену за спиной другого продюсера, впитывая в себя все, что мне удавалось увидеть. 

Месяца через четыре я продюсировала первый проект для постоянных клиентов Play – Дриммейкерс. Исполнительный продюсер следил за каждым шагом, чтобы клиенты не боялись новых людей.

В продюсировании они были несложными – хотя так мне сейчас кажется)) Самое яркое, что я запомнила - до проекта не сталкивалась с 3D-графикой и чтобы разобраться, я почти каждый вечер звонила супервайзеру и разговаривала по 15 минут, выясняя значение всех терминов, все этапы и сроки. 

Самое интересное в продюсировании – что работа почти никогда не повторяется. Тут всегда есть новые задачи, о которых ты можешь ничего не знать. Это интересно, но одновременно сводит с ума иногда из-за объема инфы: что надо принять во внимание/предусмотреть, чтобы снять на площадке кадр.  

Какой проект по съемке был самым масштабным\дорогим и какой опыт получила там? 

Самые интересные для меня проекты – те, где мы работаем с новой техникой, с которой до этого не снимали, с каскадерскими трюками, танцами, фудстайлом и тд.

Самые масштабные из моих продюсерских проектов – это реклама для печенья «Читорио» и для МТбанка, который в этом году вышел. 

Ролики «Читорио» (реклама печенья производства «Слодыч») - это опыт работы с постановкой танцев, пошивом костюмов, сложным фудстайлом и графикой. Не принимая во внимание даже организационные моменты и технику – на этом проекте было очень много вызовов. Но он получился крутым мощным и любимым на многие годы – причем для всех участников. «Читорио» научил меня предусматривать запасные варианты запасных вариантов по некоторым позициям – бэкап бэкапа я это называю)) 

backstage 4.jpg

А по продюсированию у меня были сильные перерасходы бюджета – это и есть самое дорогое продюсерское обучение. Потому что классные режиссеры часто так хороши, что я не могу им ни в чем отказать. От этого происходит вылет по позициям, если я при просчете этого не учла. Выходит так, что клиенту всегда достаются дополнительные плюшки, если проект большой, ведь то, что я что-то не предусмотрела, это чаще всего мой вопрос, а не клиентский. 

МТБанк – проект, где один ролик оказался просто полностью каскадерским. Причем даже для камеры. И я тоже люблю его за этот вызов. 

Где научиться продюсированию, если кто-то решил войти в эту профессию?

В Москве, или вырасти из ассистента в продюсера внутри крупного продакшна. А продакшн выбирает одного из 20-50 человек. И только каждый второй или третий остается в студии спустя пару недель. Работа эта всем кажется поначалу невероятно романтичной, а психологический аспект никто не учитывает.

И что очень важно прислушиваться к опытным членам съемочной группы и приводить процессы к правильным производственным схемам. За время моей работы в продакшне образовалась огромная обучающая база, у нас прописаны все процессы, поэтому мне, чтобы ввести ассистента в работу, достаточно нескольких месяцев.

И самое, самое ценное в моем образовании – это клиентский и агентский фидбэк. Он помогает мне растить свой опыт, растить процессы в продакшне и делать каждый следующий проект круче и эффективнее. 

OOK_6395.jpg

Если образовательной базы нет, как продакшн-рынок может расти? 

Я знаю, что многие агентства берут на себя образовательную функцию, и за это им низкий поклон. Клиенты сами стремятся к знаниям – собирают их по крупинкам.

Есть клиенты, кто делает ролик впервые, и я не стесняюсь объяснять все процессы и даже как сравнивать нас и конкурентов. Скидываю процессы и обучающие материалы небольшим рекламным агентствам, которые хотят запустить направление работы с видеопродакшеном. И, конечно, клиентам, с которыми мы хорошо знакомы, достаются от меня и подробные консультации, и материалы, и мини-семинары. 

Пару лет назад мы с Олей совместно писали несколько обучающих видео по продакшену: про стоимости, про процессы и тд. Да, они смешные, я там неприлично молода , и там есть очевидные вещи, даже для тех, кто уже сделал свои 1-2 проекта, но о них настолько много благодарностей было от клиентов и аккаунтов, и получилось, что так я могла помочь клиентам подготовиться к работе. Так что со временем забила на формат, в котором это записано. 

Каким навыкам ты посоветуешь научиться тем, кто хочет стать продюсером? 

Есть 2 ключевых навыка, по моему мнению. Один общий для всех, второй - для Беларуси. Первое – моральная устойчивость. У меня были истории дискомфорта, с тем что в 19-20 лет я нанимала на проекты опытных подрядчиков, которые еще и вдвое старше. Ну и было где-то пренебрежительное отношение ко мне. Но с этим надо справляться моральной устойчивостью. Сейчас любое такое отношение – для меня просто показатель, что с этим подрядчиком проще не работать. 

Второе – самообучаемость и проактивный подход. Когда нужно было посчитать что-то новое, я звонила тем, кто мог меня проконсультировать и пытала, пока не могла сама рассказать, как это делается. 

Делать более сложные и интересные проекты можно, только постоянно обучаясь.

Это и процессы кастинга, процессы постпродакшена, как читать режиссерские тритменты и видеть в них позиции в смете, процессы создания музыки, графики, позиции техники, камеры, оптика и я не смогу закончить этот список… 

backstage 2.jpg

Помните, что все, что продюсер никогда раньше не делал, влечет за собой риски по бюджету. Продюсерское наитие появляется где-то после 2-3 лет работы. До этого каждую позицию надо считать до тошнотворного. Я не всегда считала тщательно и отсюда мое дорогое обучение, о котором я писала в самом начале)) 

Эту работу надо любить сильно. Все продюсеры, кого я знаю - работают много. И не стесняются делать это 12-20 часов / в день, в зависимости от проектов. 

Сколько может зарабатывать продюсер в Беларуси? 

Заработки продюсера зависят от маркапа, который выставляет продакшн. Я даже средних цифр не возьмусь сказать, но например, ассистенты, которые начинают работать в Play, в первые полгода зарабатывают около 300 долларов. Это сделка, т.к. все приходят без опыта и учатся по большой базе знаний. А вообще доход продюсеров всегда завязан на прибыли проекта, потому что самое важное, что мы делаем помимо охренительных проектов - считаем на калькуляторе).

Поделиться
Материалы по теме:
Обсуждение:
Читайте также: