Магазинам и кафе придется работать без вывесок? Узнали, реально ли собрать подписи у собственников фасадов

Поделиться

Летом в Беларуси изменилось законодательство о рекламе. Среди прочего, появились новые требования к размещению вывесок магазинов и кафе на жилых домах. Предприниматели столкнулись с необходимостью получать согласие на вывеску от 2/3 собственников (жильцов) дома, где располагается объект.

О том, как сейчас происходит процесс согласования вывесок и что об этой проблеме думает бизнес, Marketing.by спросил у Евгения Васильева, председателя наблюдательного совета Ассоциации рестораторов:

1199_oooo.plus.png

- Понятие «согласование собственника» действовало всегда. Но до 2018 года, пока не вышел новый Жилищный кодекс, было все просто - владельцем здания были ЖЭС либо ЖРЭО, и согласование проводилось с ними.

В 2018 году ЖЭСы и ЖРЭО упразднили, а дома перешли в совместное домовладение собственников. То есть, владельцами общих площадей стали все жильцы.

Когда шла подготовка поправок в законодательство о рекламе, мы предполагали, что с согласованием вывесок может возникнуть проблема. Представителям МАРТ мы стремились донести, чтобы вывески для магазинов и кафе не признавать рекламой. Соответственно, согласований не вводить. 

К сожалению, вывески признали рекламой. Нерекламными считаются лишь конструкции до 5,5 кв.м., с надписью на русском или беларуском языке. Почему надписи на латинице нужно согласовывать - не понятно. Это желание владельца кафе или магазина, какими буквами или символами доносить о себе информацию до граждан. Мировой опыт показывает, что, скажем, во Франции есть надписи на китайском и английском, и это никогда не было проблемой.

Сейчас, после изменений в законодательстве о рекламе, мы получили проблему, которая только нарастает. Мы от имени Ассоциации писали и в Совмин, и в Совет по развитию предпринимательства. Насколько я знаю, есть поручение разобраться с этим вопросом. Думаю, что в ближайшее время будет какое-то совещание по этому поводу.

- Как сейчас на практике выглядит процесс согласования вывески?

- Согласование с собственниками провести физически невозможно. Вот яркий пример: в доме 78 по улице Рафиева 842 квартиры. Чтобы получить 2/3, нужно собрать 670 подписей. Обход по квартирам нужно делать вечером, когда люди вернулись с работы. Сколько квартир можно обойти до 21 вечера, пока еще не стыдно звонить в дверь?

В домах, которые находятся в центре Минска, большинство квартир сдается в аренду, и найти собственников вообще невозможно. Среди жильцов есть пожилые люди, которые либо не открывают дверь, либо объяснить им, за что нужно расписываться, крайне затруднительно.

Уже были случаи, когда жильцы требуют за подпись деньги, ремонт в квартире или подъезде, замену окон и т.д. И это не вымогание, это гражданско-правовые правоотношения: жильцы имеют право требовать все, что хотят, за свою собственность.

Есть еще проблема - раньше при пересогласовании вывески (паспорт рекламы выдается на 3-5 лет) все автоматически продлевалось, а сейчас Мингорисполком разъяснил, что нужно каждый раз заново приносить подписи жильцов. То есть, раз в 3-5 лет будем ходить собирать подписи, и это коснется всех – не только Минска, но и других городов.

- При каких вывесках не нужно собирать подписи?

- По законодательству в любом случае ты должен получить согласие собственников. Просто если вывеска на русском языке и до 5,5 квадратных метров, то согласование с контролирующими органами не требуется. А значит, и подписи собственников никто не проверяет.

- Но они должны быть?

- Да. Если на чье-то имущество хочешь что-то повесить, ты должен получить согласие.

Кстати, это не только проблема магазинов, которые сняли помещение в аренду, но и собственника помещения. Если он не нашел общий язык с соседями, то он тоже не сможет повесить вывеску, потому что фасад – общее имущество.

С теми, кто купил на аукционе право аренды – та же история. Можно сделать ремонт, отдать за него много денег, а потом узнать, что не можешь повесить вывеску, так как жильцы против.

Мы, кстати, предлагали, чтобы фасады зданий были отданы государству с правом сдачи в аренду. Или чтобы часть фасада за квартирой или другим помещением принадлежала собственнику помещения. К сожалению, к нашим предложениям не прислушались.

two-blank-mock-up-design-of-cafe-signboard-outdoors-on-yellow-wall_158595-6460.jpg

- Что сейчас делают люди, которые открывают кафе и не могут собрать подписи? Работают без вывесок?

- Да, работают без вывесок.

- Поделитесь вашим видением, как вопрос с вывесками нужно прописать в законодательстве, чтобы все стороны были довольны?

- Я до сих пор не могу понять, что является предметом согласования. Если опасаются, что там будет что-то нецензурное или, условно, с фотографиями голых женщин, то эти вопросы можно решать через КоАП или Уголовный Кодекс. 

По поводу написания стоило бы закрепить, что владелец бизнес может сам решать, какими буквами донести информацию. 

Что касается зданий, являющихся историко-культурными ценностями, то я бы разрешил размещать вывески до 1 кв. метра без согласования – таким размером фасад не закроешь. А если хочешь вывеску больше –  займись согласованием. Если же это не историко-культурная ценность, то конструкции размером до 3-4 кв.м. не согласовывать.

Еще было бы логично вывести понятие «вывеска» из категории «рекламы», так как вывески просто обозначают нахождение объекта, а не служат для продвижения товаров.

МАРТ: согласие собственников нужно было получать и раньше

Тем временем, Министерство антимонопольного регулирования выпустило подсказки для предпринимателей, что является вывеской и как ее разместить в соответствии с требованиями законодательства.

photo_2021-08-17_13-33-49.jpg

photo_2021-08-17_16-44-35 (2).jpg

photo_2021-08-17_17-51-40.jpg

Также МАРТ подготовил развернутый комментарий, в котором подчеркнул, что требования о согласовании с собственниками не являются нововведением, они были и раньше Также МАРТ обещает, что скоро появится документ, который разрешит не собирать заново подписи собственников при перерегистрации вывесок.

"В силу пункта 31 статьи 1 Жилищного кодекса Республики Беларусь (далее – Жилищный кодекс) внешние стены, крыша и другие несущие и ненесущие конструкции многоквартирного жилого дома относятся к его общему имуществу.

При размещении средства наружной рекламы на общем имуществе многоквартирного жилого дома (далее – общее имущество) рекламораспространитель использует это имущество.

Порядок передачи общего имущества в пользование третьему лицу, в том числе рекламораспространителю, установлен в главе 28 Жилищного кодекса.

Так, в соответствии с абзацем третьим части первой пункта 7 статьи 159 Жилищного кодекса решение по вопросу передачи общего имущества во владение и пользование иному лицу принимается общим собранием участников совместного домовладения (далее – общее собрание). При этом отмечается, что принятие такого решения относится к исключительной компетенции общего собрания (т.е. такое решение не может быть принято органом управления товарищества собственников, организации застройщиков или уполномоченным лицом, назначенным исполкомом для управления общим имуществом и организации оказания жилищно-коммунальных услуг (далее – уполномоченное лицо в сфере ЖКХ)).

Согласно вышеуказанной норме Жилищного кодекса решение о передаче общего имущества во владение и пользование иному лицу считается принятым, если на правомочном общем собрании (при правомочном голосовании, проведенном в форме письменного опроса) за него проголосовали две трети участников совместного домовладения от общего количества участников совместного домовладения. Принятие решения подтверждается копией протокола общего собрания или письменного опроса участников совместного домовладения.

Справочно:

В силу пунктов 1, 2, 5 и 6 статьи 159 Жилищного кодекса:

  • общее собрание может проводиться по мере необходимости, но не реже одного раза в год, созывается одной четвертью участников совместного домовладения либо уполномоченным лицом в сфере ЖКХ;
  • общее собрание в форме письменного опроса проводится путем вручения под роспись либо направления заказным письмом с уведомлением о получении или иным способом, предусмотренным решением общего собрания, бюллетеня для голосования (участник совместного домовладения заполняет бюллетень, выражая свое мнение по вопросам повестки дня («за», «против», «воздержался»), подписывает его и направляет по адресу, указанному в бюллетене, либо иным способом, предусмотренным решением участников совместного домовладения).

Законодательство о рекламе и административных процедурах при регулировании порядка осуществления административных процедур по выдаче и продлению действия разрешения на размещение средства наружной рекламы на общем имуществе (далее – разрешение) основывается на требованиях жилищного законодательства.

Так, согласно подпунктам 9.11.1 и 9.11.2 пункта 9.11 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. № 156 (далее – единый перечень), для выдачи или продления действия разрешения рекламораспространитель представляет в исполком вместе с заявлением документ, подтверждающий согласие собственников (копию протокола общего собрания или письменного опроса собственников).

Справочно:

При этом указанные требования не являются нововведением – они содержались в Жилищном кодексе с момента его вступления в силу (2 марта 2013 г.). Подпунктами 9.11.1 и 9.11.2 пункта 9.11 единого перечня требование о предоставлении для выдачи и продления действия разрешения документа, подтверждающего согласие собственников, предусмотрено с 10 июля 2013 года.

В настоящее время подготовлен проект постановления Совета Министров Республики Беларусь «О порядке согласования содержания наружной рекламы и рекламы на транспортном средстве» (вступление в силу постановления планируется с 8 октября 2021 г.), предусматривающий внесение изменений в подпункт 9.11.2 пункта 9.11 единого перечня в части отмены обязанности по предоставлению рекламораспространителем документа, подтверждающего согласие собственников, для продления действия разрешения (для выдачи разрешения обязанность по предоставлению такого документа сохранится в силу требований Жилищного кодекса).

В соответствии с пунктом 12 Положения о порядке выдачи, продления действия, переоформления и прекращения действия разрешения на размещение средства наружной рекламы, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 7 июля 2021 г. № 395 (далее – Положение), в ходе выдачи разрешения подлежит заключению договор о размещении средства наружной рекламы между исполкомом, собственником имущества (в случае с многоквартирным домом – собственниками общего имущества) и рекламораспространителем.

В силу части первой пункта 13 Положения при размещении средства наружной рекламы на общем имуществе по этому договору взимается плата:

  • исполкомом – за предоставление права на использование городской среды (среды населенного пункта или иных территорий) в рекламных целях;

  • собственниками общего имущества – за содействие в размещении (распространении) наружной рекламы.

Согласно части четвертой пункта 12 Положения заключать такой договор от имени собственников общего имущества вправе товарищество собственников, организация застройщиков или уполномоченное лицо в сфере ЖКХ".

Поделиться
Материалы по теме:
Обсуждение:
Читайте также: