Кто такой дизайнер по свету и сколько стоит сценическое освещение брендовых презентаций в Беларуси

Поделиться

Роль сценического освещения в ивентах за последние несколько лет существенно выросла. В Минске прогресс в использовании световых эффектов выразился в ряде ярких презентаций - где заказчики явно понимали: правильный свет создает и правильное восприятие бренда, и атмосферу, и общее мощное впечатление от события.

marketing.by отправился на разговор к Александру Бобелю, автору громких нестандартных проектов, который занимается сценическом освещением 10 лет. Поговорили о том, в чем состоит профессия, как создается световое волшебство и чего хотят беларуские заказчики.  

244_oooo.plus.png

Юридически у нас такой профессии вообще не учат и ее нет. Если говорить про название, то вариантов много: дизайнер сценического освещения, светохудожник, световик. Чаще всего используют выражение "дизайнер по свету".

Всему я учился сам. Те люди, которые этому где-то профессионально учились и знают многие приёмы, используют их классически, а япросто смотрю на площадку, на техническое задание и пытаюсь почувствовать, как будет красиво. Это даёт определённые преимущества. У меня специфический взгляд на вещи. Многие инструменты я использую не по назначению, часто нестандартно. 

Как происходит разработка концепции события

В разговоре с заказчикам мы обсуждаем концепцию мероприятия, изучаем техническое задание, площадку. Находясь там, приходит видение конструкции со светом, как он будет расположен, как он будет освещать локацию. В некотором роде я мыслю светом. 

Над концепцией светового оформления я работаю один. Для реализации проекта привлекаются опытные технические партнеры, которые могут реализовать любые мои затеи. За мной остается настройка пульта и работа на мероприятии. 

Всё начинается с того, что  в отдельной программе отрисовывается помещение, в котором будет проходить событие. 

photo_2020-06-02 00.48.44.jpeg

photo_2020-06-02 00.54.16.jpeg

photo_2020-06-02 00.52.30.jpeg

Затем оно переводится в программу-визуализатор. Все чудеса происходят именно в ней. Там можно развешивать свет, экспериментировать и пробовать разные варианты, а впоследствии программировать свет не находясь на площадки. Это очень сильно сокращает затраты. По-итогу, я могу заранее показать заказчику как всё будет выглядеть.photo_2020-06-02 00.47.34.jpeg

photo_2020-06-02 00.56.34.jpeg


photo_2020-06-02 00.48.55.jpeg

photo_2020-06-02 00.49.03.jpeg

Каждый заказ требует своего времени для исполнения. Есть мероприятия, к которым идеи приходят быстро и все отрисовывается за день или два. А есть те, над которым приходится сидеть неделями. 

Беларусы почему-то привыкли к тому, чтобы сзади был огромный экран

Тренды в этой сфере определяют производители оборудования. Постоянно проходят выставки, где показывают всё новое, что появляется в этой сфере: приборы, голограммы, эффекты. Но до нас это проходит через определенный промежуток….лет. Потому что это очень дорого. И если брать реалии беларуского рынка, то у нас просто нет таких денег, как в Европе. 

Вкус беларуских заказчиков явно меняется. Еще 4 года назад крутящиеся и светящиеся прожекторы были абсолютной нормой. Сейчас это неприемлемо. И это хорошо. Мы посещаем крупные конференции, ходим на концерты и развиваем свой эстетический вкус. Все смотрят международные шоу и видят, что происходит в мире. 

Но у этого есть обратная сторона: не всегда заказчику  можно что-то объяснить, убедить. Они видят что-то на больших фестивалях и говорят: «Нам нужно точно также, есть вот такая сумма денег. А донести им, что за такую сумму это невозможно — крайне проблематично. Еще наши люди почему-то привыкли к тому, чтобы сзади был огромный экран.

photo_2020-06-02 00.48.21.jpeg

Как-то в ТЗ к бизнес-мероприятию требовали "секси-свет"

Техническое задание — это отдельная тема. Очень хочется, чтобы заказчик описывал  концепцию подробно и с конкретным таймингом выступлений, процессов, которые будут происходить на площадке. На деле это не так. Бывают и странности. 

Например, самое интересное ТЗ к бизнес-мероприятию содержало желание получить "секси-свет". А одна IT-компания прислала следующее: "представьте себе космические войны, звёзды, всё ускоряется и время превращается в квантум". И что с этим всем делать - непонятно.

В тех случаях, когда с заказчиком невозможно договориться, я отключаю своё творчество и просто делаю так, как мне говорят. Это, конечно, грустно, но бывает и такое.

Беларусы не хотят платить за свет

По сути беларусы ко всему готовы, только у нас денег нет. Мы и не готовы платить много за свет, потому что нет понимания, за что конкретно начисляются деньги. Техническое оснащение абсолютно всегда вызывает вопросы. И тогда мы стараемся объяснить, что представляет собой ценообразование в этой сфере.

photo_2020-06-02 01.01.30.jpeg

photo_2020-06-02 01.01.31.jpeg

photo_2020-06-02 01.01.32.jpeg

Приборы, которые мы берем на мероприятия, закупаются компаниями, сдающими их в аренду. Нужно понимать, что один хороший прибор стоит в районе €4500, а их нужно 100 штук. Прокатная компания тратит миллионы, чтобы их закупить. Поэтому они не могут позволить себе сдавать их за $10. Плюс нужен персонал, который все это монтирует и обслуживает.

Все разговоры о цене вопроса в беларуских реалиях похоже больше на продажу авто — тебе звонят по телефону и предлагают на 40 % меньше. Все хотят полный комплекс услуг, но по цене в два раза ниже. 

Отдельные вопросы возникают у заказчиков в оценке моей собственной работы как светодизайнера. Для них  наша работа выглядит так, словно всё делается по щелчку пальцев. 

Почему так дорого? С крупными агентствами этот вопрос уже решен: менеджеры агентств находились рядом со мной с утра до вечера целую неделю, смотрели из чего состоит работа, теперь вопросов больше не возникает. 

photo_2020-06-02 01.03.59.jpeg

photo_2020-06-02 01.04.09.jpeg

photo_2020-06-02 00.48.32.jpeg

Поэтому при определении  общей стоимости проекта считается общее количество оборудования, которое будет использоваться на площадке, и количество задействованных людей, чтобы вложиться в нужные заказчику сроки. Площадки часто арендуют всего на одни сутки и есть только ночь на монтаж.

Светом можно выстроить целое представление без участия артистов

Презентация любого продукта — всегда загадочная атмосфера. С помощью светового оформления можно задать общий фон всего мероприятия. И здесь главное эффектно начать.От этого зависит все дальнейшие действия и эмоции от восприятия продукта.

photo_2020-06-02 00.48.03.jpeg

photo_2020-06-02 00.47.53.jpeg

Если мы говорим про бизнес-мероприятие, то здесь также важно сделать впечатляющим выход спикера, потом свет убирается и делается акцент только на нем, чтобы вообще ничем не отвлекать людей.

Светом можно выстроить целое представление без участия артистов. Также свет позволяет создать весь дизайн площаки.

Каждый раз мы создаем какое-то произведение искусства, которое существует день или два

Я стараюсь не смотреть на то, что делают в России, Украине или Балтиии. Потому что если что-то понравится, ты обязательно захочешь это повторить. Украинцы, например, очень в этом преуспели и делают невероятные проекты.

Что касается меня, из последних заказов очень понравилось делать маппинг на Софийский собор, с подсветкой в зоне перед самим собором. Всегда очень интересно работать с Brands Fashion Show. Очень долго над ним корпим, придумываем что-то интересное и новое, потому что каждый следующий показ должен быть не похож на предыдущий. Это очень приятный творческий вызов.

photo_2020-06-02 00.48.37.jpeg

Но больше всего я люблю концерты за их энергетику. На концертах ты можешь сделать всё что хочешь не привязываясь ни к чему, кроме музыки и исполнителей.

photo_2020-06-02 00.48.25.jpeg

По сути, каждый раз мы создаем какое-то произведение искусства, которое существует день или два, а потом разбирается. 

Поделиться
Обсуждение:
Читайте также: