Кто и как пишет музыку для рекламных роликов. Интервью с композитором Дмитрием Фригой

13 Мая 2021 2765 0 Production Интервью
Поделиться

Один из факторов яркого впечатления от рекламного ролика – тонко и точно подобранное музыкальное сопровождение. Иной раз под видео на YouTube так и пестрят комментарии – «что за музыка здесь играла», «подскажите песню»…Как создается звуковая «упаковка» для рекламы, как часто рекламодатели заказывают уникальную композицию и как нужно ставить ТЗ авторам? Разговариваем об этом с Дмитрием Фригой, композитором, который писал музыку для многих крупных местных и международных брендов в Беларуси.

Дмитрий Фрига

Дмитрий Фрига закончил Брестский музыкальный колледж по направлениям “фортепиано” и “оркестровое дирижирование”, играл в группе «Любовь и спорт» в начале двухтысячных. Занимался музыкальной режиссурой и поработал буквально на всех значимых радиостанциях Минска – «Столица», “Би Эй”, “Мелодии Века”, “Минская волна”. Разработал звуковую «упаковку» сезона для радио «Юнистар».

Ощутив «потолок»  в рамках FM радиостанций, Дмитрий перешел к созданию авторской музыки и звукового оформления для разных направлений. Вот уже 10 лет он пишет музыку в том числе для рекламных роликов. В Беларуси его треки звучат в рекламе разных лет брендов МТС, Coca Cola, "Белита", "Мiлавiца", "Гефест", velcom и многих других.

Дима, какие сегодня существуют подходы к музыкальному\звуковому оформлению рекламных роликов?

По большому счету, в сфере рекламной музыки есть три варианта. Первый –  это использование стоковой готовой музыки. Точнее, покупка лицензии на ее использование. Удобно  тем, что ты сразу слышишь, что покупаешь и сразу видишь стоимость.  

Минус этого подхода: если у тебя в ролике более-менее сложная драматургия, то нет возможности сделать какие-то переходы, смену характера музыки, поменять инструменты. Ты должен сидеть, образно говоря, ковыряться, чтобы что-то подходящее слепить.

Еще один минус – ты не покупаешь уникальный продукт. Например, банк приобретает стоковую композицию, а потом глядишь - вышла реклама презервативов с такой же мелодией. Такая опасность реально существует.

Второй подход – покупка известного, раскрученного хита. Это всегда дорого, но в рекламе узнаваемая песня работает хорошо, без вопросов.

Третий вариант – когда агентство хочет получить свою уникальную музыку, которая бы соответствовала пожеланиям, отражала драматургию, тонко изменялась под монтаж ролика, под его настроение. Вот тогда агентство идет к композитору. Например, ко мне.

Музыка Дмитрия Фриги для ролика бренда "Братья Грилль"

Сколько стоит такая работа?

Музыка, заказанная у композитора, как правило, бывает не дороже или не сильно дороже лицензии из стока. Удорожать создание композиции могут разные вещи.

Например, если есть заказ на дополнительный вокал. Или на музыканта с определенным инструментом – добавляются его расценки. Может быть и такое, что рекламодатель захочет звучание целого симфонического оркестра...

Такое реально бывает и в Беларуси?

Случается. У меня был проект с брестским футбольным клубом Динамо  - я писал для них гимн и владелец клуба захотел, чтобы исполнение было симфоническим оркестром с хором. Да еще чтобы хор пел песню, текст для которой написал сам руководитель этого клуба.   Это была история с кучей приключений, если честно. Челлендж еще тот, но мы все из этого достойно вышли.

Конечно, цена за такие услуги уже не сопоставима со стоками, так как тут идет оплата студии, оркестра, оркестровщика, который расписывает партии на каждый инструмент. То есть это эксклюзивный продукт.

Музыка Дмитрия Фриги для ролика бренда Samsung

Был случай, когда я писал для бренда песню. И  занимался тем, чтобы забукировать студию,  собрать исполнителей – их было несколько - записать хор. Понятно, что это также отражается на стоимости.

Бывает и проще  –  присылают музыку и просят: сделайте что-то похожее, но чтобы не было вопросов с авторскими правами…

Работа по референсам? Насколько это частая история от заказчиков?

Это очень распространенная тема и используется везде. В кино в том числе.  Когда снимали, например, «Властелина колец», известно, что при работе использовали референсную музыку, потому что настолько специфическое направление, что проще подобрать несколько музыкальных произведений и на их примере пояснить, что нужно, чем объяснять, как это должно быть.

Референсы это очень частая тема в рекламной музыкальной упаковке, учитывая, что всегда очень сжатые сроки и урезаются бюджеты. Звук и музыка в рекламе часто  финансируется по остаточному принципу. Нередкая ситуация, что ролик, который должны снять за 30 тысяч у.е., снимают за 20, пытаются удешевить смету и в результате под урезание подпадает и звук. Эксклюзивный подход хотят и могут позволить себе немногие.

Музыка Дмитрия Фриги для ролика бренда Marko

Как меняются тренды на звуковую упаковку  в рекламе, существует ли мода на что-то определенное?

С одной стороны, общие тенденции звучания, если мы говорим о качестве звука, улучшаются. Так как технические возможности композиторов и музыкантов сильно возросли. Реклама 80-90-х годов звучит по-другому. Тогда ты должен был посадить живой оркестр и сыграть все это. Сейчас в связи с развитием звукового оснащения выросла и сложность, и качество производимой музыки в целом.

Что касается трендов, что тут очень работает специфика регионального рынка. Проведу параллель, чтобы было понятнее, с кинопостерами. Я много работал в свое время с кинопрокатом и помню сколько было проблем. Приезжают постеры, например, британских фильмов в Беларусь - а у них такая артхаусная визуальная подача, в темных тонах.  Приходилось адаптировать под нашу аудиторию, порой даже втайне. Было понимание, что если повесить в Минске такой темный, мрачный постер, то фильм можно просто не продать. При этом постеры из России поступали дико отретушированные, яркие, а-ля фотографии из глянца. И вот это нашей аудитории более понятно.  

В этом суть и беларуской рекламы в данный момент – она прямолинейна и довольна проста, даже примитивна. Тенденции к нестандарту все еще нет.

Поэтому и задачи ставятся простые в рекламе: мы клевые, у нас хороший продукт, приходите покупайте. Это ни плохо, ни хорошо, просто такой рынок. Соответственно и к музыке требования более простые.  

Не было у тебя ощущения что некоторое время назад появился запрос на музыку в национальном, беларуском стиле?

Ярко выраженного тренда, мне кажется,  не было. Хотя определённый запрос на национальный стиль  существует давно.  Как правило, это связано не с ожиданиями потребителя, а с позицией заказчика. Вот тогда появляется реклама на мове, вкрапления этнических течений в звуке и музыке, но по моему наблюдению, повторюсь, это идет не от потребителя, от бренда.

Как обычно выглядит ТЗ для композитора?

Все довольно просто. Мне присылают сценарий ролика с таймингами, из которых понятно, где какие акценты и отправные точки.  При написании композиции я на это ориентируюсь.

Присылаются также референсы, по которым мы работаем. Если я делаю полностью звуковую упаковку, необходимы пожелания по эффектам – например, звон или приглушение музыки.

Может поступить запрос на диктора с указаниями, какой голос требуется -  мужской, среднего возраста, жизнерадостный. Я подбираю варианты и высылаю заказчику.  

Дмитрий Фрига.jpg

Бывает ли так что бренд может оценивать твою работу в критериях: нравится\не нравится?

Если мы говорим о музыке, то надо понимать, что мы находимся в зоне субъективных оценок и именно поэтому крайне важно до начала работы получить абсолютно четкие ТЗ. Заказчику это поможет сформулировать свои собственные ожидания.

У меня была история, когда обратился один известный бренд, который считался очень сложным заказчиком. Маркетологи сказали: хотим музыку как у группы The Prodigy. Только надо по ритму быстрее наполовину. Хорошо, написал вариант быстрее. Они послушали и сказали: это клево, но нам надо, чтобы было еще похоже на рэп! Ребята, говорю, где Prodigy, а где рэп! Короче говоря, мы не сработались. Потом оказалось, что я в работе над этим роликом был уже пятым композитором, который, увы, не угодил.

Поэтому обращение к композитору и нужно максимально конкретизировать на этапе ТЗ.

Музыка Дмитрия Фриги для ролика бренда КАМАКО

Может ли режиссер ролика  вместе с тобой создавать композицию?

Это очень редкая ситуация для Беларуси. Да, можно сесть и сделать черновики, наброски, пройти стадию творческого поиска. Это хороший подход, он интересный, но это стоит существенно дороже и дольше. Наши рекламные агентства к такому обычно не готовы.

Поделись, пожалуйста, своими личными предпочтениями в музыке. Что в твоем плейлисте?

Это сложный вопрос. Просто не хочу показаться снобом, но сфера моих предпочтений не основывается на жанре или стиле. Я глубоко понимаю, как создается  музыка, какие в ней идеи, как мыслили авторы, звукорежиссеры, аранжировщики.

То есть если я прихожу в картинную галерею, то на меня картины производят  общее впечатление. А профессиональный художник видит работу с перспективой, какой мазок, какая техника. Так и здесь. Большинство музыки,  которая сегодня звучит – мне не интересна, я понимаю,  что часто она вторична,  не несет в себе ничего нового, плохо сделана. И, в связи с этим, мне нравятся какие-то очень странные вещи.

Например, я переслушал исполнителей с середины 50-х годов прошлого века, чтобы дойти до Битлз и понять: чем они тогда зацепили людей. Вне исторического контекста это не просто осмыслить. Оказалось, что Битлы действительно были странными и необычными и резко отличались от того, что играли тогда.

В общем, я ищу какие то вещи, которые должны быть интересны и понятны тем, кто не сильно разбирается в музыке. Но в то же время интересны и профессионалам. Это значит, что к музыке был приложен интеллект и творческий поиск.

Послушать авторскую музыку Дмитрия можно на его Youtube-канале.

Поделиться
Материалы по теме:
Обсуждение:
Читайте также: