Копейка рубль бережет. Продюсер продакшна о том, как обходиться с бюджетами в условиях нестабильной экономики

26 Февраля 2021 6614 0 Production
Поделиться

Очевидно, что беларускую экономику ждет затяжной кризис. Тем не менее, нужно продолжать работать – в новых условиях. Опытные клиенты используют все доступные способы оптимизации продакшена, корректируя стоимость производства роликов. Либо выращивая качество – в рамках тех же бюджетов. Продюсер продакшн-студии PLAY Мария Крук делится своими наблюдениями, что предпринимают бренд-менеджеры, чтобы беречь свои инвестиции в рекламу.

Мария Крук.jpg

Хорошо забытое старое: процессы

Очевидное-невероятное: продакшн ролика должен делаться по корректному процессу. А это значит, что концепт и сценарий должно делать агентство, а продакшн - заниматься продюсированием и производством видео. Половина входящих запросов, к большому сожалению, все еще содержат просьбы написать сценарии (и сценарий же – критерий выбора продакшна, немыслимо!).

А еще часть запросов содержат просьбу предъявить съемочное оборудование, которого в крупных продакшнах отродясь не было.

Конечно, мы не отказываем, но привлекаем агентства. Проходя корректный путь агентство > креатив > выбор продакшна, режиссера, сметы, клиент не только получает хороший креатив под задачу, но и полную картинку рынка продакшнов с адекватной рекомендацией, трезвой оценкой стоимостей и гарантией качества ролика на выходе.

Опыт – тоже сила

Опытный и подготовленный клиент всегда получает больше на единицу стоимости. Поэтому я рекомендую основательно относиться к планированию продакшн-проекта, понимать размер бюджета до отправки брифа в агентство и продакшн-брифа в продакшн.

Какие данные обычно запрашивают опытные клиенты на этапе отбора продакшна:

·         Тритменты режиссеров;
·         Тайминг проекта;
·         Просчет проекта – боллпарк, смета – оптимизированный вариант «где деньги? Какие деньги)?» и обычный «Ни в чем себе не отказывай!», описание разницы потенциальных проектов;
·         Портфолио или состав основной группы – кто продюсер проекта, оператор, художник, второй режиссер, режиссер монтажа;
·         Продюсерские решения – что предлагает продюсер, чтобы сделать проект лучше, иногда режиссер предлагает такие решения на этапе тритмента;
·         Стоимости конкретных проектов, которые сделала студия – все хотят знать, несмотря на NDA. Это тонкий момент, но новые клиенты должны понимать, как студия распоряжается бюджетами, и соотношение проект / стоимость показывает это как нельзя лучше.  

Продакшн.jpg

ВАЖНО ПОНИМАТЬ: ПРОДАКШНЫ МОГУТ ЗАКЛАДЫВАТЬ НА РАБОТУ С ОДНИМ ПУНКТОМ СОВЕРШЕННО РАЗНЫЕ ГОНОРАРЫ, РАЗНЫЙ СЕРВИС, КОЛИЧЕСТВО ПРАВОК.

Что далее делают опытные клиенты с этой информацией?

1. Сравнивают сметы продакшнов – когда считается один и тот же проект, продакшны могут закладывать на работу с конкретным пунктом совершенно разные гонорары, разный сервис, количество правок и т.п. Встречаются ситуации, когда продакшн закладывает на кейтеринг $5000, а клиенту это не нужно. Или гонорар одного и того же – конкретного - подрядчика отличается в сметах в 2-3 раза.

2. Знают, чего хотят и не платят за ненужные опции, отправляя все внимание, бюджет и контроль на самое важное. Если ролик построен на актерской игре, клиент 10 раз переспросит, достаточно ли ресурсов заложено на кастинг, в момент тендера попросит показать несколько визиток, чтобы оценить игровые данные. Спросит, учтена ли стоимость организации 1, 2 и 3-й волны кастинга.

3. Планируют проекты заранее – проводя выбор продакшнов в большее количество этапов, получая на каждом этапе новые данные и, конечно, торгуясь.

4. Советуются с продюсером на этапе отбора креатива: сколько может стоить каждая концепция, где могут быть сложности в реализации, какие возможности на нашем рынке можно под нее найти.

ПОСТОЯННЫЙ КЛИЕНТ МОЖЕТ ПОЗВОНИТЬ И ПОПРОСИТЬ РЕКОМЕНДАЦИЮ / ОЦЕНКУ / ИНФОРМАЦИЮ ПО СТОИМОСТИ.

5. Даже в работе с одной студией, постоянный клиент может позвонить в другую и попросить рекомендацию / оценку / информацию по стоимости каких-то опций, чтобы оптимизировать стоимость. Мы всегда помогаем, клиенты возвращаются – считаться или работать.

6. Клиенты собирают большие проекты и объемы работы - ради серьезной оптимизации. Например, сейчас у нас в работе проект на 3 смены, и марк-ап продакшна / продюсерские гонорары / гонорары большего числа подрядчиков получаются на 30% ниже, чем если бы это делалось в рамках двух отдельных проектов. 

продюсер.jpg

Сколько вешать в граммах?

Бюджет всегда упирается в креатив и масштабность продакшна.

По моим ощущениям, чтобы выстрелить с чем-то зрелищным, в 2021 году будет достаточно $50-60 000. Около $30 000 нужно, если у вас задача - быть конкурентными в рекламном блоке – рядом с развлекательным контентом и остальными роликами.

$15-17 000, по моим ощущениям – минимальный порог, с которым стоит идти в диджитал-пространство или на TV. Очень важно не питать иллюзий, что за 15К вы сделаете проект, который будет серьезно конкурировать с проектом за 60К, и здесь нужно надеяться, скорее, на агентство и его решения. Есть уникальные случаи, когда хороший проект получался компактнее, но исключения лишь подтверждают общий тренд. 

съемка рекламы.jpg

Сервис – тоже деньги

Московские проекты приучили нас в Play к работе в режиме 24/7, когда проект считается или находится в активной фазе, к дотошной детализации этапов подготовки, к 200-страничным PPМ-буклетам. И часто сервис в продакшне не имеет отношения к белым перчаткам официантов или красным ковровым дорожкам. Некоторых клиентов это транжирство раздражает, зато они настойчиво требуют качественной работы от продюсера.

Если продюсер заточен на хороший сервис, качество внутри проекта растет, все подробно детализируется, время смены не тратится на улаживание необсужденных вопросов. На каждом этапе работы продюсер в состоянии действительно дать клиенту лучшую опцию, лучший гонорар подрядчика, лучшую стоимость локации или стоимость кастинга.

Клиент, который опирается одновременно на свой опыт и знания, на экспертизу агентства, а также на экспертизу продюсеров нескольких продакшнов, всегда получит на рынке более крутой и качественный проект и больше продакшна – за ту же стоимость. 


Поделиться
Обсуждение:
Читайте также: