Каково работать с Олегом Тиньковым и что такое правильный дизайн. Интервью с основателем студии Райт Александром Ревяко

4 Февраля 2020 Ольга Бигель 8918 0 Брендинг Визуальная культура Дизайн Креатив
Поделиться

"Лучшая дизайн-студия плоского мира" - так себя называет студия Райт. Команде недавно исполнилось три года, и за этот короткий срок ребятам есть, чем гордиться. Они, среди прочего, создали 50 обложек для Тинькофф журнала (издания для российского банка, принадлежащего Олегу Тинькову), разработали понятный интерфейс системы транспортной аналитики, провели ребрендинг ряду крупных компаний и много чего еще. 

С marketing.by пообщался руководитель студии Александр Ревяко. Он рассказал, как с помощью трех "холодных" писем привлек крупных клиентов, как важно сказать клиенту..."нет" и каково работать с Тиньковым. 

Иллюстрации для статьи созданы Сашей Кирпичевой.

1596_oooo.plus.png

 - Мы делаем правильные интерфейсы и цифровой брендинг. Работаем с банками, финтехом, криптобиржами и промышленными предприятиями. Если вы видите много графиков, кнопок, таблиц и ничего непонятно — надо идти к нам. 

Интерфейсы — 80% нашей работы. Мы делаем их хорошо и с любовью. Не каждый дизайнер может структурировать большие объемы данных, не устать их складывать и что еще важнее — не каждый любит это делать. Те ребята, которые у нас собрались, заточены именно под работу с большим объемом информации. 

Райт — это студия каждого

Первый год в команде было 6 человек. В 2018 году мы выросли до 15 человек, а сейчас нас примерно 30. Когда я создавал Райт, у меня была мечта создать «творческое объединение». Точное понятие этой идеи я никак не мог подобрать, оно и сейчас до конца так и не склеилось. Но мне хотелось работать с разными людьми. 

Вот я хочу сделать проект. Почему я должен делать его только внутри студии? Так ведь неприкольно. Я бы хотел, чтобы любую задачу можно было решать с лучшим специалистом на рынке, чтобы это было творческим соучастием. Но этому мешают формальности и некоторые процедуры: контракты, договоры, условия работы в других компаниях.

Я не люблю попытки загнать дизайнера в рамки, когда он должен знать и делать все. Если, например, у него получается небольшая часть проекта идеально, а другая нет, то мы спокойно дополняем его другим специалистом.

Из таких неровных камней с выбоинами, мы строим цельный проект в виде дома. Но иногда не хватает не просто камней, а крупных элементов. Поэтому мне хотелось бы, чтобы мы могли работать с любым арт-директором или дизайнером. Например, для этого интервью очень хотелось использовать иллюстрации Саши Кирпичевой, мне нравится ее наивный стиль. И смотрите, как кайфово получилось.

Сейчас я декларирую, что Райт — это студия каждого. Возможно, со стороны кажется, что у нас единый стиль, но это не так.

Творческих людей сложно организовать

С творческими людьми сложно работать. Когда мы привлекаем таких ребят, то видим, что некоторые из них не умеют работать с календарем. Их сложно организовывать. Если включаешь рубильник «ты должен», у них отключается полушарие, отвечающее за качество проекта, и все. Ты пережал, и дизайнер не выдал супер-решения.

IMG_0228.JPG

Дизайн сильно завязан на эмоциях, которые испытывает команда в процессе. Если дизайнеру нужно нарисовать теплую и приятную иллюстрацию, а ему ходят и постоянно долбят мозги, то вряд ли выйдет хороший результат. Но иногда рынку и нужен результат с минимальным проходным качеством, но выполненный в срок.

Понятие слова «правильно» у каждого свое

Я быстро и хитро придумал назвать компанию "Райт". Это связано с бзиками, которые мне мешали всю жизнь. Нездоровый перфекционизм и желание сделать правильно мешали особенно, когда я работал по найму.

Прелесть слова «правильно» в том, что его необязательно объяснять. Каждый по-своему понимает «правильно». Но главное то, что оно несет положительный оттенок. 

Мы всегда стоим перед выбором, что для нас правильно: ругаться с клиентом или пойти на диалог. Дать второй шанс сотруднику, если он облажался, или четвертовать его. Быстро срубить бабла или прикрутить какую-то дополнительную фишку в проект. Эта правильность во многом помогает.

IMG_0227.JPG

Я говорю клиентам: «Вы платите за то, что мы говорим “Нет”, а не за то, что соглашаемся»

Моя главная фишка в том, что сотрудники ценнее, чем клиенты. Возможно, не всегда так получается. Иногда клиент действительно прав. Но я гораздо больше ценю то, что у нас получилось создать внутри компании, чем то, как мы должны выступать перед клиентом. По мере сил и возможностей стараюсь это декларировать. Я так и говорю клиентам: вы нам платите за то, что мы говорим «нет», а не за то, что мы с вами соглашаемся. 

Мы работаем с разными клиентами. Первая половина — это местный рынок, вторая — Россия, Калифорния, Эстония, Латвия, Сингапур и Азербайджан.

Активно выходить на западный рынок стали в начале прошлого года. Но обычно клиенты приходят через рекомендации, хотя такая модель медленно масштабируется. Что приятно: нас рекомендует дизайнерское сообщество. Для меня это признание. 

А вообще, мы не организованные. Только год назад у нас появился менеджер по продажам, и 10 месяцев прошло после установки CRM.

Тинькофф — клиент, который развивает тебя

Минутка хвастовства. Я хорошо умею писать вакансии и письма «Давайте поработаем». Письма пишу нечасто: может, одно в год. Но у меня есть история про три «холодных» письма со 100% конверсией. Я написал в Альфа-банк, UsabilityLab и Тинькофф банк, и по итогу со всеми мы начали работать. 

С Тинькофф банком работаем уже третий год, и это один из лучших клиентов. Обычно в проектах мы делимся опытом и развиваем клиентов, а с Тинькофф наоборот — больше помогают и развивают они нас. У нас есть папка памятных скриншотов с их примерами постановки задач. Они настолько детально и понятно все расписывают, что хочется выйти замуж за того человека, который так работает, организовывает процесс и ставит задачи.

IMG_0231.JPG

Работа с разными банками строится по-разному

Чтобы понять различия в работе с банками, нужно знать, что сейчас их три вида: классические, цифровые и необанки. Мы работаем со всеми. 

Наши беларуские банки относятся к первому виду, при этом в последнее время некоторые из них двигаются в цифровую сферу. Но им это тяжело дается: они создают цифровые департаменты, которые часто конфликтуют с отделом маркетинга. 

Процесс принятия решений с классическими банками на порядок сложнее, чем с банками, которые пережили цифровую трансформацию или изначально были цифровыми, как Тинькофф. Сбербанк, наверное, миллиарды сжег, чтобы измениться, и только сейчас вышел на выраженные результаты.

Необанки — это финсервисы, их очень много на западе и хватает в России. Они отвязаны от инфраструктуры и понятия банка. Например, необанком можно назвать PayPal, Robinhood, Arrival. В Беларуси, к сожалению, необанков нет. И они не придут к нам по законодательным ограничениям.

Банки.png

Главное отличие между нашим и российским рынком в том, что у нас многие процессы в банках определяет маркетинг с художественными критериями оценки. 

Цифровой банк требует очень быстрых изменений, согласований, а старые банки этого не могут. Например, мы быстрее согласуем весь интерфейс с необанком, чем лендинг или маленькую иконку с классическим. В классических банках смотрят на «нравится или не нравится», а необанки — на то, как это будет работать. Они готовы запустить продукт, сделать тесты, быстро подкорректировать и выйти на окупаемость, конверсии и прочее.

На западном рынке проект можно согласовать за 15 минут, но там огромное количество отвратительного дизайна

Отличие западного рынка в том, что созвон, согласование или защита проекта может занимать 24, 15 и даже 4 минуты. На западе очень ценят свое время. За 15 минут можно и согласовать, и защитить проект, и они еще успеют принять по нему решение. С беларуской или русской душой, дай бог, чтобы созвон уложился в час, и общаться можно ни о чем. 

Отдельно выделил бы работу с Калифорнией. У них очень сильно смещена система оценки в сторону того, что все супер-мега-хорошо или нормально. У них нет «плохо». Только после похвалы они начинают переходить к замечаниям. Клиенты из СНГ начинают всегда с негатива, словно ищут подвох.

Что касается эстетики, то на западе огромное количество отвратительного дизайна. Просто мрак. Клиенты присылают ссылки на свои сайты, а там уродское просто все. Я не могу представить, что у нас в стране с таким сайтом можно что-то заработать, а их это не беспокоит. Они успешны в бизнесе. Удивительно.

Дизайн большинства корпоративных сайтов и массовых сервисов у нас более привлекателен и актуален, чем у большинство решений на западе. А вот с продуктовым дизайном и с цифровым брендингом, наоборот, у нас все намного хуже.

В Беларуси вакуум в брендинге цифровых продуктов

Удивительно: у нас страна с сильным IT и крепкой профсредой специалистов по брендингу, но это два разных мира. Огромное количество талантливейших ребят, которые делают невероятные продукты в цифре, при этом даже базово не понимают основ брендинга и как подать все то, что они придумали. 

При этом брендинговые агентства в большинстве привыкли работать с классическим «оффлайн»: корпоративным брендингом, упаковкой для ритейла — и плохо понимают язык разработчиков и что же они такое сделали. Это меня поражает. Это явная особенность нашего рынка, а еще — это возможности и ниша, в которой мы себя хорошо чувствуем.

На самом деле Беларусь — страна возможностей (привет, БелТА). У нас есть куча незанятых ниш, слабая конкуренция и талантливые люди, но это история для какой-нибудь другой статьи.


Поделиться
Материалы по теме:
Обсуждение:
Читайте также: