Какие законы должны соблюдать блогеры в Беларуси? Подробный гайд по рекламному и налоговому законодательству

Поделиться

Сегодня сложно найти маркетолога, который в своей работе не сталкивался с блогерами. Продвижение товаров и услуг через лидеров мнений (Influencer Marketing) – давно стало частью коммуникационных стратегий как в b2c, так и в b2b. Точно также сложно найти блогера, который не ставит цель монетизировать свой труд. На эффективность отношений блогер-клиент влияет не только взаимный интерес, но и прозрачность и надежность правовых отношений.

Юрист REVERA Анастасия Рудкевич в рамках проекта "Маркетинг по закону" рассказывает о том, как правильно вести блогерскую деятельность в существующем правовом поле. Это будет полезно знать и блогерам, и маркетологам брендов.

1741_oooo.plus.png

Сегодня в Беларуси нет законодательства, которое непосредственно бы регулировало блогерскую деятельность. Есть отдельные отраслевые нормативные правовые акты, которые устанавливают требования к контенту в блоге (информации, рекламе, использованию интеллектуальной собственности третьих лиц и др.). Расскажем немного о них.

Отношения с Заказчиком

Законодательство о рекламе

Основным источником дохода блогеров является доход от рекламы товаров или услуг.

Согласно ст. 2 Закона Республики Беларусь от 10.05.2007 № 225 «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) под рекламой понимается информация об объекте рекламирования, которая одновременно соответствует следующим признакам:

  • распространяется в любой форме с помощью любых средств (на странице блогера в Instagram, в видеоролике, опубликованном блогером на YouTube);
  • предназначена для неопределенного круга лиц (потребителей рекламы, которыми являются подписчики);
  • направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и (или) его продвижение на рынке.

В законодательстве Республики Беларусь нет специальных норм, регулирующих размещение рекламы в социальных сетях, поэтому информация рекламного характера, размещаемая блогером, должна соответствовать:

  • общим требованиям законодательства о рекламе (например, не допускается использование в рекламе имен, псевдонимов, образов или высказываний граждан Республики Беларусь без их согласия);
  • требованиям, предъявляемым к рекламе отдельных товаров, работ (услуг) (например, согласно ст. 15 Закона о рекламе реклама лекарственных средств не должна содержать утверждения о лечебном эффекте лекарственного препарата в отношении заболеваний, которые не поддаются лечению).

Кроме этого, при производстве и размещении рекламы следует учитывать требования отраслевого законодательства. Так, например, на территории Республики Беларусь рекламировать совершение операций с форекс-инструментами могут исключительно форекс-компании, Национальный форекс-центр, банки и небанковские кредитно-финансовые организации (п. 21 Указа Президента Республики Беларусь от 04.06.2015 № 231 «Об осуществлении деятельности на внебиржевом рынке Форекс»).

Роль блогера с точки зрения закона

Давайте разберем, какие роли с точки зрения закона отводятся блогеру в процессе его деятельности. От того, какую именно функцию выполняет блогер в рекламной кампании, зависит его зона ответственности в соответствии с законодательством о рекламе. При этом само законодательство о рекламе чётко не регулирует вопросы распределения бремени ответственности между указанными субъектами.

Тем не менее, с точки зрения законодательства (Закона о рекламе) блогер может выступать в качестве:

  1. рекламодателя – в случае, если он сам определяет содержание рекламы или рекламирует собственные товары или услуги;
  2. рекламораспространителя – если блогер размещает информацию любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, например, на своей странице в Instagram;
  3. рекламопроизводителя – в случае, если он производит рекламу (например, снимает рекламный видеоролик).

Например, блогер по заказу магазина-рекламодателя произвёл и разместил в своем блоге рекламу, содержащую сведения о том, что в определённый день в магазине будет проходить «Чёрная пятница», и все товары будут продаваться со скидкой 30%. Однако, при попытке покупателя в указанный день осуществить покупку товара со скидкой продавец сообщает об отсутствии скидки на планируемый к приобретению товар. Такая реклама будет признана недобросовестной, и административное взыскание будет наложено на магазин за размещение рекламы, содержащей ложные сведения о наличии скидки на товар.

price-advertising-against-the-law-1024x683.jpg

Или пример, когда блогер будет нести ответственность:

Рекламодатель-производитель косметики «А» обратился к блогеру для производства и размещения рекламы косметической продукции. Рекламодатель предоставил всю документацию, необходимую для производства рекламы, в том числе лабораторные исследования. 

Готовый рекламный макет содержал следующую информацию: «Косметическая продукция Производителя «А» – лучшая косметическая продукция в Республике Беларусь». То есть, для производства рекламы в ходе переработки «сухой» информации от рекламодателя блогер использовал слова, создающие впечатление о превосходстве косметической продукции данного производителя над косметической продукцией других производителей, без документального подтверждения таких слов. В соответствии с п. 1 ст. 26 Закона о рекламе такая реклама является ненадлежащей. Блогер понесёт административную ответственность в соответствии со ст. 12.15 КоАП Республики Беларусь.


Учитывая специфику работы, блогер может выступать одновременно рекламодателем, рекламораспространителем и рекламопроизводителем.

Чтобы избежать сложностей в распределении ответственности между участниками процесса, мы рекомендуем в договорах между блогером и заказчиком включать положения, определяющие сферу ответственности всех участников отношений.

Так, например, положение о том, что все рекламные макеты будут согласовываться блогером с рекламодателем, захеджирует риски блогера.

За нарушение требований законодательства о рекламе предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере: от 5 до 10 базовых величин – на физическое лицо, от 10 до 25 базовых величин – на индивидуального предпринимателя, от 20 до 50 базовых величин – на юридическое лицо.

Отношения с командой

При создании контента блогеры зачастую прибегают к помощи третьих лиц: операторов, звукорежиссеров, фотографов, стилистов, копирайтеров. Хорошо, если отношения между участниками процесса основаны на доверии, четких договоренностях и прозрачны для всех. Однако жизненные обстоятельства могут поменять взгляды людей, сделать из союзников соперников. Соответственно, это может привести к возникновению претензий на авторские права, и их придется делить.

авторские права

Чтобы избежать подобных ситуаций, рекомендуем заключить с командой, занимающейся созданием контента, договор, чётко предусматривающий порядок перехода исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности в пользу блогера.

Отношения с площадками

При использовании международных площадок, например YouTube, Instagram, Twitch, для распространения своего контента блогер должен учитывать то, как регулируется охрана авторских прав на таких платформах.

Например, Instagram предусматривает в своих положениях Условии использования и Руководстве сообщества, что пользователь (то есть блогер) гарантирует, что будет размещать только тот контент, который не нарушает права на интеллектуальную собственность других лиц. Если блогер опубликует в Instagram контент, нарушающий права интеллектуальной собственности законного правообладателя, то по жалобе последнего данный контент будет удален. При повторных нарушениях Instagram может заблокировать аккаунт и удалить страницу блогера навсегда.

Согласитесь, что ни для бренда, ни для блогера – это не самый лучший исход.

ezgif.com-gif-maker (3).gif

Государственная регистрация

Если блогер регулярно получает доход от размещения рекламы на своей странице в социальных сетях, то такая деятельность является предпринимательской и требует государственной регистрации.

Зарегистрироваться блогер может как:

  • индивидуальный предприниматель;
  • организация (например, общество с ограниченной ответственностью).

Обращаем внимание, что при осуществлении деятельности в качестве ИП блогер не может привлекать в свою команду более 3 человек (по трудовым и по гражданско-правовым договорам).

Помните, что за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере до 100 базовых величин с конфискацией до 100 % от суммы дохода, полученного в результате такой деятельности (п. 2 ст. 13.3 КоАП).

Что с налогами?

Теперь давайте рассмотрим вопросы налогов, которые возникают там, где есть доход.

После того, как выбрали форму осуществления предпринимательской деятельности, можно приступить и к выбору налогового режима.

В налоговом законодательстве определены режимы налогообложения для организаций и индивидуальных предпринимателей. Каким налоговым режимом воспользоваться определяет сам блогер.

Выбор режима налогообложения зависит ряда факторов, в том числе 

  • какие виды деятельности осуществляет блогер, 
  • кому оказываются услуги, 
  • в каком размере получены доходы и другие.

Приведем общие подходы в налогообложении в зависимости от формы регистрации бизнеса: индивидуальный предприниматель или организация.

36412e7d7adda1fefa96c1ae40d8cfc8.jpg

Индивидуальный предприниматель

Индивидуальный предприниматель – самая популярная форма регистрации для блогера.

Индивидуальный предприниматель может выбрать один следующих режимов налогообложения:

  • налог при упрощенной системе налогообложения (УСН);
  • единый налог с индивидуальных предпринимателей и физических лиц (далее – единый налог);
  • подоходный налог с физических лиц ( общий порядок налогообложения).

Ключевые аспекты:

1. Упрощенная система налогообложения – УСН.

Ограничения по размеру выручки – годовой доход до 465 255 рублей. При превышении лимита по выручке осуществляется переход на общую систему налогообложения.

Любая хозяйственная деятельность, за исключением видов деятельности, указанных в подпункте 2.1 пункта 2 статьи 324 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК РБ).

Услуги могут быть оказаны юридическим и физическим лицам без ограничений.

Налогом облагается валовая выручка;

Ставка налога:

  • 3% от выручки (для плательщика НДС);
  • 5% от выручки (для не плательщика НДС).

Упрощенный учет и отчетность.

Плательщиком НДС признается при определенных условиях. Доступна добровольная регистрация в качестве плательщика НДС.

2. Единый налог с физических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Ограничений по размеру выручки нет.

Широкий перечень видов хозяйственной деятельности, перечень которых приведен в пункте 1 статьи 337 НК РБ.

Важно! Объектом налогообложения признается оказание услуг, приведенных в п. 1 статья 337 НК РБ, оказанных потребителям. При этом к потребителям относятся - физическое лицо, имеющее намерение заказать или приобрести либо заказывающее, приобретающее или использующее товары (работы, услуги) исключительно для личных, бытовых, семейных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Ставки единого налога - фиксированные и не зависят от размера полученной выручки.

Упрощенный учет и отчетность.

Плательщиком НДС признается при определенных условиях. Доступна добровольная регистрация в качестве плательщика НДС.

3. Подоходный налог с физических лиц.

  • Ограничений по размеру получаемой выручки нет.
  • Любая хозяйственная деятельность.
  • Подоходным налогом облагается доход, определяемый в виде разницы между полученной выручкой и документально подтвержденными расходами.
  • Ставка налога – 16 процентов.
  • Более сложный учет и отчетность.
  • Плательщиком НДС признается при определенных условиях. Доступна добровольная регистрация в качестве плательщика НДС.

Организация

Если блогер решит зарегистрировать организацию, то и здесь есть выбор режима налогообложения:

  • налог при упрощенной системе налогообложения (УСН);
  • налог на прибыль.

1. Упрощенная система налогообложения.

Для применения УСН необходимо одновременно соблюдать оба указанных ниже критерия в течение года:

  • средняя численность работников не более 100 чел.;
  • валовая выручка нарастающим итогом не более 2 159 235 руб.

Для применения УСН без уплаты НДС необходимо одновременно соблюдать оба указанных ниже критерия в течение года:

  • средняя численность работников не более 50 чел.;
  • валовая выручка нарастающим итогом не более 1 481 522 руб.  

При превышении критериев осуществляется переход на общую систему налогообложения.

Любая хозяйственная деятельность, за исключением видов деятельности, указанных в пункте 2 статьи 324 НК РБ.

Услуги могут быть оказаны юридическим и физическим лицам без ограничений.

Налогом облагается валовая выручка;

Ставка налога:

  • 3% от выручки (для плательщика НДС);
  • 5% от выручки (для не плательщика НДС).

Бухгалтерский учет и отчетности или упрощенный учет и отчетность.

Является плательщиком НДС. Ставка НДС – 20%.

2. Налог на прибыль.

  • Ограничений по размеру получаемой выручки нет.
  • Любая хозяйственная деятельность.
  • Налогом облагается прибыль.
  • Ставка налога – 18 процентов.
  • Бухгалтерский учет и отчетность.

Резюмируем.

Итак, что мы видим. Интерес у блогеров и брендов в работе друг с другом есть, как есть и желание минимизировать риски всех участников процесса: блогера, его команды и заказчика. Риски есть:

  • Во взаимоотношениях между блогером и третьими лицами, которые участвуют в создании контента,
  • В работе блогера без соответствующей регистрации,
  • В отношениях между блогером и площадкой при несоблюдении требований размещения,
  • В отношениях между блогером и заказчиком, если четко не распределены зон ответственности.

Ниже приводим таблицу со списком законодательных документов, которые мы рекомендуем изучить, чтобы избежать нарушений и последствий:

697898.JPG


Поделиться
Материалы по теме:
Обсуждение:
Читайте также: