Как живут беларуские дизайн-курсы и коммьюнити CIDR. "Мы учим работать с целевой аудиторией и вытаскиваем фрилансеров из дома"

13 Февраля 2020 1422 0 Дизайн Мнение Обучение
Поделиться

Центр обучения «CIDR» был создан три года назад и вот уже их команда не только обучает желающих стать дизайнерами, но и формирует сообщество. Здесь дизайнеры могут послушать опытных коллег из разных сфер и специализаций, обсудить образовательные фильмы и обменяться мнением, выйдя из своей фрилансерской «ракушки».

Ребята из команды «CIDR», Полина Хомякова, Антон Кизерев и Оля Рязанова, рассказали, в чем особенности образования и кто ограничивает развитие дизайна в Беларуси.

Разреши себе быть дизайнером

Цель наших курсов — изменить подход к образованию в сфере дизайна в Минске. В CIDR мы прокачиваем желающих научиться работать в сферах digital design и разработке на языке swift. Параллельно у нас всегда учится примерно 6 групп по 8 человек.

CIDR — не первый образовательный проект, в котором мы работали. Например, у Полины был опыт работы с другой школой дизайна. 

Копия AK_08452 copy.jpg

Полина Хомякова, co-founder и преподаватель «CIDR»

—  Увы, там я не могла реализовать своё видение того, как нужно организовывать учебный процесс. Открыв CIDR, у меня появилась возможность самостоятельно выстраивать программу обучения, делая максимальный упор на практику и проектную работу. Например, на нашем курсе «Digital design» есть такая уникальная вещь, как дистанционная практика: в конце курса студенты работают над заданиями, которые максимально приближены к реальной жизни и работе с заказчиком. Ребята выбирают задания в зависимости от того, что планируют показывать в своём портфолио. Пул заданий большой: от оформления инстаграм-каналов до иллюстраций и адаптивной наружной рекламы. 

В графическом дизайне очень много теоретической информации. И людям, которые выбирают обучение дизайну на курсах, кажется, что этого не достаточно. Однако, теоретические знания можно совершенствовать постепенно и это вполне уместно делать, уже работая графическим дизайнером. При создании нашего курса, мы собирали программу из самого реально необходимого в работе. 

Копия AK_06101.jpg

Наша глобальная идея — быстрое и качественное освоение профессии. Мы искали баланс между сроками обучения и качеством. И поняли, что 3 месяца это то, что нужно. Кроме того, после прохождения основного курса, у наших студентов есть возможность продолжить обучение в узконаправленной лаборатории. Например, по айдентике или разработке iOS-приложений. 

Но на самом деле устройство на работу или получение первых заказов очень сильно связано с внутренним разрешением себе быть дизайнером: сказать, что я дизайнер и не покраснеть. Все же знают, что высшее образование у нас плохое и не делает из вас дизайнера, но при этом психологически это остается очень важным. 

Проблемы образования в сфере дизайна: слабое техническое обеспечение и преподавательский состав

Главные проблемы, с которым сталкиваются студенты в Беларуси — это ужасное техническое обеспечение. К нам иногда приходят ребята, которые отучились 6 лет на архитектурном факультете или на дизайне и вообще не имеют адекватной технической базы. Это либо очень старые знания программ, либо неглубокие. Часто в университетах компьютерные классы просто олдовийшие.

Да, там есть теоретическая база и своя тусовка, но при этом отсутствие технической базы создает очень много ограничений в дальнейшем развитии. Вторая проблема — преподавательский состав из не практикующих дизайнеров. 

Копия AK_07215.jpg

Если говорить про частные курсы — то основная сложность сделать их максимально полезными и долговременными. Дело в том, что спроектировать долговременную программу, которая бы держала интерес студента на протяжении всего периода, достаточно сложно. И слишком размеренное, и слишком насыщенное обучение может отбить желание учиться. 

Вторая проблема — подбор преподавателей. Топовые практикующие дизайнеры не могут подписаться на преподавание на 1-2 года вперед. 

Дизайнерская экспрессия и чистое творчество — это не про нас

У нас нет портрета идеального дизайнера. Дизайнер может быть хорошим техническим специалистом, но не творческим и иметь трудности с генерированием идей. А есть люди творческие, но они плохо поддаются "дрессировке". Мы это всегда учитываем. При этом наша задача на курсах — отрабатывать дисциплину и эффективность работы, но не навязывать свои вкусы. 

Копия AK_08669.jpg

Антон Кизерев, co-founder и руководитель «CIDR»

Мы учим работать с целевой аудиторией. Очень важно дизайнить не просто красиво, а понимать, для кого конкретно ты это делаешь. Но это приходит с опытом. Очень важно, чтобы ребята учились сравнивать свой результат с ТЗ, чтобы не уходить только в свой вкус и глубокие идеи, а думать про целевую аудиторию, которой дизайн предназначен.

Копия AK_07124.jpg

Как родилось комньюнити дизайнеров в Cidr-club 

Прошло 2 года после запуска курсов и мы ощутили, что многие наши ученики хотят сюда возвращаться. Ребята говорили, что непонятно, куда ходить, чтобы чувствовать себя в среде дизайнеров. Для графических специалистов ведь очень мало тусовок, где можно развеяться и получить новые знания. Так постепенно у нас родилась идея создания Cidr-club.

У нас уже был опыт создания лекций в формате фри-толк, куда мы приглашали спикеров для наших студентов. Но мы отказались от такого формата, потому что захотели создать клуб и, в первую очередь, комьюнити. Нам было очень важно организовать всё так, чтобы послушав лекцию, никто не расходился, а встреча продолжалась в неформальной атмосфере обсуждения мыслей и переживаний за чашкой чая или кофе. Толпа приходит и уходит, а нам важно быть местом постоянных встреч, где каждый ощущает причастность к сообществу.

Копия AK_08004.jpg

Оля Рязанова, каллиграф и куратор проекта «CIDR Club»

Кроме того, мы не хотели делать клуб только о дизайне для дизайнеров, а поставили перед собой цель приглашать и тех спикеров, которые близки к дизайну, но не напрямую. Ведь дизайн окружает нас вокруг во всех сферах нашей жизни. Поэтому спикеры могут быть из сферы креатива, рекламы, бизнеса или любой другой. 

Встречи у нас были запланированы на полгода вперед и проходили по субботам. В специальном чатике желающие ребята регистрировались, покупая клубные абонементы, рассчитанные на 5 или 10 встреч. Почему нам важна была абонементская система? Чтобы люди возвращались, и мы могли тем самым минимизировать количество случайных людей. 

Каждая встреча проходила под определенной темой. Большинство мероприятий были лекционными, но мы постоянно экспериментировали с форматами.

Копия AK_07671.jpg

Так, например, на одной из встреч мы делали коллажи. Эта техника популярна в мире, хоть и не востребована у нас в Беларуси. Плюс это действие очень расслабляющее. У каждого получились совершенно разные коллажи. Кто-то подходил к их созданию с позиции дизайна, кто-то просто создавал мотивирующие сюжеты для себя. Всё это важно, потому что большинство дизайнеров работают в диджитале и мало творят руками, не уделяя должного вниманию моторике. 

Копия AK_07727.jpg

Копия AK_07745.jpg

Еще у нас были кинопросмотры. Смотреть образовательные фильмы вместе очень классно. Потому что дома образовательная документалка — это последнее, что ты выберешь. Да, это полезно, но для домашнего просмотра всегда выбираешь что-то более легкое. А здесь мы не только смотрели, но обсуждали увиденное. Ты сидишь пьешь чай, кушаешь эклеры и при этом учишься. 

Дизайнеры не хотят работать в офисе

Вообще, очень много дизайнеров не хотят работать в офисе, а предпочитают  фриланс. Точно так и с нашими учениками. Когда у меня спрашивают о том, кого я могу посоветовать для фулл-тайм работы в офисе, мне очень сложно подобрать им хорошего выпускника, потому что почти все сидят по домам. Но такой образ жизни создает проблемы в общении. Сидя постоянно дома с котиком, ты, конечно, можешь технически развиваться, но это не способствует приобретению навыков работы с командой. Ты не находишься в тусовке и не держишь руку на пульсе. 

Копия AK_07119.jpg

Спикеры обещали выступление, а в последний момент отказывались или начинали игнорировать

При организации встреч мы сталкивались с разными сложностями. Не все спикеры хотят приходить. Мы специально ограничили клуб по вместимости, чтобы сохранить камерность. Соответственно, не всем спикерам интересно рассказывать и готовиться к небольшой аудитории. 

Также клуб подразумевает наличие расписания. Но почти с половиной спикеров были проблемы с планированием выступлений даже на 1,5 месяца. Были случаи, когда нам обещали выступление, а в последний момент отказывались или начинали игнорировать. И ты сидишь и думаешь, как же так, ты такой медийный и клёвый человек, а так себя ведешь. 

Копия AK_07694.jpg

Ещё одна особенность, которая разочаровывает, заключается в том, что порой более мудрые и взрослые спикеры считают, будто их профессионализм в том, что они могут не готовиться. Молодые спикеры всегда очень дотошно подходят к проработке выступления, а «профессиональный» мудрый человек просто забивает. Деньги не критерий подготовки. Иногда у них нет даже презентации. Поэтому, наученные предыдущим опытом, мы просим спикеров скидывать презентации заранее. 

Пользуясь случаем хотим передать привет и еще раз поблагодарить тех, кто смог выкроить время и выступить в нашем клубе. Это дизайнеры Юля Счастная и Юля Брайчук, бизнесвумен и ментор Таня Писарчук, концепт-художник Денис Климошонок, организаторы фестиваля «Пастернак» Вова Малявко и Женя Орлова, дизайнер и леттерер Вика Столыбко и каллиграф Александра Стельмашонок. 

Развитие дизайна в стране ограничивают сами заказчики

Сравнивая наших дизайнеров с зарубежными, скажу, что беларуские дизайнеры классные и подготовленные. Но почему мы редко видим что-то принципиально новое и прорывное? Думаем, этот вопрос стоит задать заказчикам :) В целом компетенции заказчиков в разрезе дизайна растут, но зачастую компании стоят на месте и до сих пор боятся пробовать что-то новое. Это случается только в том случае, если какие-то бренды становятся первопроходцами и показывают, что тот или иной эксперимент работает. 

Развитие дизайна в стране ограничивают сами заказчики. И когда кто-то выделяется в плане дизайна, то это не столько заслуга дизайнера, сколько смелость заказчика, который дал волю для реализации.



Поделиться
Материалы по теме:
Обсуждение:
Читайте также: