Как работает проект "Валока", продвигающий культуру потребления фермерских продуктов

Поделиться

В Байнете появился ресурс «Валока», который помогает людям найти контакты фермеров и купить у них натуральные продукты и крафтовые товары (в каталоге есть, например, букеты из сезонных цветов и косметика). Основатели проекта Екатерина Боровикова и Анатолий Корольков взяли три приза на конкурсе социальных проектов Social Weekend в этом году, и Marketing.by расспросил ребят, почему они занялись продвижением этой темы в Беларуси.

- Как появилась идея проекта?

Е.Б.:

1519_oooo.plus.png

- Мы сами стали заказывать продукты у фермеров, к этому подключились наши соседи и друзья. И со временем мы столкнулись с проблемой, что нет какой-то каталогизированной информации по беларуским фермерам.

Ничего в Байнете подобного не нашли и подумали, почему бы самим это не сделать? В общем, стали сами решать свою проблему.

- В чем суть «Валокі»?

Е.Б.: - Это каталог, в котором мы хотим собрать максимальное количество фермеров и производителей крафтовой продукции в одном месте: чтобы людям было проще их найти, а фермеры расширили базу покупателей. Мы хотим стать этакой Tabletka.by, только не для лекарств, а для фермерских продуктов.

Сейчас найти фермера и купить фермерские продукты – та ещё задачка! Хотим с помощью «Валокі» сократить потребительский путь, сделать так, чтобы купить местные вкусные продукты стало чуть проще.

screenshot-valoka.by-2021.08.09-08_18_23_cr.jpg

- Как считаете, насколько этот проект актуален? Или, может это нужно только вам и вашим знакомым? Остальным достаточно, например, "Комаровки"?

Е.Б.: - Сейчас в мире развивается тенденция потребления местных продуктов, и до Беларуси эта тема тоже доходит. Коронавирус и закрытые границы приводят к тому, что и в Беларуси начинает развиваться гастротуризм – есть ряд фермеров, к которым можно приехать, посмотреть на подворье, попробовать продукцию и даже остановиться на ночь.

Рынки и фермерские маркеты всех потребностей не закрывают: как правило, туда попадают производители с уже сформированным брендом и наработанной аудиторией, а начинающим сложно найти первых клиентов. Да и “Е-доставка” приучила беларусов к комфортному дистанционному потреблению.

Вообще, у нас с рынками и маркетами общая миссия: продвигать культуру потребления местных продуктов. Но мы предлагаем другой потребительский путь: покупку из рук фермера и налаживание горизонтальных связей. Не всем это подойдет — кто-то продолжит ездить на рынок или фермерский магазин, и это нормально, у каждой площадки своя аудитория.

Кстати, помните, недавно была ситуация с огурцами: у людей не выдерживают нервы продавать их за копейки, проще раздавить машиной. Возможно, если бы у них была возможность продавать не "перекупам", а напрямую конечным потребителям по нормальной стоимости, то мы бы такой драмы и не увидели.

А.К.:

307_oooo.plus.png

- Удзел у Social Weekend і нечаканая для нас папулярнасць праекта (мы перамаглі ў трох намінацыях) неяк падбадзёрылі і запэўнілі, што людзі бачаць у нас пэўны патэнцыял. Мы палічылі гэта пацвярджэннем актуальнасці праекта і працягнулі працу, як той казаў, "ва ўсю моц".

211753972_4111468185573249_8716938856031086848_n.jpeg

- Что сегодня уже реализовано в «Валоке»?

А.К.: - Мы рэгулярна дадаем у каталог новых фермераў. Іх можна адфільтраваць па некалькіх крытэрыях: месцу дастаўкі, па катэгорыях прадукцыі і суме мінімальнай замовы.

Ёсць таксама мапа, дзе можна пабачаць месцазнаходжанне фермерскіх гаспадарак     .

- Как работает «Валока»? Например, я хочу купить фермерские продукты - что нужно сделать?

Е.Б.: - Заходите на сайт в список фермеров. Выбираете тип продукции, доставку в ваш регион —  и под вас формируется персонализированная выдача с карточками фермеров. Каждую карточку можно открыть и почитать описание фермера. Там же есть его прямые контакты – связываетесь с ним напрямую удобным способом и договариваетесь. У многих, кто уже диджитализировался, указан аккаунт в Instagram, где можно посмотреть, как выглядит жизнь на ферме.

Если вам важно, где конкретно производится продукция, то на сайте есть вкладка с картой – там же можно посмотреть усадьбы с гастротуризмом.

20210613_114419.jpg

- Почему коммуникация идет напрямую, а не через площадку?

Е.Б.: Наша задача - связать потенциального потребителя и фермера напрямую, без посредников. Мы просто помогаем с каталогизацией и сортировкой.

- Как фермеру попасть на «Валоку»?

Е.Б.: - Нужно потратить 7-10 минут. На сайте есть кнопка «добавиться в каталог», заполнить анкету с названием, описанием в вольной форме, выбрать тип продукции, доставку (если она есть), минимальную сумму заказа и указать свои контакты. Мы это модерируем, если нужно, что-то уточняем, и публикуем на сайте.

На данный момент у нас нет личного кабинета для фермеров, и мы не уверены, что он нужен. Потому что у фермеров нет времени туда постоянно заходить и обновлять информацию. Поэтому мы сами проверяем контакты на актуальность, подписываемся на странички фермеров и наблюдаем за ними, актуализируем информацию. Наше преимущество как раз в ручной модерации.

- Как фермеры относятся к «Валоке»? Есть заинтересованность в таком каталоге?

Е.Б.: - Пока видим интерес. Для них это что-то новое. Негативных отзывов в свой адрес мы не получали.

Первыми мы добавили фермеров, у которых покупали сами. Они, кстати, поддержали нас на Social Weekend на этапе народного голосования.

Теперь фермеры сами находят «Валоку» и добавляются. Но в основном пока мы сами «пушим» платформу: ищем тех, кто уже есть в онлайне, рассказываем о проекте и зачем нужно в нем участвовать. Кстати, за последние пару лет многие производители завели инстаграмы, сделали брендинг, разработали упаковки, написали историю     производства.

Но некоторых фермеров по-прежнему совсем нет в интернете. Поэтому мы сделали красивые листовки и ходим по рынкам, расспрашиваем продавцов, сами ли они производят продукцию, и если да, то рассказываем о нашем проекте. Кто-то говорит, что вообще в интернете ничего не умеет, просто возит овощи на рынок раз в неделю. Возможно, наша миссия будет в том, что мы постепенно будем их диджитализировать.

IMG_20210726_155353_264.jpeg

- Были случаи, когда говорили, что «не нужен этот ваш каталог»?

Е.Б. - У некоторых производителей, которые никак не оформлены, есть опасения, что если появишься в сети, это может вызвать какой-то интерес со стороны контролирующих органов.

Да и вообще сейчас у многих беларусов есть опасение заявлять о себе в интернете – никогда не знаешь, как это аукнется.

А.К.: - На жаль, былі і такія выпадкі, калі пішам фермеру, а ён ужо распрадае гаспадарку і з’язджае з Беларусі.

- Как фермер может узнать про эффективность каталога, ведь люди могут и не говорить, что они его нашли на «Валоке»?

А.К.: - На дадзены момент гэта праблема, і мы думаем, як яе вырашыць. «Валока» - некамерцыйны праект, наша галоўная мэта - папулярызацыя спажывання мясцовых прадуктаў.

Я думаю, што потым, калі мы збяром дастатковую аудыторыю, і калі наш уплыў будзе заўважным, мы вырашым гэту проблему. Напрыклад, будзем прапаноўваць фермерам штосьці накшталт зніжкі па промакоду «валока» - праз гэта будзе зразумела, колькі лідоў яны атрымліваюць ад нас.

Е.Б.: - Для фермеров участие в каталоге бесплатное, потратить 10 минут на заполнение формы, чтобы, возможно, получить дополнительных клиентов — это нормально.

Но действительно, сама сделка для нас является черным ящиком, потому что она происходит вне платформы. Будем над этим работать.

Пока мы знаем только количество фермеров в каталоге (64 на данный момент) и видим посещаемость сайта – сейчас у него органический трафик в несколько десятков пользователей в сутки. Но мы особо «Валоку» никак не продвигали – основным продвижением стало участие в Social Weekend. Качественный скачок по посещаемости мы увидели в финале конкурса, когда певица Palina, которая была в жюри, рассказала о «Валоке» в своем Instagram.

Screenshot_20210701-123456.jpg

На Social Weekend мы получили приз в месяц показов социального ролика на ЖК-телевизорах в сети LCD Media и сейчас занимаемся доработкой проекта и пишем стратегию продвижения. Поскольку мы веб-проект, то в основном оно будет в интернете.

- Почему «Валока» - некоммерческий проект?

- А.К.: - На дадзены момант праект сапраўды цалкам некамерцыйны. Так атрымалася, таму што з самага пачатку нас найболей цікавіў сацыяльны аспект. У працы на зямлі ёсць штосьці містычна беларускае. Усе мае продкі жылі "з мазаля". Мой бацька зараз гадуе пчол. Таму "Валока" у пэўным сэнсе спрыяе вяртанню да вытокаў. Мы хочам каб на беларускай зямлі зноў з’явіліся дбайныя гаспадары. Але некамерцыйны - не азначае, што мы не плануем зарабляць грошы на развіцце праекта. Было б цікава зрабіць яго самадастатковым і нават мець пастаянных     супрацоўнікаў.

- За счет чего будет монетизация?

А.К.: - Адзін з магчымых шляхоў - аказваць дадатковыя паслугі фермерам: кансультацыйныя, як зарэгістравацца, як знайсці першых пакупнікоў, а далей праца па прасоўванні брэнду.

- Какие у вас планы по развитию проекта?

Е.Б.: - Наши планы могли бы быть более скромными, если бы не участие в Social Weekend. Сейчас мы чувствуем определенный груз ответственности: и не столько важно, сколько мы выиграли денег, как то, что в нас поверили, и нам нужно это оправдать.

Сейчас общая цель – стать не только каталогом, а полноценным ресурсом, который будет продвигать культуру потребления местных продуктов и осознанного потребления.

20210619_124117.jpg

Поделиться
Материалы по теме:
Обсуждение:
Читайте также: