Как и зачем крупный дистрибьютор вина инвестирует в развитие культуры потребления. Интервью с организаторами WINE&SPIRITS Academy

Поделиться

Как купить хорошее вино, если поставки в Беларусь будут остановлены в связи с санкциями? Этот вопрос, наверняка, не всплывал в вашей голове в первую очередь. Но для людей, которые успели привыкнуть к хорошему выбору вина в беларуских магазинах, он имеет значение. Импортеры отвечают подписчикам в соцсетях: складские запасы достаточны, чтобы удовлетворить спрос на ближайшие месяцы. 

Такие запросы – признак того, что за последние десять лет в Беларуси медленно, но верно, развивается винная культура. Созданы несколько винных школ-курсов, где любой желающий может прокачать свои знания о благородном напитке, чтобы выбрать его со знанием дела.  Открывались специализированные бары, расширялись сети профильных магазинов, появились профессионалы-сомелье, кависты и винные консультанты. 

Усилия беларуских компаний, продающих вино из разных уголков мира, приносят свои плоды, хотя потребление вина составляет в Беларуси по данным на 2019 год всего 6,6%. Кстати, с точки зрения экспертов, «идеальная» структура потребления алкогольных напитков выглядит так: слабый алкоголь, пиво — 50%, вино — 35%, крепкие — 15%.  Такие данные, по крайне мере, приводил беларуский РНПЦ психического здоровья. 

До таких цифр Беларуси очень далеко. Может быть, они и вовсе недостижимы. Но винные импортеры не сидят сложа руки, а продолжают инвестировать в развитие рынка и обучение желающих. 

Как им это удаётся в нынешних условиях, каковы последние тренды в мире вина, как быстро они приходят в Беларусь, — нам рассказал Юрий Щебетов — винный эксперт, преподаватель школы WINE&SPIRITS Academy, и Наталья Галимова, директор по маркетингу Garsia Group. 

Мировые винные тренды: оранжевое, органическое, безалкогольное

Юрий, как сегодня меняется мир вина? Какие стили, вкусы, подходы к напиткам в тренде?

Юрий Щебетов

Этот мир бесконечно разнообразен и его развитие не стоит на месте. Одно из трендовых направлений сегодня — эмбер вайн или оранжевое вино. Его делают из белых сортов, но при производстве держат в контакте с кожицей, как красные вина, из-за чего вино приобретает характерный оранжевый цвет. Доля стиля в Европе растет, он становится более узнаваемым и интересным. Не скажу, правда, что это вино для всех и каждого, к нему нужен особый подход и понимание. Но эмберы удивляют, они необычны. 

Также становятся популярны более яркие и экспрессивные стили вин с выразительными фруктовыми нотами — они лучше продаются.

Продолжается тренд на розовые вина. Еще одно развивающееся направление — органическое вино и биодинамическое виноделие. Внимание к органическому производству — собственно, часть мирового тренда на крафтовую, фермерскую продукцию, созданную без применения пестицидов. 

Биодинамика в данном случае — это подход к выращиванию винограда на основе органического земледелия. Виноделы опираются на лунный календарь и рассматривают виноградник как часть космоса, в том числе на энергетическом уровне. Звучит странно, и научно не доказано, но вина получаются действительно необычными, что удивляет любителей и рождает спрос.

Интересно отметить и растущий в Европе спрос на безалкогольные вина. Он продиктован тем, что потребители вина ощутимо «молодеют». Если раньше вино чаще покупали люди ближе к 40 годам, то сейчас это покупатели 26-30 лет, которые исповедует ЗОЖ и хотят меньше градуса в вине.

Насколько беларуские потребители близки к глобальным трендам? 

Мировые тренды всегда приходят в Беларусь, вопрос — с каким временным лагом. Я для себя отметил, что мы чувствуем отражение в продажах (и видим это по цифрам), всплеск интереса к продукту примерно через 5-7 лет с момента, как он появился в Европе. Опоздание довольно большое. 

В страны Балтии тренды винного потребления приходят практически сразу. В Москву, Санкт-Петербург, Киев — с минимальным опозданием. Мы отстаем.

Тем не менее, наш рынок развивается, и если сравнить с тем, что было 10-15 лет назад, перемены существенные — это очень радует. 

Академия Wine and Spirits

Как не растеряться перед винной полкой

Как сегодня покупателю сориентироваться в мире вина? На какие критерии посоветуете опираться при выборе?

Первый и универсальный вариант — спросить у профи, консультанта в специализированном винном магазине. Потому что даже если вы интересуетесь темой, невозможно знать все вина, всех производителей, весь ассортимент. Обратитесь к кависту — и почти наверняка он вам поможет. 

Если вы пришли в гипермаркет и оказались один на один с полкой, выбор зависит от того, что вы ищете, чего ожидаете от вина. И главное — для какой ситуации.  

Есть вино повседневное, его задача выступать фоном, не раздражать, быть приятным сопровождением. Необязательно пить каждый день что-то очень дорогое, для этого даже у богатых людей не хватит денег. Вспомним того же Джонни Деппа, который потратил, как оказалось, огромные деньги на вино. 

Если вы человек искушенный и хотите получить удовольствие от напитка,  провести вечер в душевной компании с акцентом на вино, можно потратить чуть больше времени и денег на покупку чего-то, что даст вам более сложный и комплексный букет.

Если планируется шумная тусовка, где задача расслабиться и поболтать, вино, скорее всего, будет фоном — тогда подойдет и простой, повседневный вариант.

У каждого свои предпочтения и рассказать, как разбираться в вине за две минуты, не получится. Но для начала я бы предложил оттолкнуться от сорта и климата. 

  • Если вам нравятся красные плотные насыщенные вина с ощутимой терпкостью, за которую отвечают танины, вам может понравиться, например, австралийский Shiraz. 
  • Любите легкие, нежные красные вина —  поищите на этикетке название сорта Pinot Noir, желательно из умеренного климата, например, Германии. 
  • Хотите белое легкое свежее вино — присмотритесь к итальянскому Pinot Grigio или новозеландскому Sauvignon Blanc. 
  • Ищите белое плотное — обратите внимание на сорт Viognier или Chardonnay из жаркого климата.

Отталкиваясь от стилей подобных примеров, пробуйте, отмечайте, что вам понравилось, а что нет. Со временем вы потихоньку будете запоминать, из каких сортов делают вина, которые называют по месту их происхождения, например, Chianti. Но для этого уже понадобится время и желание. Чем хороша винная школа и дегустации — вы можете многое узнать и попробовать за относительно короткий промежуток времени.

Люди часто выбирают продукт по упаковке. В винном мире мы также видим все больше интересных дизайнов этикетки. Часто ли образ, качество дизайна отражает то, что внутри бутылки? 

Дизайн винных этикеток — это большое пространство для творчества. А победители специализированных конкурсов по-хорошему удивляют.

Могу показать пример прямо с полки. Вот посмотрите, испанское вино из региона Хумилья. На бутылке вы видите полностью черную этикетку, но стоит к ней поднести источник тепла, например, огонь зажигалки, проявляется изображение спиритической доски Уиджи и надпись: «HI» — привет из потустороннего мира. Это элементы перфоманса, которые развлекают покупателя. 

Если говорить, как связан дизайн и содержимое — не всегда, но иногда такие корреляции есть. Этикетка может отражать стиль вина. Если возьмем знаковую Бургундию, которая придерживается традиционных подходов, ее утонченность обычно подчеркивается достаточно строгой этикеткой.

Если посмотреть на самые дорогие бутылки в мире, их дизайны, скорее всего, будут сдержанными, с хорошей, красивой бумагой — премиум любит тишину.

Если заметите яркую этикетку с провокационным дизайном, с вызовом стереотипам — скорее всего, внутри такой же экспрессивный яркий напиток. Вообще сегодня в мире виноделия спрос на выразительные эмоции: виноделы стараются выразить некую фруктовость, яркость.

Чему и как учат в винной Академии WINE&SPIRITS

Кто приходит обучаться в WINE&SPIRITS Academy, чтобы узнать больше о винах? 

Это очень разные люди, которых объединяет отношение к вину как к искусству, которое важно научиться понимать. К нам приходят люди самых разных профессий, психотипов, возрастов — от 25 до 60 лет. Их отличает способность воспринимать что-то новое, глубоко копать, открытость для новых знаний и идей.   

Академия Wine and Spirits

Фишка винной школы — сочетание теории с практикой, с дегустациями. Обмен ощущениями, мнениями. Первое время люди могут стесняться. Но затем незаметно формируется коммьюнити, слушатели раскрываются, задают интересные вопросы. Конечно, есть готовые конспекты, дополнительные материалы. Но главное — это обсуждение.

Академия Wine and Spirits

Из чего состоит обучение, программа вашей винной школы? 

Программы всех винных школ так или иначе схожи. Если мы берем базовый курс, который формирует фундамент знаний о вине, он строится по определенной последовательности.

Академия Wine and Spirits

Вам в любом случае надо разобраться в процессе производства вина, чтобы понимать, что влияет на его вкус. Откуда берутся ванильные ноты или, например, вкус клубники...

Безусловно, в программе есть разбор основных международных сортов винограда, регионы виноделия, терруары. Информация о них влияет на понимание стилей вина, их отличия и вкусовые качества.  Это основные знания, углублять которые можно почти бесконечно. 

Теория закрепляется дегустацией, во время которой вы пробуете образцы по теме занятия. В нашей школе 11 занятий и на каждом мы пробуем по 8 вин. В итоге за курс слушатель попробует 88 вин.

Академия Wine and Spirits

Я бы сказал, что вино — это такая социокультурная штука, в которой приятно разбираться, и мы это потихоньку и делаем.

Наталья, зачем импортерам в принципе нужны такие вещи как винная школа? Ведь проект явно не приносит ощутимой прибыли?

Действительно, Академия WINE&SPIRITS — это не проект ради выручки, он не коммерческий, а имиджевый.  Мы являемся крупными дистрибьюторами вина и крепких спиртных напитков. Наша цель, как компании — развитие винной культуры и выстраивание отношений с потребителями, формирование  амбассадоров определенного стиля жизни. Такого, в котором уважаются качественные напитки и сопутствующие им темы: гастрономия, путешествия… 

Академия Wine and Spirits

Мы не планируем привязать наших слушателей к конкретной сети магазинов, а хотим прививать любовь к хорошему вину. Человек, узнавая больше,  постепенно будет двигаться к более достойному, дорогому продукту, к подборку закусок под него, повышая свой средний чек. 

Тут хочу подчеркнуть важный момент — мы не призываем употреблять больше. Скорее употреблять более качественно. Через такие проекты, как винная школа, мы этого и добиваемся. 

Как вы продвигаете школу?

Основных каналов продвижения два:Instagram и сарафанное радио. Многие люди, не могу назвать точный процент, но действительно многие,  приходят в нашу школу по рекомендации друзей.

Вино — это ведь бесконечно увлекательный мир. Когда ты в него погружаешься, тебе хочется делиться своими открытиями. Наверняка, не раз люди, которые прошли наш курс, с упоением что-то рассказывали друзьям, тем самым заражая желанием узнать подробности. 

Академия Wine and Spirits

В коммуникации мы делаем ставку на экспертность обучения. То есть возможность получить знания от специалиста с аттестацией и специализированным образованием. Для людей это важный фактор при выборе школы. 

У Юрия есть накопленная и подтвержденная дипломами экспертиза. Кроме того, он вовлеченный и увлеченный человек, способный зажечь аудиторию. 

Академия Wine and Spirits

Крайне важно, что у Юрия большой опыт работы с продуктом. Он не просто теоретик, а сомелье и консультант, который помогает нашей сети магазинов отбирать вина, поставщиков. И может ответить на любые практические вопросы о выборе вина. 

Кроме того, мы стараемся гибко реагировать на ситуацию в стране. Так, в пандемию, когда рискованно было собираться в аудитории, мы перевели обучение в онлайн. Сейчас ввиду экономических потрясений предлагаем оплату курсов частями в рассрочку. Или можно оплатить отдельные занятия, если нет возможности посетить курс целиком. Недавно, кстати, мы открыли набор в новую группу и ожидаем скорого запуска очередного курса.


Поделиться
Материалы по теме:
Обсуждение:
Читайте также: