Дополненная реальность: как понять, будет ли проект популярен у потребителей или провалится?

14 Июля 2020 1628 0 Бизнес Технологии
Поделиться

Дополненная реальность - относительно новое направление. Как в любом новом бизнесе, в нем ищется спрос, делаются вложения, эксперименты, проверяются гипотезы. Не обходится и без факапов и потерянных денег.

Про несколько примеров таких неудач и их причины рассказал Андрей Тимошенко, создатель и владелец компании по разработке продуктов с дополненной реальностью Live Animations. 

Андрей Тимошенко

Дополненная реальность (AR — augmented reality) — технология, позволяющая дополнять окружающий нас мир цифровыми объектами. Изготовление ее сложное и дорогостоящее: это и работа программистов, и хорошие сценаристы, и создатели самих героев, 3D-моделинг. Из комбинации отдельных технологий получилась отдельная область искусства. К тому же нужно адаптировать программное обеспечение ко многим устройствам - это тысячи разных моделей смартфонов и устройств во всем мире. 

LA .jpg

Live Animations потребовалось 6 лет, чтобы выйти на профессиональный уровень проектов, и собрать команду хороших специалистов - сейчас задействовано около 80 сотрудников. Программы лояльности в разных компаниях не похожи одна на другую, это каждый раз новый продукт. 

Чтобы понимать, будет ли продукт будет востребован, нужно понимать - ложится ли он на существующую модель потребления. Мы проанализировали несколько неудач в этой сфере - как своих, так у и других компаний, и попытались разобраться в причинах, почему проект “не пошел”:

  • Компания Blippar решила сделать приложение, где все рекламодатели смогут показывать свою продукцию в дополненной реальности. Эту платформу мог использовать любой владелец журнала или рекламодатель чтобы продвинуть свой продукт. По задумке, пользоваться ей должны были во всем мире.
В результате эта бизнес-модель не сработала - пользователи не хотели качать приложение и рассматривать через него рекламу! Тем более потенциальные покупатели дорогостоящих товаров - люди за 40, не слишком интересующиеся техническими новинками. В итоге компания-разработчик потеряла 120 миллионов долларов и в прошлом году объявила о банкротстве. 

AR_MARKETIND.png
  • Американская сеть магазинов Walmart (только в США 2,5 тыс. магазинов) решила запустить к Рождеству программу дополненной реальности. По всему магазину расклеили яркие стикеры, на полках рядом с продуктами выставили плакаты - и все магазины превратились в одну большую игровую площадку. Можно было идти и сканировать все стикеры, “оживлять” героев, Санта-Клаусов, узнавать от них информацию о продуктах… К проекту присоединили и известные лицензионные бренды. Стоимость этой программы лояльность была $5-6 млн. Итог: в расчете на 1 магазин приложение скачали в среднем 2,5 человека!

Давайте поставим себя на место покупателя - Рождество, вы приходите в магазин. Вам лишь бы быстрее закупиться и поехать домой наряжать елку и накрывать на стол! Это была очень нерациональная и непродуманная программа лояльность, да еще и такого масштаба. 

  • 5 лет назад у нас тоже был неудачный проект. Решили использовать технологию дополненной реальности для “оживления” картинок на футболках. Мы изготовили штук 50 футболок, но не продали ни одной. Почему? Если поразмышлять - этот продукт не закрывает никакую “боль” покупателя,  а сам на себя камеру смартфона наводить не будешь. Весь эксперимент стоил нам не так и много - несколько сотен долларов. 

Как понять, пойдет проект или нет?

Достаточно наложить его на модель потребительского поведения. Решает ли продукт какую-то проблему? Если нет, то скорее всего проект “провалится”. 

123.jpg

Практически одновременно с нами похожий проект с “оживающими” футболками запустила английская компания Zappar. Они создали коллекцию из 50 футболок с дополненной реальностью, изготовили их сотни тысяч экземпляров. Заключили контракты с Walmart, Sirs и продавали их по всему миру. По самым скромным расчетам, этот проект стоил полмиллиона долларов и это был совершенный факап - по тем же причинам, что я описал выше. 

Еще одна наша история. Я решил создать раскраски - чтобы герои оживали в тех цветах, в которые их раскрасил ребенок. Раскраски Live Coloring были разных серий. Например, профессии - и в дополненной реальности можно было посмотреть, что делает представитель каждый профессии.

В этот проект мы вложили $360 000 - программное обеспечение, 70 персонажей - то есть 7-8 серий раскрасок. Каждая серия стоила немного - $0,99. Расчет был на то, что люди по всему миру будут покупать эти раскраски, скачивать и печатать дома или на работе на принтере. Я был на 100% уверен, что продукт пойдет! 

437.jpg

Только на одном Фейсбуке я вложил в продвижение $10 000. Итог - миллионы просмотров видео, огромное количество лайков и восторженных комментариев и перепостов. А продажи всего на $150-200 в месяц - и это по всему миру! Понятно, что разрыв настолько огромен, что тут даже нечего оптимизировать.

Что не было учтено? 

Самое основное - у какого количества людей есть дома принтеры? Правильно, далеко не у всех! А пока люди дойдут до работы - они переключатся на что-то другое, время будет упущено. Мы не смогли предоставить продукт в тот момент, когда человек был в нем заинтересован. А сейчас очень важно, чтобы скорость предоставления услуги была моментальной.

Пробовали продавать готовые раскраски через партнеров, но тут был другой нюанс - когда они лежали на полках, люди не знали, что это продукт с дополненной реальностью! Некоторые покупали только потому, что им понравились персонажи, и только потом узнавали, что можно скачать приложение и увидеть оживление героев.

3_pig_1.jpg

Не сомневаюсь, что у технологии дополненной реальности большое будущее как у  инструмента презентации своей продукции и способа повышения лояльности аудитории. Если эксперты оценивали в 2019 году объем мирового рынка в $10.7 млрд, то к 2024-му ожидается рост до $72.7 млрд., то есть в 7 раз за 5 лет.

При этом основные принципы поведения потребителей никто не отменял. Так что любую маркетинговую идею сначала просейте через сито “привычного поведения” и “полезности”. 


Поделиться
Материалы по теме:
Обсуждение:
Читайте также: