Что делать компании, если дизайнер позаимствовал логотип у другого бренда и продал вам

12 Августа 2020 1396 0 Нестандарт
Поделиться

Недавно Marketing.by писал о случае с этикеткой колбасы "Еврейская", которая выпускается производственным кооперативом "Мотоль". Изображенный на ней мужчина  - один в один персонаж с этикетки итальянского пива Birra Morreti (сейчас бренд принадлежит компании Heineken). Ни производители колбасы, ни компания, которая в 2012 году разработала и печатает этикетки кооперативу "Мотоль", про Birra Morreti не слышали и их логотип никогда не видели.

Мы обратились за разъяснением к экспертам юридической группы "Беляевы и партнёры" и спросили, как с юридической точки зрения они оценивают данную ситуацию и есть ли способы защиты для компаний в подобных случаях. Вот что они советуют:



Сергей Беляев, управляющий партнёр юридической группы "Беляевы и партнёры"

Ситуация, с которой столкнулся производственный кооператив «Мотоль», является достаточно распространенной. Особенно раньше, когда в стране не уделялось столько внимания интеллектуальной собственности, многие даже предположить не могли, что нарушают чьи-то права, а дизайнеры копировали картинки из Интернета и выдавали их за свои.


Как можно предположить из комментариев, данный логотип разрабатывался именно в те «тёмные» времена. Поэтому мы считаем неправильным осуждать действия завода в данной ситуации. Так работали все, и было нормально. 

Безусловный всплеск интереса к интеллектуальной собственности произошел за последние три года. Национальные компании столкнулись с большим количеством проблем (кому-то приходили претензии от иностранных производителей, указывающие на то, что незаконно используется товарный знак, а кто-то получал претензии будучи добросовестным производителем, но не успевшим зарегистрировать свои товарные знаки в иностранном государстве). 

«Как защитить себя?»—  часто спрашивают наши доверители.

Безусловно, на этапе создания бренда необходимо обращаться к профессионалам в этой области и внимательно читать условия договора.

1. На сегодняшний день почти у всех брендинговых агентств содержится условие о том, что они обязуются передать объект дизайна, свободный от прав третьих лиц. 

2. Далее, обязательно необходимо провести поиск в национальном патентном ведомстве и проверить, чтобы Ваше обозначение не было тождественным или сходным до степени смешения с товарными знаками третьих лиц. 

3. И если поиск окажется чистым, то необходимо подать заявку на регистрацию товарного знака. 

4. После получения регистрации на товарный знак за Вами будут закреплены исключительные права, а это значит, что Вы сможете без проблем его использовать на своей продукции, не переживая о претензиях третьих лиц. 

Главное, не забывать, что товарный знак регистрируется в отношении определенных классов товаров. Если Вы получили регистрацию в отношении товара «колбаса» (29 класс МКТУ), то это не значит, что Вы можете его использовать также и в отношении товара «пиво» (32 класс МКТУ). Следовательно, производитель пива не может предъявить претензии к производителю колбасы, не имея при этом регистрации товарного знака в отношении колбасных изделий.

Еще один интересный вопрос, который задают национальные доверители: «В каких странах подавать на регистрацию?». 

Однозначно, надо подавать там, где Вы собираетесь использовать (при чем использованием считается также производство, без последующей реализации). Если беларуская компания производит продукцию, например, в Китае, но при этом ее там не продаёт, мы также рекомендуем обращаться за регистрацией товарного знака в данной стране. В противном случае,  можно столкнуться с брендсквотерами, которые в последующем будут блокировать производство, предлагая выкупить товарный знак. Безусловно, бороться с этим можно, но очень сложно и дорого. Для сравнения можно привести следующий пример: подать расширение на Китай по международной процедуре регистрации товарных знаков обойдется в дополнительных 100 швейцарских франков, а судиться за знак — от 10 000 USD.

Поделиться
Материалы по теме:
Обсуждение:
Читайте также: