Что будет с продвижением в соцсетях в России и в Беларуси? Мнение SMM-стратега

Поделиться

Алексей Ткачук, автор блога Dnative.ru, digital-блогер, подкастер, SMM-стратег попробовал составить прогноз, как военные действия в Украине повлияют на продвижение брендов в соцсетях и к чему готовиться SMM-специалистам. Публикуем выдержки из статьи. 

695_oooo.plus.png

Бизнес в РФ + РБ пока продолжает как-то работать и существовать. Что делать и к чему готовиться хочу и разобрать в этом материале. Что будет завтра я не знаю. Поэтому вся статья это агрегация выводов и анализа прошлых кейсов и возможного развития ситуации.

Ситуация на 10 утра 1 марта:

  • Facebook и Twitter работают очень плохо без VPN из-за замедлений РКН.
  • Facebook Ads Manager не принимает оплату с карт подсанкционных банков.
  • Подавляющее большинство рекламных интеграций у блогеров приостановлены, многие переносятся на осень или отменяются вовсе.
  • Бренды не публикуют развлекательный контент, основная коммуникация сведена к «как мы работаем прямо сейчас» либо вовсе остановлена. 
  • В первые дни войны многие Insta-блогеры завели свои Telegram-каналы из-за возможной блокировки соцсети. Огромный приток аудитории в новостные каналы и СМИ, например с 23 по 28 февраля, канал Собчак вырос больше, чем на 700 тысяч человек и пробил 1 млн.

Instagram & Facebook будут заблокированы?

Соцсети сами не ограничивали доступ к своему сервису на территории страны. Точнее вот что было:

1 июня 2016 года Facebook отключил всю рекламу на территории Крыма. Выбрать для таргетированной рекламы гео Крым просто нельзя. Это произошло из-за запрета всем американским компаниям и гражданам работать на территории Крыма. То есть первичны санкции США, а не инициатива Facebook (полтора года не выполняли ограничения).

17 февраля 2021 года Facebook отключил страницы СМИ и кучи государственных организаций в Австралии из-за сопротивления новому закону по разделению рекламных доходов между крупными интернет-сервисами и СМИ. Ограничение быстро сняли.

Все остальные примеры ограничения доступа к сервисам только из-за законов. То есть страны сами банят доступ к сервисам, а не наоборот.

Случаются точечные ограничения доступа и удаления аккаунтов из-за санкций. Самый известный пример — профили бывшего президента США Дональда Трампа, которого буквально выпилили за неделю из всех сервисов, удалив его аккаунты с десятками миллионов подписчиков.

Была одна мыслишка у Павла Дурова, ограничить временно Telegram-каналы, но и она за 36 минут выветрилась.

Поэтому на данный момент будем исходить из парадигмы, что сервисы будут работать, кроме одного варианта. Его зовут Роскомнадзор.

Он уже начал снижать скорость доступа к Facebook из-за ограничений, которые сервис наложил на страницы госСМИ. В отношении Instagram пока ничего не слышно, но это пока. Под большим вопросом Youtube, с которым и без войны было много конфликтов у РКН. А теперь может стать ещё больше. Ограничение скорости доступа к нему или же полная блокировка будет тяжелым ударом.

Кроме того, 28 февраля стало известно, что Литва, Латвия, Эстония и Польша попросили Meta, Twitter, Google и YouTube остановить работу аккаунтов властей и государственных СМИ России и Беларуси.

Кроме того, с начала военных действий таргетологи и трафик-менеджеры из Украины объединились и массово запустили рекламу против войны на территорию России. Объявления разные, много шокирующих, но модерация Facebook их пропускает (в ВК вроде бы не получилось).

Последние 2 факта ещё больше раздражают РКН и возможность блокировки сервисов или катастрофического их замедления вовсе неиллюзорна. Я не нагнетаю ситуацию, но вероятность отключения сервисов растёт.

Что остаётся?

Сервисы, которые гарантированно «в безопасной зоне»: ВКонтакте, Одноклассники, Telegram, Яндекс.Дзен, Пульс от VK Group, RuTube, подкасты через отечественные стриминговые сервисы (их много). Yappy и схожие с ними продукты не рассматриваю из-за доли рынка на уровне погрешности. Всё это российские сервисы под полным или частичным контролем и влиянием государства, поэтому они будут исполнять все требования РКН. 

Instagram, Facebook, Youtube, TikTok, Twitter — находятся в пограничной зоне. Обсудим варианты:

1. Замедление доступа по аналогии с Twitter в 2021 году. Часть пользователей может перейти на другие сервисы, часть будет терпеть, остальные используют VPN. Какая доля будет большей, я не знаю. Но эта мера не будет долгой в текущих условиях и быстро перейдёт к пункту 2.

2. Полная блокировка сервиса. Судя по всему, РКН уже научился это делать. VPN временно поможет, но и с ними будет война. Поднимать собственные VPN-сервисы вряд ли будет большой процент пользователей. В итоге существенное снижение аудитории и её активности.

3. Санкции в отношении России — Крымский сценарий с полной блокировкой возможности настройки рекламы. Растёт значимость блогеров и пабликов, снижается привлекательность для бизнеса, пользователи остаются. Будем строить комьюнити и делать посевы.

4. Ничего не меняется. Это на грани фантастики и я в это верю слабо. Ну если ничего не изменится, тут и обсуждать нечего.

5. Блокировка Facebook. Гипотетически блокировка только Facebook не затронет Instagram. Зайти в рекламный кабинет можно и через VPN.

Чем грозит блокировка соцсетей?

Для профессиональной аудитории, привыкшей к термину VPN почти ничем. Нооо… Я не верю в возможность сохранения прежней активности и количества аудитории в такой ситуации. Если завтра банят Instagram, «послезавтра» Instagram потеряет половину активной аудитории, а через месяц большую часть.

То есть мы с тобой сможем им пользоваться и дальше, а вот бизнесу там делать будет нечего. Показателен пример перетекания аудитории из ВК и ОК в Украине в Instagram и Facebook, после блокировок. Да, какая-то часть пользователей там осталась, но кратно меньше, чем раньше. Каждый пользователь выбирает простейший способ доступа, VPN таким не кажется (плюс политическая ситуация не способствовала популярности российских сервисов в Украине).

Пропадут ли пользователи и соцсети? Точно нет, они просто перейдут на другие платформы.

Что делать?

Готовить почву. Вести только 1 площадку для бизнеса в соцсетях всегда было очень рискованным, даже если это и не осознавалось. Причина: странная политика внезапных блокировок и отсутствия нормальной тех.поддержки у Instagram + мы живём в странах, где сервисы могут быть заблокированы быстро.

Куда идти? ВКонтакте, Telegram, Одноклассники. Всё зависит от ЦА и сферы бизнеса, но если рассмотреть худший вариант с полной блокировкой всех Западных соцсетей, то ВКонтакте, потенциально, должен кратно вырасти в активности аудитории.

Дисклеймер: в ВК и ОК и без того много пользователей и активности. Но все те, кто основной платформой считает Instagram и Youtube, скорее всего, вернутся в ВК (удивившись обновлениям интерфейса и вкладке сервисы.

Если основная площадка бизнеса сейчас Instagram (а так у многих), я бы сделал следующее:

1. Короткий анализ ЦА. Дальше идём в рекламные кабинеты ВКонтакте и myTarget, ищем схожий соцдем, гео и интересы. Смотрим где нашей аудитории больше.

2. Завести страницы в ВК и Telegram. Базово оформить. С ВКонтакте проще. Контент можно дублировать без проблем, соцсеть под Insta-посты подходит идеально. + настроить товары (если есть техническая возможность), подготовиться к рассылкам.

С Telegram НАМНОГО сложнее. Сейчас, по факту, это главный новостной канал для всех нас. C 23 по 26 февраля аудитория новостных медиа выросла на 10,8 млн человек для российских каналов и на 11,5 млн для украинских с 3 млрд просмотров постов в сутки.

И тут мы с «магазином на диване». Никому особо не нужны. Одно дело блогеры и медийные персоны, заводящие свой Telegram-канал, другое дело бизнес. Блогеры используют Telegram как что-то среднее между постами и Stories, с большим количеством личного мнения и откровенных разговоров.

Бизнесу намного сложнее в Telegram. Успешных брендовых каналов в TG единицы, и за каждым обычно стоит большая редакция создающая контент за много денег. То есть полноценный участник информационного пространства, а не магазин.

Рабочий вариант на старте: пробовать переводить коммуникацию от имени компании к её собственникам и сотрудникам, если это возможно.

3. Ждать. Готовиться. Тестировать рекламные объявления в ВК и вспоминать рекламный кабинет, если он оказался забыт.

Я не сторонник нагнетать ситуацию раньше времени, поэтому начать сразу же переводить свою аудиторию на другие площадки неуместно. Неуместно ещё и потому, что прямо сейчас идёт война и бренд в этой ситуации будет выглядеть жалко. В 2 из 3 Stories разрушенные города Украины, горе и смерти и тут бренд ООО «Рога и Копыта» с коммуникацией вида «Друзья, мы решили открыть страничку во ВКонтакте, чтобы вы смогли купить наши рога и копыта там».

Подумайте в каком мире мы сейчас живём, санкции падают каждый час новые, курсы валют рушатся, настроение так себе. Поэтому коммуникация бизнеса должна быть ООООЧЕНЬ аккуратной.

Прогнозы по рынку SMM

Не представляю, как их сейчас давать, когда каждое «ну этого точно не может быть» на следующий день выглядит как «ну а чего ещё было ждать?». Что будет дальше? Варианты:

1. Война быстро закончится, критические санкции отменят. Digital будет жить почти как раньше, но беднее. Все сервисы сохранят свою работоспособность, пойду на диалог с РКН. Всё будет регулироваться, но работать. Будет работа и у нас.

2. Война закончится, санкции не отменят. Начинается железный занавес, западные соцсети заблокированы и доступны через VPN.

Живём в Чебурнете, к этому давно готовились. Есть замены всем международным сервисам, страдаем без Youtube, возможно без TikTok. Не верю, что аналог TikTok может существовать только в рамках страны с населением в 145 млн человек, его прелесть в огромном количестве авторов и контенте на любой интерес, так что останутся ВК Клипы и Yappy для подрастающих поколений.

Спрос на SMM специалистов может временно упасть, но, на мой взгляд, вернётся очень быстро, а возможно станет выше. Потребуется заново создавать огромную инфраструктуру бизнес-страниц из Instagram, каналов из Youtube уже в ВК и Telegram. Скиллы придётся немного корректировать, но SMM и в Instagram и в ВК остаётся SMM. Меняются инструменты, маркетинг и люди остаются теми же.

Массовый переход в ВК и Telegram, вполне вероятно может привести к росту цен на рекламу в каналах, группах и пабликах.

Проблемы могут быть у поколения SMM-специалистов, которые не смотрели дальше «продающих шапок» и продвижения за рамками Instagram. Таких, увы, много. Уверен, большая часть сможет адаптироваться.

Резюме

SMM будет, просто на других площадках. Выиграют те, кто занимался диверсификацией платформ заранее. Бежать прямо сейчас и начинать развивать комьюнити в ВК уже поздно. Подготовиться к этому — идеально.

Без работы SMM-специалист не останется. А вот Influencer-маркетинг может сильно пострадать и лишиться гигантских бюджетов.

Поделиться
Материалы по теме:
Обсуждение:
Читайте также: