"Без смекалки и дипломатии на съемках делать нечего". Максим Максимов о том, из чего складывается работа локейшн-менеджера в продакшене

2 Ноября 2021 2294 0 Production
Поделиться

- Я вижу рекламный ролик, созданный в Минске, и за первые две секунды могу сказать, где это было снято, -  говорит Максим Максимов, в прошлом – продакшн-менеджер, в обязанности которого входил поиск локаций. Он проработал в студии Partizan Production 5 лет,  а сегодня Максим  – режиссер, продюсер и ответственный за спецпроекты в MEDIACREW PRODUCTION (экс MediaCube Production).

Максим подбирал места для съемок рекламы беларуских и зарубежных брендов, клипов для Макса Коржа, Басты, «Ленинграда». А также руководил поиском объектов для фильмов,  в том числе, такого крупного проекта, как драма «Уроки фарси», снимавшаяся в Бобруйске.

Marketing.by, продолжая рассказывать о нишевых специальностях в рекламе, расспросил Максима из чего складывается  «боль», победы, деньги локейшн-менеджера.

Максим Максимов

Макс, в чем заключается работа локейшн-менеджера?

- Для любого из видов видео, будь то реклама, клип или фильм, нужна локация. Это место куда приезжает съёмочная группа. Здесь живут, работают, общаются, словом, действуют наши персонажи. Локейшн-менеджер занимается подбором места действия, работая с художником-постановщиком, который выставляет кадр.

Также и режиссер брифует локейшена. Дает свои референсы, объясняет видение, какой должен быть объект, что должен символизировать, к какой эпохе он принадлежит. Чем точнее режиссер предоставит референсы и опишет объект, тем точнее он будет подобран. Опытный локейшн, взглянув на фото, скажет – такого у нас точно нет. А есть вот такое – и предложит варианты.

Что помогает локейшену представить объект режиссеру и художнику?

Фотосъемка объекта – в основном на мобильный телефон. Вообще, современные локейшены – «в шоколаде». Общался я с художниками, которые давно в индустрии, и спрашивал, как они раньше, до смартфонов, работали.

Оказывается, ехал  человек с пленочным фотоаппаратом, снимал объект, проявлял фото, делал альбом. В такие моменты ощущаешь,  что реально раньше люди тратили гораздо больше времени на кинопроизводство. Это были проекты длиной в год.

А сейчас кроме смартфонов есть коптеры. Ты можешь взлететь и посмотреть с разных ракурсов на объект. Есть приложения, которые позволяют увидеть, с какой стороны восходит солнце и как оно садится, чтобы понять освещение локации.

Есть Google карты, и можно увидеть, что расположено рядом, сделать схему распарковки транспорта. То есть очень многое упрощает решение задач.  Благодаря этому человек без спецподготовки способен сориентироваться и подготовиться к съемкам.

За что еще отвечает локейшн?

Кроме подбора объекта локейшн решает и вопросы размещения съемочной группы. Например, на съемку приезжает 70 человек. Нужно продумать, где они все запаркуются, равно как и где встанут машины с оборудованием, декорациями.

Нужно продумать логистику – как подобраться к месту действия, если оно далеко. Это большой объём работы, который может делать на крупных проектах целый отдел, с ассистентами локейшн менеджера, скаутами, которые ищут объекты и тд.

работа локейшн менеджера

Локейшн менеджер также решает вопросы с оплатой локации. Договаривается о конкретной сумме с владельцами, учреждениями, заключает договора. Иногда нужны индивидуальные решения, особенно с  частными домами и физлицами.

Обязательный момент, который должен выполнить локейшн – оповещение соседей. Часто съемки бывают на частной территории и могут затянуться до глубокой ночи.  А это и  яркий свет, и передвижение людей по участку, и об этом стоит предупреждать соседей. Лучше совместно с хозяином объекта. С квартирами в таких случаях еще сложнее…

Локейшн менеджеру также необходимо подумать о безопасности съёмочной группы. Можно, например, снимать в старом цеху закрытого завода, где кирпич может отвалиться и упасть на голову людям. Важно это учесть и обеспечить безопасное нахождение на территории. Вообще охрана труда – боль продакшенов. Перед каждой съемкой мы должны проводить инструктаж, должен быть специальный журнал, но часто в Беларуси правилам не следуют. На больших проектах рекламы или кино мы обязательно это делаем.

Еще одна больная история – сохранность объектов, особенно, для частных домов и квартир. Например, заносят в частный дом оборудование. Штативом по стене чиркнули, обои поцарапали…Поэтому мы стараемся закрывать стены картоном, застилать полы. Инструктируем работников, что нужно бережно относиться к чужой собственности. Как видите, локейшн менеджер – как курица-наседка, которая постоянно контролирует, чтобы на объекте было все в порядке.

В других странах есть практика страхования съемочной группы, оборудования, сроков, страховка от погодных условий.  Это помогает решать вопросы, когда в процессе что-то повреждено, например, разбили дорогую вазу. У нас в Беларуси такой спасительной практики, увы, нет. 

На локейшене лежит и ответственность за получение разрешения на съемку. В Минске это нужно делать обязательно, так как съемка приравнивается к массовым мероприятиям.

съемки рекламы

Насколько сложно это сделать в Беларуси?

Сделать это реально, хотя год назад было проще. Сейчас получение разрешения ужесточилось. Теперь кроме списка клиентов, с которыми мы работаем, в пакет документов добавился подписанный с обеих сторон договор с клиентом.  

Чем это неудобно – договор мы можем подписать сегодня, а снимать условно нужно уже через пять дней. А рассматривается пакет документов в Мингорисполкоме 2 недели. Без разрешения по другим инстанциям и объектам ты идти не можешь. Выход один – иметь длинный по срокам договор, чтобы ты мог получить разрешение на весь срок его действия.

Порой, в Беларуси ты должен обойти пять инстанций, и если какая-то тетя решит, что это ей не надо, съемка на каком-то объекте, то все может накрыться. 

Был ли опыт съёмки без разрешения? Да. Сворачивали ли нам съемочную площадку?  Да, сворачивали. В этих условиях мы и работаем, потому что выбора нет.

Ты перечислил огромный пласт работы и нервов. Что должен уметь и какими качествами обладать локейшн менеджер, чтобы справиться со всем этим?

Локейшн менеджмент –  не самая развитая профессия. Этому в Беларуси не учат, но в то же время специальное образование для этого не требуется. Это такая работа, что если ты понимаешь, как выполнить поставленную задачу,  то можно этим заниматься.

Вот какие черты я считаю важными для человека, который решил заняться этим делом.

Прежде всего это дипломатия, коммуникабельность. Нужно со всеми уметь договориться. Когда тебя в три часа ночи выгоняют из частного дома, где идут съемки, ведь обещано было снять условно до двенадцати, то нужно подключать способности как-то решить ситуацию.

Был у нас случай – снимали клип группы «Ленинград» в минской квартире на проспекте Независимости. По сюжету вечеринка. Под нами бабушка уже грозит вызвать милицию и обещает, что «вас всех повяжут». Ты идешь в магазин, покупаешь торт, пьешь с бабушкой чай и рассказываешь, как нелегко в этом городе что-то делать. Такими методами достигаешь, чтобы съемка не сорвалась.

Важна  выносливость. Имейте ввиду – локейшн приходит первым на площадку, а уходит последним, чтобы сдать объект. Если съемка начинается в 7 утра, ты должен быть на месте к 4-5 утра, чтобы впустить съемочную группу. После завершения ты должен проверить, чтобы клининг убрал объект после съемок. Порой в процессе можно где-то отдохнуть, но чаще всего прилетают вопросы, которые срочно надо решать. Интернет пропал, электричество отключилось и тд.

на съемках

Также я бы назвал такую черту, как находчивость, потому что в кино любят снимать зимой лето, а летом зиму. Плюс непредвиденные обстоятельства, из которых нужно искать выход. 

Так, на съемках «Уроков фарси» нужна была пора года без снега, потому что кино снималось осенью и на одной из крайних смен выпал снег. Что делать? Покупаешь садовые метелки, берешь дополнительных людей и начинаешь чистить. Из заснеженного поля делаешь пространство без снега. Словом, без смекалки и находчивости на съемках делать реально нечего.

Итого, как стать локейшен менеджером? Я считаю, что нужно просто попасть на площадку, попробовать работать. Тогда ты поймешь: твое-не твое.

Назови самые сложные объекты для локейшн-менеджера при организации съемок.

Пожалуй, это железнодорожный вокзал, аэропорт, крыша высотки, водоемы. Это всегда куча договоренностей и масса подготовки. С вокзалом, например нужно договориться, чтобы группе выделили путь в определённый день. В депо тягачей – нужно выбрать тягач, в депо вагонов дают свободные вагоны. Это не просто заплатил деньги и тебе пригнали поезд. Приехать все должно строго по графику и только определенный, выделенный поезд.

Из тяжелых объектов для съемки – метро. Раньше в Беларусь часто приходили запросы из России поснимать  рекламу, кино или клип в минской подземке. Но оказалось, что это крайне сложно. Как-то я поехал на переговоры в наш метрополитен, когда работал продакшен менеджером, и мы обсуждали, почему не дают снимать.

Нам для клипа требовалось снять подъезжающий поезд на станции метрополитена. Меня спросили – сколько вам нужно времени, я ответил, что стандартная смена - 12 часов. В итоге мне объяснили, что в метро не подключишь электрооборудование, там нет розеток…Что ночью метро не закрывается, а там проходит техобслуживание составов. Запасных нет, все составы работают на перевозке. И ты понимаешь, что они реально не могут устроить тебе условия для съёмки. Разве что часа два, но что можно снять за это время? Только оборудование будешь заносить.

Коллеги снимали как-то проект с вагоном метро в кадре. Мы спрашивали их, как они это сделали: оказалось, построили декорацию и сняли.

В Украине и России многие такие вещи снимаются, скажем так, неофициально за деньги. Там можно перекрыть мосты, станции метро можно задействовать, как, например, в клипе Макса Барских. Смотришь такую работу и удивляешься масштабу. У нас такое, наверное, снять не реально.

Если говорить про уникальные локации, то это, скорее, относится к сфере кинопроизводства. Здесь хочется рассказать про съемки в Беларуси фильма «Уроки фарси» Перельмана.

От съемочной группы Hype production нам пришел запрос: мол, нужно пространство для постройки концлагеря. Мы с командой MediaCube начали решать эту задачу, обратились к локейшенам, которые работают в кино, изучали локации. В итоге в Бобруйске нашли старую крепость, выслали фото. Буквально через неделю прилетел режиссер с оператором на освоение локации.  

К съемкам там вставили около 300 бутафорских окон. На территории были возведены бараки, забор из сетки, башни. По сути действительно была построена декорация концлагеря и она до сих пор там находится.

уроки фарси.jpeg

Какие локации востребованы в Беларуси для съемок рекламы?

Это частные дома. Есть объекты, где сняты ролики и А1, и МТС и Лайфа. Просто с разных ракурсов. Увы, строить декорацию дорого. Проще прийти в готовую локацию, где поработают художники. Поменяют цвет стен, расставят мебель, по-другому это подадут. Но я смотрю нашу рекламу и понимаю, где это было снято за первые 2 секунды.

В целом в Беларуси  локации довольно однообразные и всем известны. Нужен тебе клуб\бар – это, скорее всего, будет «Хулиган» на Октябрьской. Что-то модное, молодежное – это улица Октябрьская. Если историческая локация – это может быть Осмоловка или Троицкое, замки Мир, Несвиж. 

С дачами проблемы – их почти не сохранилось в том виде, в котором хочется, много новостроя, который не подходит по стилю.

Рынок локейшн-менеджента, а есть ли он в Беларуси вообще, как ты считаешь?

На самом деле, он в зачаточном состоянии. Зачастую продакшены ищут сами объекты. Через сайты недвижимости, по связям, постоянный обмен контактами.

 Я в свое время немало сил и времени вложил в поиск классных объектов. Писал что-то вроде предложения – мы такая то компания, снимаем ролики, ищем объекты. Если вы хотите сдать в аренду – свяжитесь. Ездил по поселкам и закидывал в почтовые ящики. Кто-то звонит – ты приезжаешь, фоткаешь, собираешь базу.

Снимаешь там рекламу. А кто нибудь из съемочной группы, поработал на съемках, потом другому  продакшену говорит –  мы снимали в классном доме, сейчас дам контакт или адрес. В итоге вся моя работа обесценивается в такой ситуации. Вот как тут объяснишь, что это сложная профессия. Где порой на поиск уходит не один день.

Считаю, что рынок локейшена должен быть, например, как в Москве – у тебя есть свои объекты, и доступ к ним продается как услуга, как в агентстве недвижимости. Без тебя туда доступ нельзя получить. Тогда усилия монетизированы и есть рынок. У нас такого в обозримом будущем что-то не предвидится.

на съемках

Сколько в таком случае можно заработать в этой профессии?

За контакт объекта могут брать от 50 до 100 долларов, если локация сразу подходит. Но если нужно вложиться в проект временем, сделать фотографии, сопроводить съемочную группу – это стартует от 300 долларов.

Для съемок российского кино нанимают скаутов, которые ищут и сопровождают объекты. Тогда, как правило, берут на работу на месяц, там начисляется зарплата. Примерно  120 тысяч российских рублей плюс покрытие расходов на транспорт и связь. Но тут надо учесть, что надо и фото уметь классные делать, и презентацию объекта оформить, словом, «продать». Порой неплохие объекты отметаются из-за плохих фото.  

Какие известные фильмы-проекты тебя самого зацепили из-за  сложности работы с локацией?

Недавнее, что меня впечатлило  – это история про съемки блокбастера «Звездные войны». Там была локация в Иордании, в пустыне. Продюсер в бэкстейдже рассказывал, как их встретил местный король, обеспечил людьми из своей армии. Для съемок были проложены дороги в пустыне, построен целый город. Оборудование доставляли из Англии, потому что на месте  ничего не было. Вот это масштаб! Ты понимаешь, что только на логистику ушли миллионы долларов! 


Фото предоставлены Максимом Максимовым

Поделиться
Материалы по теме:
Обсуждение:
Читайте также: