Анатолий Акантинов: скорость развития территориального маркетинга и брендинга для Беларуси пока не очень радует

3 Января 2022 1704 0 Брендинг Мнение
Поделиться

Анатолий Акантинов, член общественного объединения «Гильдия маркетологов», учредитель «Центра стратегического развития «Маркетинговые системы», подвел итоги года по территориальному маркетингу в Беларуси.

1603_oooo.plus (1).png

В 2021 году произошло много позитивных и негативных изменений в области территориального маркетинга и брендинга для Беларуси.

Напомню, что:

1. 4 февраля 2020 года НИЭИ Минэкономики Республики Беларусь провело круглый стол «Сильные регионы: развитая инфраструктура, новые производства, комфортная и безопасная среда» в рамках создания Программы социально-экономического развития на 2021-2025 годы».

2. В соответствии с распоряжением Премьер-министра от 3 февраля 2021 г. № 15р к 1 мая 2021 года создана межведомственная рабочая группа для разработки дорожной карты по созданию и продвижению бренда Республики Беларусь, а также экспертные группы в каждом областном центре. Создана предварительная Дорожная карта. Однако этот процесс приостановлен и не получил финансирования на 2022 год.

3. В начале года в Минском горисполкоме создана дорожная карта «Инновационной стратегии формирования собственного стиля г. Минска и его узнаваемого международного облика для популяризации города среди иностранных туристов до 2035 года», но судьба данного документа не известна.

4. В июне 2021 года создана группа в Facebook, где сейчас насчитывается около 100 экспертов. Группа создана для создания экспертного сообщества, обмена информацией и опытом, выработки решений и проектов среди профессионалов и заинтересованных из различных сфер (экономики, маркетинга, рекламы, PR, психологии, социологии, туризма, MICE, ВЭД, урбанистики, креатива, культуры, политологии, государственного управления, самоуправления и других) для развития и популяризации маркетинга и брендинга мест (стран, городов, регионов, отраслевых направлений, кластеров, сообществ, объектов и т.п.) как комплексного подхода к привлечению инвестиций, туристов, увеличения экспорта и создания благоприятного места для проживания.

5. В сообществе в июне-августе проведено три стрима на темы: актуален ли сейчас маркетинг и брендинг в Беларуси, что является продуктом территориального маркетинга, кто заказчик территориального маркетинга.

6. 12 августа в Руденске состоялся круглый стол "Перспективы развития Пуховического района Минской области".

7. В октябре создана «Маркетинговая стратегия экорегиона «Долина реки «Ясельда», которая объединяет 8 сельсоветов Брестской области вокруг Споровского заказника.

8. В декабре разработана «Маркетинговая концепция города Минска» в рамках коррекции Генерального плана Минска, где определено позиционирование города, основные принципы развития, целевые группы и приоритеты по отдельным направлениям развития.

Следует напомнить, что в стране действуют организации, которые активно участвуют в продвижении Республики Беларусь, такие как Национальное инвестиционное агентство по инвестициям (Минэкономики), Национальное агентство по туризму (Минспорт), Информационно-туристический центр «Минск» (Мингорисполком), Управление спорта и туризма Гродненского облисполкома, Межведомственный совет по вопросам выставочной, ярмарочной и конгрессной деятельности в Республике Беларусь (Министерство антимонопольного регулирования и торговли), Белинтерэкспо (БелТПП, выставки за рубежом), Национальный центр маркетинга и конъюктуры цен (МИД, EXPO – 2020), Минскградо, Минскреклама (Мингорисполком).

К сожалению, действия этих структур не гармонизированы. Отсутствует единая стратегия маркетинга и брендинга Беларуси, каждый имеет свой логотип и позиционирование представления Беларуси на внутреннем и внешнем рынке, что делает путаницу в восприятии и неэффективное использование средств на продвижение.

У соседей, в России, более активно развиваются вопросы маркетинга и брендинга территорий:

1. Активно проходят конкурсы по вопросам комфортной городской среды, лучших креативных индустрий, развития умных городов, стратегии развития моногородов, государственные президентские гранты на развитие культуры, искусства, креативной индустрии и другие.

2. Создаются и работает множество структур над развитием стран и городов: Европейский фонд регионального развития, City Nation Place (Лондон), Институт развития городов Башкортостана, Корпорация развития Республики Саха (Якутия), Агентство инноваций города Москвы, Фонд культурных инициатив и другие.

3. Проводится множество мероприятий: «Среда для жизни» (Нижний Новгород), «Брендинг регионов 2035» (Москва), Московский урбанистический форум (Москва), EFEA и Event LIVE (Санкт-Петербург), Архипелаг 2021 (конкурс стратегий развития городов с высоким научно техническим потенциалом), Глазычевские чтения 2021: Будущее городов: creative bureaucracy и вовлечение горожан в принятие решений и множество других.

4. В этом году вышло ряд литературы и статей на тему территориального маркетинга. Среди них Александр Гречишников «Мышкин. Малый город в большом туризме», Алексей Чечулин «Маркетинг территорий: как города и страны привлекают туристов, новых жителей и бизнес».

5. Отдельное спасибо Константину Гаранину за его актуальные материалы по территориальному маркетингу.

Каков будет 2022 год в вопросах развития территориального маркетинга и брендинга для Беларуси посмотрим. Пока активность не очень радует.

Несмотря на это, какие-то локальные действия предпринимаются. Надеемся, что это даст «прорывные точки» для развития территориального маркетинга и брендинга в целом.

Поделиться
Материалы по теме:
Обсуждение:
Читайте также: