Судный год или Как 2020 заставил беларуский бизнес обратиться к правочеловечной стратегии

Поделиться

Сегодня, 10 декабря, во всем мире отмечается День прав человека. В 2020 году коронавирус в ряде стран подсветил проблему правочеловечной сферы. Прежде всего, уязвимыми стали право на здоровье и на труд, так как внушительное число людей по всему миру потеряло работу, попав под сокращение.  В Беларуси тест на базовые права оказался гораздо более глубоким и драматичным в связи с гражданскими протестами, которые длятся в стране уже более 120 дней.

marketing.by вспоминает, как события этого года подтолкнули частные беларуские компании к осознанию важности прав человека и влияния этой темы на репутацию.

Олег Гулак, правозащитник, глава Белорусского Хельсинкского Комитета объясняет: 

"Бизнес и права человека — это отношения между значимой системой — бизнесом — и «маленьким человеком»: работником, клиентом, местными сообществами, которые возникают непосредственно в процессе извлечения прибыли. Сегодня стандарты прав человека закрепляются юридически.

Задача темы “бизнес и права человека” и рамки, выставленной Руководящими принципами ООН — при осуществлении предпринимательской деятельности не допустить нарушений прав человека, минимизировать существующие и дать эффективные средства защиты пострадавшим. Это обязательный минимум, который должен делать бизнес.

Разумеется, бизнес может сделать и больше. Существует много прекрасных КСО инициатив, в том числе поощряющих права человека. Но это уже по желанию, а обязательный минимум — это права человека".

Коронавирус и право на здоровье

Право на здоровье является основополагающим правом человека и неотъемлемой частью понимания людьми того, что считается достойной жизнью. В международном контексте это право было впервые озвучено в Уставе (Конституции) 1946 года Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). 

В преамбуле Устава говорится, что «обладание наивысшим достижимым уровнем здоровья является одним из основных прав всякого человека без различия расы, религии, политических убеждений, экономического или социального положения».

Действия властей в Беларуси по коронавирусу вызвали много вопросов у граждан: весной для всего мира это уже была пандемия, а беларусам руководство страны через официальные СМИ рассказывали, что это все психоз. В этих условиях сообщества и бизнес предприняли новые меры реализации права на здоровье.

Переход на "удаленку"

Многие компании, как местные, так и международные, весной этого года не стали дожидаться введения карантина властями и отправили своих сотрудников на "удаленку". Первыми это начали делать ИТ-компании (уже в марте это сделали более 200 ИТ-компаний).

screenshot-dev.by-2020.12.05-20_15_29.png

После стали подтягиваться и другие сферы, в том числе и рекламные агентства. Например, в середине марта уже перешли на удаленку Artox, DAB, Gusarov, AGT, Ragoo, GBS и многие другие. А PG Brand Reforming даже призвали всех коллег по отрасли присоединиться к инициативе #оставайсядома:

"Мы заботимся о здоровье и безопасности нашей команды и партнеров поэтому принимаем своевременные меры – переводим сотрудников на работу из дома, а встречи с клиентами в онлайн-режим.

Мы запускаем инициативу #оставайсядома, призывающую переводить свой бизнес по мере возможности в удаленный онлайн-режим. Мы понимаем как сложно в один момент перестроить трудовые и коммуникационные процессы в нашей отрасли, но в сложившейся обстановке это необходимая мера. Уважаемые коллеги, клиенты и партнеры, давайте заботится друг о друге и о тех, кто рядом, присоединяйтесь к инициативе #оставайсядома, – проявляйте свою социальную ответственность".

89964721_3179907065354067_2160543526855639040_n (1).jpg

Помощь бизнесам в соблюдении удаленного режима работы оказали ряд технологических компаний. Так, мобильные операторы предложили компаниям специальные тарифы - чтобы сотрудники могли комфортно работать из дома.

Например, компания А1 представила большую кампанию #stayonline\#оставайсяонлайн. В ее рамках абоненты А1 получили возможность бесплатно пользоваться интернетом на скорости до 512 Кбит/с, а также свободный доступ к популярными новостными каналам, фильмам и сериалам видеосервиса VOKA. Для организации дистанционной работы бизнесу была предложена опция «Удаленный офис» с тремя пакетами: для удаленной работы сотрудников, для дистанционного управления бизнес-процессами, для коммуникации распределенной команды.

   

Обеспечение СИЗами сотрудников и клиентов

Компании из отраслей, где по объективным причинам невозможно полностью уйти "удаленку", стали обеспечивать своих сотрудников и клиентов средствами индивидуальной защиты, реализуя тем самым право на безопасный труд.

Ритейлеры установили защитные экраны на кассах, снабдили кассиров масками, прозрачными щитками, перчатками и антисептиками, а в торговых залах и туалетах установили в свободном доступе антисептики для покупателей.

screenshot-www.green-market.by-2020.12.05-22_14_31.png

Кинотеатральная отрасль, масштабно пострадавшая от отмены премьер и многократного снижения зрительского трафика, также ввела антисептическую обработку помещений, шахматную рассадку в залах. А этой осенью - и масочный режим. Такие меры ввели, например, в Falcon Club Бутик Кино и сети Silver Screen.

kino.png

Службы доставки еды и товаров, чтобы сократить до минимума количество контактов курьеров с покупателями, ввели возможность "бесконтактной доставки", когда курьер оставляет оплаченный заказ в нужном месте и не общается с адресатом.

screenshot-buslik.by-2020.12.05-22_19_19.png

Автосалоны ввели услугу "безопасного тест-драйва": клиентам предоставлялся автомобиль с продавцом, “вооруженным” не только рассказами о машине, но и целым набором средств индивидуальной защиты.

 2020-04-13_111702.gif

Перенос ивентов в онлайн

Из-за пандемии коронавируса были отменены многие мероприятия - от пресс-конференций до глобальных фестивалей. Начиная с весны редакции СМИ перестали получать приглашения на пресс-конференции и другие мероприятия для журналистов. Впрочем, вскоре компании нашли безопасный выход из положения - как защитить журналистов и зрителей от вируса, и донести информацию. 

Одну из первых в Беларуси презентаций, целиком прошедших онлайн, 31 марта провел китайский производитель смартфонов realme. Во время онлайн-презентации к ней подключалось более 1200 человек. Всего за два дня видео просмотрено 4 тысячи раз.

Даже презентации автомобилей автосалоны перенесли в виртуальный формат. Например, так сделал Mersedes в первые дни лета (8,5 тысяч просмотров на Youtube):


Такое поведение компаний можно считать социально ответственным: получается, что бизнес реально позаботился о здоровье своих потребителей. При этом официально в Беларуси карантин не был объявлен, и государственные массовые мероприятия (парад Победы в Минске, "Славянский Базар" в Витебске) проводились как ни в чем не бывало.

Горячий август 2020-го

Тема с правом на здоровье в Беларуси получила второе дыхание после 9 августа. Беспрецедентное для Беларуси насилие со стороны силовых структур к мирным протестующим в первые дни после выборов президента настолько потрясло страну, что ряд частных медицинских центров объявили о бесплатном оказании помощи пострадавшим белорусам. К такой корпоративной социальной ответственности, поощряющей права человека, присоединились в том числе и крупные игроки. Например, медицинский центр "ЛОДЭ":

screenshot-www.lode.by-2020.12.06-23_58_22.png

Клиника женского здоровья «Ева» также заявила о готовности оказать любую помощь пострадавшим и их близким:

eva.jpg

Руководство сети клиник «ЛИНЛАЙН» объявило о желании помочь женщинам и девушкам, которые были избиты при задержаниях:

screenshot-www.instagram.com-2020.12.07-00_13_47.png

Ряд стоматологических клиник предложили бесплатно оказать экстренную стоматологическую помощь беларусам, пострадавшим от насилия:

screenshot-www.instagram.com-2020.12.07-00_29_43.png

66e1082ff46769daa8eb51ce76f2c1a7.jpeg

Протесты и право на безопасность

Протестный август и осень показали беларусам, как государство может нарушать их базовые права - начиная от избирательного права и заканчивая даже правом на жизнь. В такой сложной ситуации некоторые бизнесы проявили себя с лучшей стороны, помогая беларусам реализовать их права - на безопасность, на здоровье и на труд.

Во время уличных протестов было несколько историй, попавших в СМИ, о том, как заведения города (кафе и магазины) запускали протестующих к себе, а потом либо закрывали двери перед силовиками, либо прятали граждан в подсобных помещениях. В разные дни это делали O’Petit, KFC, "Зерно", b&a coffee, Seadog&Friends, "Сулико" и другие.

Некоторые из таких заведений пострадали от таких действий. Например, кафе O’Petit 6 сентября спрятало у себя демонстрантов во время разгона и отказалось открывать дверь силовикам. После этого глава ГУБОПиК разбил стеклянную дверь кафе. Следующие несколько дней в кафе выстраивались огромные очереди минчан, чтобы поддержать заведение.

Были и обратные примеры, когда заведения закрывали двери перед протестующими. После попадания таких историй в медиа представители компаний вынуждены оправдываться перед общественностью. Например, такие случаи бывали уDomino’s Pizza и McDonald's. Некоторые объекты закрывались под давлением силовиком - такие истории известны о ТРЦ Galleria Minsk, "Корона-Замок", GreenCity, Dana Mall.

С учетом контекста (часто задержанных избивают, калечат, унижают и т.п.) и с точки зрения международных стандартов прав человека эти бизнесы делают нарушение прав человека более возможным.

Увольнения несогласных и право на труд

Уже к концу августа, когда стало понятно, что увольнения стали одним из рычагов давления на несогласных с властью, ряд компаний объявили о том, что готовы обучить и трудоустроить людей, потерявших работу из-за протестов. Это, как и в случае с медцентрами, примеры КСО, поощряющей права человека.

Компания EPAM открыла программы по обучению и переквалификации для граждан Беларуси, пострадавших на мирных акциях протеста. В итоге на интенсивный трехмесячный курс заявок пришло намного больше, чем ожидали в компании.

screenshot-careers.epam.by-2020.12.07-09_04_57.png

Набор на бесплатные QA-курсы с нуля проводила ИТ-компания Andersen, «А2 Консалтинг» - три бесплатных курса в области BI-анализа. 

Предлагали работу и творческим людям - Sette, SLON Media, av.by, 13studio и другие агентства и компании объявили об открытых вакансиях. В том числе были готовы рассматривать журналистов государственных СМИ, которых перестала устраивать информационная политика их редакций.

Право на свободу слова

Многие частные компании по время протестов поддержали своих сотрудников, активно выражающих гражданскую позицию - от возможности свободно выражать свою политическую позицию, размещать символику на рабочих местах и до помощи деньгами и адвокатами для тех сотрудников, кто был задержан силовиками.

Громким получился кейс компании А1: сотрудники компании вышли на крыльцо офиса поддержать бастующих, а руководство сделало заявление о том, что не намерено ограничивать такие действия своих сотрудников:

"А1 не ограничивает конституционные права своих сотрудников, включая право на свободу слова или право на выражение своей позиции любым законным способом, а наличие и отстаивание тех или иных политических взглядов или гражданской позиции не влияет на дальнейшие решения работодателя о найме, увольнении или продвижении сотрудников".

97a551d0888567ce5eb524ccd4505ebb.jpg


На заметку - в Евросоюзе 10 декабря планируется утвердить европейский «акт Магнитского» — санкционный механизм, который позволит вводить персональные санкции против нарушителей прав человека в разных странах.

Короткий гайд о том, как бизнесу соблюдать права человека — biz.belhelcom.org

Поделиться
Материалы по теме:
Обсуждение:
Читайте также: