«Кино идет!» Как разрабатывалась айдентика и коммуникация кинофестиваля «Паўночнае ззянне»

Поделиться

Фестиваль кино Северных и Балтийских стран «Паўночнае ззянне» пройдет в 7-й раз с 20 по 30 сентября 2021 года, второй год — в формате онлайн. В программу войдут 25 современных, смешных, философских — в общем, в прямом смысле фестивальных фильмов. 

Программа фестиваля традиционно включает Индустриальную платформу с мастер-классами и лекциями, а также блоки документальных, игровых и беларуских фильмов. Все ленты демонстрируются на языке оригинала с беларускими (реже — с русскими) субтитрами. Фестиваль за шесть лет проведения дал возможность тысячам беларусов посмотреть уникальные фестивальные картины, фавориты фестивалей класса «А», а также нишевые работы талантливых дебютантов и дебютанток, которые без «Ззяння» беларусы вряд ли бы открыли для себя. 

Каждый год организаторы презентуют уникальную концепцию фестиваля, которая проявляется в содержании программы, айдентике и коммуникации. В 2021 году помимо такого ежегодного набора команда «Паўночнага ззяння» запустила в продажу специальные билеты early bird, а также на сайте фестиваля сегодня опубликовали трейлер, слоган «Кино идет!» и манифест от директорки Воли Чайковской.

Команда фестиваля рассказала, как создавалась визуальная концепция «Ззяння-2021»: оказалось, это был самый настоящий челлендж, поскольку вся работа велась online из разных стран мира. Вот как удалось дистанционно создать новый визуальный язык фестиваля.

1.jpg

2.jpg

3.jpg

Цель

Глобальная: нести искусство кино и магию северной культуры беларусам.

Ежегодная: сделать классную, релевантную — с точки зрения визуального исполнения и наполнения смыслами — концепцию, которая будет передавать уникальность фестиваля, его идентичность конкретно в этот год и будет резонировать с настроениями команды и аудитории «Паўночнага ззяння», а также контентом и программой фестиваля.

Задачи

Основная: создать не просто дизайн, а совершенно определенный.  Как правило, визуальную концепцию сопровождает манифест, который поясняет «что», «почему» и «как» команда фестиваля делает конкретно в этом году. 

Второстепенная: заинтересовать зрителей визуальными решениями этого года, вызвать цепную реакцию увидеть новое кино и расширить свои границы сознания как можно у большего количества людей. В общем, сделать все, чтобы фестиваль был замечен и понят. 

Главные смыслы визуальной концепции Ззяння-2021

В этом году слоган фестиваля «Кино идет!». И этот месседж проходит красной нитью через всю визуальную историю кинофестиваля.

IMG_20210719_144107_097.jpg

— «Кіно ідзе», — это про движение вперед, — подтверждает директорка фестиваля кино Воля Чайковская. — Где есть движение, там есть жизнь. Если нет движения, соответственно, жизнь останавливается. Вся визуальная концепция Ззяння в этом году — это призыв продолжать двигаться, не сдаваться, не вешать нос и определенным образом поддерживать друг друга. Нам хотелось сказать, что жизнь продолжается, и мы не собираемся останавливаться. 

Слоган фестиваля этого года о том, что все временно и вот-вот изменится. Поэтому обязательно нужно восстанавливать силы и верить в добро, любовь и кино. В этом году хотелось пригласить наших зрителей не столько порассуждать над какими-то вопросами, как просто высказать поддержку и поделиться энергией для того, чтобы были силы продолжать. И это несмотря на все сложности, все глобальные и локальные катаклизмы, которые нам всем пришлось пережить в 20-м году, и приходится переживать в 21-м. 

Мы все равно за движение и за жизнь. И хотим продолжать делать то, что мы умеем, и то, что любим. Нести ценности, которые мы несли все эти семь лет: равноправие, разнообразие, свобода.

Новаторство и коллаборации

В 2021 году команда фестиваля отошла от традиционной схемы работы и пригласила творческих коллабораторов в проект, чтобы поэкспериментировать со стилем и придать всей работе немного другие масштабы. 

Композитором фестивального трейлера стал музыкант международного уровня из Финляндии Яакко Эйно Калеви.

Графическому языку решили придать национальный колорит, в чем помогла беларуская художница, живущая в Праге, Руфина Базлова. По итогу, вся визуальная концепция Ззяння графически строится на ее рисунках и графике. А они действительно заслуживают внимания, так как повторяют беларускую вышивку крестиком, что в том числе стало важным аутентичным элементом в концепции феста этого года. Сложилась интересная беларуско-нордическая коллаборация: сочетание музыки от финского музыканта с пением беларуской оперной певицы и графикой беларуской художницы.

Кроме этого над созданием визуальной концепции, в частности над созданием ролика, работала большая команда: это и аниматор Андрей Arso, и две дизайнерки Ззяння Виктория Хмурчик и Анна Проценко, и Денис Кудрявцев из арт-группы «Синие горы», который в этом году помогал делать финальный звук для фестивального трейлера. 

Также в создании ролика принимала участие фотохудожница Каролина Полякова. Режиссировала и продюсировала все создательница «Паўночнага Ззяння» Воля Чайковская. Получилась действительно классная международная команда. 

Символы

Важную часть айдентики создала художница Руфина Базлова.

IMG_20210719_145931_264.jpg

Она поделилась своим видением финальной работы и заложенными в ней смыслами: «Думаю, визуальная история Ззяння-2021 про беларусский крест, про борьбу, про стремление к свободе. Главный посыл — «через тернии к звездам!»

За основу мы взяли визуальный стиль вышивки крестиком. В то же время геометрические элементы оленей, звезд и других северных элементов являются отсылкой к популярным скандинавским узорам. Это один из моментов, который роднит наши страны. 

Что касается цветов, мы решились на эксперимент. Изначально играли с разного рода инверсиями. В итоге поняли, что хотим что-то совершенно неожиданное и смелое. Одной из задач было сделать картинку яркой и современной, поэтому, повертев комбинации цветов, добавили розовый. Всем понравилось, так и оставили.

Задача главного персонажа в анимации, как и задача седьмого фестиваля — собрать семь скандинавских звезд и несмотря ни на что привезти кино в Беларусь. Ведь «Кіно ідзе!» 

В течение ролика герой встречается с разными препятствиями, иногда ему на помощь приходят скандинавские элементы: например, после проливного дождя олень ему привозит новую камеру, а пробежав через стадо овец, он получает шерстяную одежду.

У меня есть два любимых мотива. Первый: сцена в подземелье. Тут сразу две отсылки: во-первых, к известной сцене из фильма «Седьмая печать» шведского режиссера Ингмара Бергмана, чей портрет сияет в звезде, во-вторых, к повести Владимира Короткевича «Ладдзя Роспачы», где герой играет со смертью в шахматы, и только вспомнив про любовь к девушке, к жизни и к родине, обыгрывает смерть.

Второй мотив быть может менее понятен, но те, кто следил за моим творчеством ранее, могли заметить, что горный пейзаж с трубами был изображен на работах с солигорскими шахтерами. В анимации герой, пройдя встречу со смертью, выпрыгивает из горы и показывает жест «victory», а рабочий ему отвечает тем же. 

Один из важных символов в визуале — это камера. Она в данном случае не только символ кино, но и проявление определенных общественных позиций или точек зрения. Можете понаблюдать сами, в каких сюжетах она встречается».

Звезды, которые собирает главный герой, и которые удалось собрать «Паўночнаму ззянню», — это семь известных персон из Балтийской или Скандинавской культуры. Внимательный зритель наверняка их узнает. Там и эстонский музыкант Томми Кэш, датский писатель Питер Хёг, шведская актриса Алисия Викандер, шведский режиссер Ингмар Бергман, норвежская актриса Лив Ульман, финский архитектор и дизайнер Алвар Аалто, датский актер Мадс Миккельсен. Размещая их в фестивальном трейлере, организаторы почти прямым текстом анонсируют, что эти творческие личности в разной степени будут представлены на Ззяннi-2021.

Звуковое сопровождение

Музыку Яакко знают и любят во многих странах. Да и в Беларуси он уже успел выступить два раза на фестивале Freaky Summer Party и обзавестись своей аудиторией. Его уникальный музыкальный стиль и электронные меланхоличные мотивы отлично вписались в общую концепцию фестиваля, а добавило магического звучания пение Дарьи Новик, беларускай оперной певицы.

IMG_20210719_145934_333.jpg

Она рассказала о том, каким этот опыт работы стал для нее:

«От меня требовалось сделать вокальную  импровизацию на музыку Якко. Эта идея показалась интересной сразу, поскольку я очень люблю импровизировать и сочетать разные жанры и стили. У меня были и раньше импровизации, но только в живом исполнении, прямиком на зрителя, а вот опыта записи еще не было. Сама подготовка была тщательной: долго искали нужный вариант, думали, какой текст и где вставлять, чтобы все было органично. В итоге у нас получилось совместить электронную музыку и оперу. Люблю подобные сочетания: например, песня из «Пятого элемента» — это же тоже смесь. Ну а записала голос я за полчаса. И на мой взгляд, получилось очень интересно!

 «Ці варта нешта рабіць?», — пою в ролике. В эти слова и в сам музыкальный фрагмент я вложила всю боль и бессилие, скопившиеся за последний год жизни в Беларуси».

Весь творческий процесс был дистанционным. Так музыкант находился то в Афинах, то в Финляндии, то в Германии, то еще где-то. А Дарья работала над своей частью из Беларуси. Процесс занял около двух месяцев. 

«Когда я первый раз увидел драфт трейлера, я подумал, что это компьютерная игра. Появились ассоциации, я стал набрасывать варианты музыкального сопровождения, была даже амбициозная цель записать его с симфоническим оркестром! Но идея совместить, казалось бы, несовместимое победила: в итоге решили использовать голос… оперной певицы. Получилось необычно, хотя идея казалась сумасшедшей. Я остался очень доволен результатом», — рассказал Яакко Эйно Калеви

Jaakko-Eino-Kalevi-1.jpg

Поделиться
Материалы по теме:
Обсуждение:
Читайте также: