Как беларусы восприняли QR-меню в заведениях Минска

Поделиться

Одним из главных фудтех-трендов 2021 года эксперты называют QR-меню. Его драйвером стала пандемия COVID-19: для безопасности гостей заведения все чаще стали использовать бесконтактные меню, которые не нужно передавать из рук в руки. Согласно данным международной консалтинговой компании McKinsey, QR-меню можно отнести к так называемым «инновациям, спасающим жизнь».

Что такое QR-меню 

QR-меню — это новый формат меню в кафе и ресторанах, доступный по QR-коду (электронной ссылке). Обычно QR-меню размещают в виде наклейки или карточки на столах заведения. 

Сервис QR-меню включает 2 составляющие: 

  1. QR-код для сканирования и перехода к электронному меню.
  2. Собственно электронное меню, открывающееся в мобильном браузере.

Чтобы воспользоваться QR-кодом, его нужно сканировать с помощью устройства обработки изображений, например камеры смартфона или специальной программы для считывания QR-кодов. После считывания на экране смартфона появляется ссылка. Переходя по ней, пользователь попадает на страницу меню. QR-код может вести на страницу заведения в соцсети, к примеру, в фейсбук или в инстаграм. А может и на файл в формате pdf. Распространено также использование ботов в мессенджерах. Однако это не очень удобно, ведь посетителю нужно будет сделать еще несколько действий, чтобы добраться до необходимого: загрузить меню в свой смартфон, поставить на паузу сториз с меню, чтобы сделать выбор, или увеличить и переместить картинку на экране. 

На сегодняшний день наиболее "продвинутым" вариантом является ссылка, ведущая на электронное меню, оформленное в стиле заведения, с фото и описанием блюд и возможностью собирать заказ. Это своего рода мини-сайт заведения. Там можно легко найти блюдо по названию или выбрать по категории, посмотреть красивые качественные фото, прочитать описание и состав блюд.

Работники заведения могут самостоятельно вносить изменения в свое электронное меню: редактировать, добавлять или удалять позиции с любого устройства или вести стоп-лист через сервис. Такое меню не требует постоянной замены и затрат на печать при обновлении.

Электронное меню.png

Плюсы и минусы QR-меню 

QR-меню пришло на помощь заведениям в период пандемии как безопасная альтернатива бумажному носителю. Постепенно оно зарекомендовало себя как мобильный сервис, который повышает лояльность гостей и комфорт их пребывания в заведении. 

Плюсы сервиса для гостя:

  • безопасность в период пандемии;
  • скорость выбора блюд (не нужно ждать официанта с бумажным меню);
  • наглядность (яркие фото и подробные описания блюд);
  • калькулятор стоимости.

Минусы сервиса для гостя:

  • не все модели смартфонов сканируют QR-коды, иногда нужно устанавливать специальную программу — сканер QR-кодов;
  • не все гости быстро адаптируются к инновациям. Кому-то удобнее листать бумажную версию меню, и это нормально. Однако мы двигаемся в сторону мобильности и ввод QR-меню в заведениях неизбежен.
Преимущества QR-меню для заведения:

Бесконтактное меню придает заведению технологичность, а также позволяет экономить на внесении изменений в бумажное меню. Кроме того, электронное меню эффективно заменяет собственный сайт, но не требует дополнительных расходов на обслуживание. 

Зарубежный опыт использования QR-меню 

Во многих странах QR-меню стало незаменимым помощником рестораторов. Оно было важным условием в период пандемии и остается в тренде сейчас. Внедрение QR-меню началось с Китая, затем к нему стали присоединяться страны Европы: Бельгия, Чехия. В ноябре 2020 QR-коды в заведениях стали обязательным условием и в столице России. В одних странах внедрение бесконтактного меню было лишь рекомендацией, в других же — обязательной мерой, контролируемой законом. 

Пример страны, где QR-меню стало обязательным условием для работы в период пандемии, — Украина. Там оно встречается в каждом заведении. С 5 июня 2020 года в Украине действует “карантинное” постановление №392 об обязательных противоэпидемиологических мероприятиях. Среди них и размещение в заведениях бесконтактного меню. 

Несоблюдение противоэпидемиологических мероприятий влечет за собой штрафы. Суммы штрафов для украинских заведений могут достигать 170 000 гривен (около 16 000 беларуских рублей). Кроме того, на момент написания статьи (апрель 2021) в Киеве действует жесткий локдаун, запрещающий работу заведений в привычном формате. Заказы можно оформлять только с доставкой и навынос. И даже для этих целей рестораторы используют бесконтактное меню, чтобы не потерять гостей и создать для них комфортные и безопасные условия. 

Беларуские же рестораторы с трудом перенимают опыт соседей и пока относятся к QR-меню настороженно. На конец марта 2021 года 248 заведений подключили QR-меню от Relax.by. Нельзя также списывать со счетов то, что некоторые пробуют сделать QR-меню самостоятельно. Но и таких единицы. 

Такой показатель внедрения сервиса связан с тем, что одни рестораторы считают период пандемии не лучшим временем для реализации новых решений, другие думают, что их гостям это неинтересно, третьи полагают, что QR-меню не должно конкурировать с дизайнерским бумажным вариантом. 

В процессе внедрения сервиса в заведения был выявлен ряд сложностей: часть рестораторов не готова наполнять электронное меню самостоятельно, забывает разместить QR-коды на столах, размещает наклейки с QR-кодами на бумажном меню, тем самым лишая гостя выбора между электронной и бумажной версией. Все эти моменты говорят о низкой ценности сервиса для беларуских рестораторов. Даже соглашаясь на подключение бесконтактного меню, некоторые из них не относятся к этому инструменту серьезно. 

Однако есть как минимум 4 причины пересмотреть эту позицию: 

  1. гостям беларуских заведений интересен данный сервис как что-то новое и технологичное;
  2. гости готовы им пользоваться и понимают, зачем он нужен;
  3. пример заведений, которые уже подключены к сервису, доказывает его эффективность;
  4. приучая себя и своих гостей к инновационным решениям, рестораторы развивают собственную мобильность по отношению к гостям и повышают культуру беларуского общепита в целом. 

Готовы ли гости беларуских заведений к QR-меню? 

Портал Relax.by провел онлайн-анкетирование своих пользователей, которые регулярно бронируют столики онлайн и активно посещают кафе, бары и рестораны Минска. В опросе участвовало почти 300 человек. 

Портрет респондента — женщина в возрасте 25-39 лет, которая посещает заведения не реже одного раза в месяц и пользуется смартфоном преимущественно с ОС Android.

Рисунок 1 - портрет респондента.png

Согласно данным исследования, почти все опрошенные знают, что такое QR-код. Большинство (63,4%) также знает, что такое QR-меню, однако только четверть сталкивалась с ним в заведениях.

Рисунок 2 - Осведомленность респондентов о QR-меню.png 

Также важно отметить, что в период пандемии 40,9% опрошенных отдают предпочтение бесконтактному меню из соображений гигиены и безопасности. 58,1% респондентов ответили, что заинтересованы использовать сервис и после окончания пандемии. 

Таким образом, посетители ресторанов понимают, что такое QR-меню, воспринимают его как элемент заботы и безопасности во время пандемии, а также планируют пользоваться им в перспективе как удобным и технологичным инструментом. При этом только 24 человека из 93 опрошенных видели QR-меню в заведениях. Это говорит о том, что данный цифровой сервис недооценен и нуждается в развитии и распространении, у него высокий потенциал роста. 

Заведения, подключенные к QR-меню: эффективность в цифрах 

На конец марта 2021 года специалисты Relax.by подключили к сервису QR-меню 248 заведений Минска. Электронное меню представлено в виде наклеек с QR-кодом на столиках или в виде карточек на подставках.

Карточки_наклейки с QR-кодом.png

Подставка под QR-код.png 

Проект QR-меню стартовал на Relax.by в октябре 2020 года. С ноября 2020 по март 2021 число сканирований выросло с 928 до 7072 (уникальных просмотров). Сейчас QR-меню в заведениях сканируют в среднем около 5000 раз в месяц. 

Самые популярные функции сервиса (данные за март 2021): 

- просмотр карточек блюд

Карточка блюда.png

- навигация по категориям блюд

Навигация по категориям блюд.png

- нажатие кнопок «Выбрать блюдо»

Добавить к заказу.png

Добавить к заказу 2.png

Портрет пользователя QR-меню — преимущественно женщина 25-34 лет, использует операционную систему iOS на смартфоне.

Рисунок 3 - портрет пользователя QR-меню.png

Кейс «QR-меню в сети ресторанов «Хинкальня» 

Минская сеть ресторанов грузинской кухни «Хинкальня» подключилась к сервису QR-меню 26 ноября 2020 года. Сервис работает в 6 ресторанах сети. Меню во всех заведениях одинаковое, поэтому удалось собрать общую статистику по количеству сканирований QR-кодов. 

За 4 месяца использования сервиса гости «Хинкальни» просканировали QR-коды 7 277 раз. Максимальное количество сканирований зафиксировано в январе ―  2 627.

Рисунок 4 - Уникальные просмотры QR-меню в сети ресторанов Хинкальня.png 

Статистика сканирований QR-меню в сети ресторанов «Хинкальня» за март 2021 (воронка):

  • Общее количество сканирований QR-кодов: 1653
  • Открытие карточек блюд: 1448 (87,6%)
  • Выбор блюда: 313 (21,6%)

Рисунок 6 - Воронка Хинкальни.png

Портрет гостя сети «Хинкальня», который пользуется сервисом QR-меню:

  • 38% гостей ― пользователи Apple
  • 50/50% женщины и мужчины
  • возраст ― от 18 до 44 лет. 

Рисунок 5 - портрет пользователя QR-меню в сети ресторанов Хинкальня.png

По словам директора нескольких ресторанов сети «Хинкальня» Дарьи Круглик, посетители заведений положительно оценивают работу сервиса.

1910_oooo.plus.png

«Если гости хотят видеть полное описание и фото, то это ― идеальный вариант. Меню всегда находится на столе в органайзере, поэтому информировать гостей о сервисе не нужно, они и так его видят».

По словам Дарьи, каждый пятый гость заведения сканирует QR-код с электронным меню. Однако от бумажного варианта в сети отказываться пока не планируют, потому что им по-прежнему пользуется большая часть посетителей.

Дарья также поделилась, что сложностей с использованием цифрового сервиса у гостей не возникало, но некоторых персонал знакомил с инновацией:

«У нас очень широкая аудитория: от школьников до пожилых людей. Кто-то понимает новый цифровой сервис интуитивно, а кому-то рассказываем о том, что такое QR-меню и как им можно пользоваться». 

Директор отметила, что она самостоятельно заполняет меню и вносит в него изменения, а редактирование происходит быстро и легко. По ее словам, персонал заведения также положительно отреагировал на внедрение нового сервиса.

Практический кейс «Хинкальни» наглядно демонстрирует, что QR-меню интересно людям разного возраста, удобно в использовании и интуитивно понятно. Цифровое меню оптимально подходит тем гостям, которым недостаточно информации на бумажном носителе.

QR-меню может работать самостоятельно, но и в тандеме с бумажным меню отлично функционирует, дополняя его. Вносить изменения в цифровое меню легко, а персонал заведения позитивно относится к новому сервису и ценит его помощь в работе с гостями. 

Резюме

Результаты исследований показали, что беларуский гость готов к фудтех-решениям, в том числе к использованию бесконтактного меню. Данный сервис интуитивно понятен гостям любого возраста и пола и пользуется популярностью у владельцев различных мобильных устройств (сканировать QR-код удобно как пользователям IOS, так и Android).

Однако в Беларуси потенциал подобных сервисов не реализован: даже те гости, которым известно о существовании QR-меню, не встречают его в минских заведениях. На конец марта 2021 года только 248 заведений из более чем 1300 в Минске подключились к сервису QR-меню от Relax.by.

По словам эксперта по развитию сервисных решений для ресторанов Relax.by Натальи Романовской, беларуским заведениям необходимо побороть страх перед инновациями и активнее перенимать опыт коллег из Украины и других стран. 

«Вам нечего терять, ведь сервис прекрасно работает в тандеме с бумажным меню, дополняя его яркими фото, полезной информацией о блюде и калькулятором стоимости. Тем более, что внедрение такого сервиса в заведении не требует длительного обучения, временных ресурсов или высоких денежных затрат».

Поделиться
Материалы по теме:
Обсуждение:
Читайте также: