Вывод новых продуктов на рынок - в ТОПе инструментов у малого и среднего бизнеса в Беларуси

22 Сентября 2022 https://belretail.by 1102 0 Экономика
Поделиться

Исследовательская компания BEROC представила результаты исследования экономических настроений и ожиданий представителей малого и среднего бизнеса. Исследование проводилось в августе 2022 года.

Методология исследования

Выборка: 300 малых и средних компаний, пропорционально представляющие 1) промышленность, 2) строительство, 3) оптовую и розничную торговлю, 4) другие виды деятельности.
Респонденты: собственники и топ-менеджеры компаний (онлайн-опрос).
Анкета: основана на методологии ОЭСР.

Сопоставимость: использовались данные выборочных опросов Исследовательского центра ИПМ в 2020-2021 годах. Данные всех волн опросов взвешивались. Критерий взвешивания – количество МСП по видам деятельности на конец 2020 г.

BCI индексы: рассчитываются по аналогии с Purchasing Managers’ Index (PMI), только по пятибалльной шкале, где крайне негативные ответы учитываются с весом 0, негативные с весом 0.25, нейтральные с весом 0.5, позитивные с весом 0.75, крайне позитивные с весом 1.

Сводный BCI индекс рассчитывается как среднее арифметическое индексов «ожидаемое изменение экономического положения», «ожидаемое изменение финансового положения», «ожидаемое изменение занятости» и «ожидаемое изменение производства/заказов/продаж».

Основной вывод: Согласно динамике сводного BCI индекса с декабря 2020 года, сейчас наблюдается самая позитивная ситуация с экономическими ожиданиями малого и среднего бизнеса. Индекс незначительно превысил нейтральный уровень и стал максимальным за все время наблюдений.

В разрезе видов деятельности наблюдаются все-таки в большей степени негативные оценки настоящего. Негативная оценка прошлого (предыдущего квартала) максимальна в сфере оптовой и розничной торговли.

Сводные BCI индексы по видам деятельности

8575b79ed924f73aeb330da557d5aab0.png

Примечание: Шкала от 0 до 100, где меньше 50 – спад, больше 50 – рост.

По сравнению с апрелем 2022 года беларуские предприниматели значительно скорректировали подходы и инструменты, позволяющие преодолевать существующие риски.

В 2 раза выросла востребованность в повышении эффективности бизнес-процессов. В ТОП-5 наиболее популярных инструментов также вошли:

  • Вывод на рынок новых продуктов/услуг
  • Поиск новых форматов деятельности
  • Выход на новые экспортные рынки
  • Обучение/переобучение сотрудников

Доля тех компаний, которые ничего не предпринимают по преодолению рисков уменьшилась с 27% до 17%.

Барьеры, с которыми сталкивались компании с апреля 2022 года напрямую связаны с низким внутренним спросом и санкциями.

По сравнению с апрелем в составе ТОП-5 барьеров для роста деловой активности фирм малого и среднего бизнеса произошло лишь одно изменение: вместо высокой неопределенности экономической среды в списке оказалась проблема низкого внутреннего спроса (33.9%). 

В апреле данный фактор был на 5 месте по частоте упоминания. Эксперты BEROC связывают данную динамику с последствиями шока, обусловленного войной в Украине.

ТОП-10 факторов, которые препятствуют компаниям росту деловой активности

  1. Низкий внутренний спрос.
  2. Макроэкономическая нестабильность (колебания валютного курса).
  3. Разрыв логистических цепочек.
  4. Нехватка сырья/материалов/комплектующих.
  5. Разрыв производственных цепочек.
  6. Сложности с поставками.
  7. Проблемы с платежами вследствие введения санкций против банков.
  8. Финансовые проблемы (высокая кредитная задолженность).
  9. Нехватка квалифицированного персонала/менеджмента.
  10. Высокая неопределенность экономической среды.

Доля компаний, которым ничего не препятствует снизилась с 13% до 10%.

Поделиться
Материалы по теме:
Обсуждение:
Читайте также: