В Беларуси вырос спрос на VIP-туризм и более высокий уровень сервиса в сегменте загородного отдыха

12 Июля 2022 2377 0 Анализ рынков
Поделиться

По данным Департамента по туризму Министерства спорта и туризма РБ за два года пандемии спрос со стороны белорусов на внутренний туризм вырос в 7,5(!) раз. Сначала потребители обратили внимание на собственную страну в связи с отсутствием альтернативы, закрытыми внешними рынками, а затем, даже с появлением возможности для выезда, продолжили изучать страну и пользоваться услугами местных операторов. 

Сейчас даже многие из тех, кто в состоянии позволить отдых за рубежом, стараются разбить отпуск так, чтобы часть его провести и в Беларуси. Скачкообразный рост спроса стимулирует развитие инфраструктуры. В том числе ориентированной на высокобюджетного потребителя.

Консалтинговая  компания NAI Belarus сделала краткий обзор-анализ инфраструктуры класса "люкс" в Беларуси, которая, как отмечают эксперты, находится пока на начальном этапе развития.  

На текущий период нет четкой стандартизации номерного фонда в категориях «Люкс» и практически отсутствует понятие «VIP-отдых» для объектов загородного отдыха и средств размещения (загородный ресорт). Тем не менее, в Республике Беларусь есть отдельные базы отдыха, загородные туристические комплексы с качественной инфраструктурой, широким предложением услуг, ценовой политикой, которые значительно выделяются на общем фоне массовых загородных турбаз и объектов агроэкотуризма, рассчитанных на массового потребителя, массовые заезды и посещения.

В целом на рынке Беларуси присутствует около 20 объектов, соответствующих перечисленным критериям, отмечают аналитики. 

Есть еще целый ряд единичных проектов типа A-frame (треугольные домики), которые полюбились как белорусам, так и туристам и попасть в которые практически невозможнo, а также отдельные виллы в аренду как краткосрочно, так и долгосрочно (A frame_Minsk, Elagma, Три лисы, The_M_Village и другие).

Объекты загородного отдыха.JPG

Тренды спроса на загородный отдых

Эксперты считают, что в тренде - спрос на отдых в объектах более высокого уровня сервиса. В связи с санкциями в отношении России, а также, пусть и в меньшей степени, в отношении Беларуси, потребители двух стран сталкиваются с дискомфортом и ограничением доступа к объектам престижного отдыха за границей по ряду стран и направлений. Поэтому им интересен локальный рынок, но не традиционных санаториев или агроусадеб, а именно то направление, к которому привыкли за рубежом и которое можно подвести под термин «ресорт», в нашем случае, загородный ресорт.

Прогнозируется рост спроса на услуги и рост популярности белорусского направления среди граждан Российской Федерации, хотя белорусский вектор, к сожалению, не относится к доминирующим у наших соседей даже среди постсоветских стран. Тем не менее за 5 месяцев 2022 года турпоток из РФ в Беларусь вырос в 3 раза по сравнению с аналогичным периодом 2021 года.

В Российской Федерации в преддверии «высокого» туристического сезона проводился ряд расширенных опросов рядом аналитических компаний, занимающихся исследованиями в данном секторе. В доминанте у россиян рост внутреннего туризма, что вызвано как сужением возможностей вылета в зарубежные страны, так и трендом, который начал формироваться в период 2020-2021 годов в связи с пандемией и закрытием ряда направлений.

При этом, развиваются дорогие по стоимости направления туризма: Камчатка, Карелия, Алтай и Байкал. В 2022 году по ним запросы на туры выросли на 150-180%. Безусловно, в топе и курорты Краснодарского края. Среди туристов, готовых платить от 160-220 тыс. RUВ за тур в 7-10 суток на двоих, наиболее популярными в 2022 году оказались, по мере убывания: Турция, Россия, Абхазия, ОАЭ, Египет. В СНГ у них наибольшую популярность приобрели направления Армении и Узбекистана: приезжают туда с целью «карточного» туризма и параллельно уделяют несколько дней отдыху.

Пусть РБ и не в лидерах «топовых» направлений высокобюджетных туристов, однако привлечь часть из них возможно, и они сюда направляются. Так, специалисты Республиканского союза туристической индустрии РБ отмечают следующие тенденции со стороны российских туристов в нашей стране: 

  • немного меньше стало туристов пожилого возраста, которые отдыхали в белорусских санаториях эконом-класса.
  • Добавился сегмент среднего возраста.
  • Очень сильно заметно появление VIP-туристов, которых раньше практически не было. Люди стали бронировать
  • дорогие туры, трансферы, индивидуальные развлечения и мероприятия.
  • Отдельный сегмент туристов едет на выходные, чтобы закупиться в магазинах европейских брендов, которые ушли из России.
  • Кроме того, наблюдается достаточно хороший турпоток индивидуальных и семейных туристов, которые самостоятельно (по отдельности или компаниями) на машинах путешествуют по Беларуси и заказывают услуги и у туркомпаний, и у отелей. Но значительно отстают от прежних объемов продажи автобусных и экскурсионных туров, корпоративный туризм.
Четко прослеживается изменение качества целевой аудитории российских туристов, вырисовывается тренд на рост высокобюджетных туристов.

сравнение объектов.JPG

Факторы, влияющие на привлекательность отдыха в Беларуси

Исходя из проведенных в РФ опросов и исследований, вырисовываются следующие предпосылки, благоприятные для нашего национального туристического рынка в плане привлечения российского потребителя, включая туриста с деньгами:
  • Закрытие и недоступность ряда зарубежных направлений: в РБ была и есть хорошая логистика, доступ в страну упростился, приехать сейчас можно всеми возможными видами транспорта;
  • Проблемы с обслуживанием банковских карточек; проблема для жителей РФ приобрести наличную валюту: в РБ можно пользоваться карточками той же системы «Мир», без особых проблем пользоваться услугами, имея в наличии только российские рубли. Меньшее санкционное воздействие на банковскую систему Беларуси позволит в т.ч. привлечь определенную долю «карточных» туристов;
  • Подорожание проживания многих популярных российских направлений.
  • «Потеря» такого популярного у россиян направления, как Крым. По одному из опросов, страхи и опасения по посещению Крыма выразили 61,1% респондентов. И это подтверждается реальными фактами: у ряда операторов до 70% снизился спрос на отдых в Крыму относительно всех броней российскими туристами по внутреннему туризму в 2022 году. 
  • Активное развитие в РФ такого направления туризма, как глэмпинг.* Специалисты рынка даже назвали его направлением-субститутом спроса россиян на семейный отдых с качественным сервисом: сегмент престижного загородного отдыха в Беларуси вписывается в данный тренд.
  • Увеличение периода отдыха. Российские специалисты отмечают в последние 3-4 года рост срока проживания в загородных отелях и иных местах размещения с 3,2 суток (отдых выходного дня) до 5,2 суток (отпускной отдых) по нетрадиционным курортным зонам. При этом предложений для такого запроса по-прежнему немного, для России пока большая проблема - низкое качество сервиса. Рассматриваемые в данном обзоре белорусские альтернативы вполне могут восполнить недостаток качественной инфраструктуры для европейской части России.
Подводя итог анализа, NAI Belarus делают вывод, что в данном сегменте одновременно сошлись ряд факторов, которые за очень короткий временной отрезок, буквально за два года, позволили «получить второе дыхание» действующим загородным и пригородным объектам, а также создали предпосылки для дальнейшего развития сегмента в плане реализации новых проектов. И даже после изменения внешней конъюнкты, снятия санкций с России и Беларуси, сегмент продолжит чувствовать себя стабильно.

Чтобы поддерживать и наращивать позиции «загородного ресорта», необходимо развивать проекты, поскольку регионы очень  неравномерно охвачены действующими интересными объектами. Следует работать над концепцией и внедрять интересные идеи и решения, поскольку одной триадой «ночлегрыбалка-баня» уже никого не привлечь, особенно из категории высокобюджетного потребителя.

Заглавное фото - holiday.by 



Поделиться
Материалы по теме:
Обсуждение:
Читайте также: