"Тендеров существенно меньше". Беларуские ивенторы рассказали, состоятся ли в этом году новогодние корпоративы

29 Сентября 2020 1591 0 Event
Поделиться

Весной 2020 года пандемия ковида практически уложила на лопатки беларускую ивент-сферу. Некоторые агентства смогли переориентироваться на онлайн мероприятия и сохранить часть команды в ожидании оживления рынка осенью. Ведь впереди главная надежда - новогодние корпоративы. Однако уже в августе, когда обычно стартуют тендера на проведение праздничных мероприятий, стало ясно -  клиенты опасаются второй волны коронавируса. Тендеров стало существенно меньше и даже по выигранным компании не могут дать окончательный ответ: состоятся или нет. 

Ситуацию на ивент-рынке для marketing.by прокомментировали руководители агентств "4 ИЗМЕРЕНИЕ", "Арт-Микс групп", Terra Group.

Александр Нехведович, международное ивент-агентство "4 ИЗМЕРЕНИЕ", председатель Клуба ивенторов Беларуси

Александр Нехвядович.jpg

С марта текущего года и до нынешнего дня можно сказать: весь оффлайн ивентинг в Беларуси стоит на паузе. Мы можем говорить лишь о каких-то случайных мероприятиях, которые появлялись у того или иного агентства. Я имею ввиду сферу b2b, ивент маркетинга и hr-ивенты. 

Мы провели два заседания Клуба ивенторов, делились впечатлениями и прогнозами. В целом отрасль осознавала ситуацию и то, что она продлится не месяц, и, возможно, даже не год. Но к таким финансовым потерям готовы не были. 

Сегодня большинство специалистов из ивентинга перешло в смежные области или вообще покинуло сферу  ивентов, потому что агентства не могут платить зарплату. Многие компании сократили ставочную часть зарплат - от 50 до 70%, при этом повысили мотивационную часть. Но и ее особо не из чего платить. На данный момент у нас на беларуском ивент рынке полноценно работающих компаний, которые сохранили от 40 до 70% сотрудников и офисы, я насчитал пять. 

Что касается новогодних корпоративов, то три недели сентября прошли под девизом небольшого оживления. Проводились реальные тендера, их было немного, но они были. Появилась информация, что клиенты могут возобновить проведение мероприятий. По большинству тендеров, которые выиграло «4 ИЗМЕРЕНИЕ», мы имеем такой фидбэк:  в конце октября-середине ноября клиент даст лишь подтверждение того, будет ли проект или нет. Такой вот горизонт планирования. 

Сейчас всем тяжело, и существовать можно лишь за счет перенаправление усилий в онлайн мероприятия. Именно онлайн позволил ивенторам выживать. "4 ИЗМЕРЕНИЕ" проводило 1-2 мероприятия в месяц. Это помогло нам содержать команду, прокачать скиллы и зарабатывать какие-то деньги. 

Если резюмировать, то сейчас мы имеем не более 15-20% от объема предыдущего года, планируем привлечь клиентов в октябре, но если будет вторая волна коронавируса, придется менять форму собственности, регистрировать ИП, отпускать сотрудников и просто собирать команды на проекты. Это тоже выход, руководители больших и средних агентств, которые являются лидерами своих команд, при любой форме собственности смогут сохранить стандартны качества, работы с клиентом и  подготовки тендеров, чтобы рынок ивентов в Беларуси не превратился в хаос.

Прогноз на будущее таков: если Новый год пройдет в хотя бы минимальном формате, хотя бы с теми, с кем уже выиграли тендеры, это позволит сработать с нулевой рентабельностью, чтобы закрыть этот сезон. Частичное восстановление объемов на рынке ивентов по отношению к объемам доковидного 2019 года  мы увидим в 2021 году. Полное восстановление прогнозирую не раньше 2022 года и то если не будет других форс-мажорных ситуаций.

Оксана Липницкая, директор "Арт-Микс групп"

Оксана Липницкая

Мир событийного маркетинга в Беларуси изменился 6 месяцев назад. Он стал другим с тех пор, как сложилась неблагоприятная эпидемиологическая ситуация. И нам всем тоже пришлось очень быстро меняться. Придумывать новые продукты, форматы мероприятий, адаптировать команду, чтобы остаться на плаву и победить ситуацию. Мы не сидели сложа руки и попробовали много всего. Уже 15 апреля "Арт-Микс групп" провел первое онлайн мероприятие для клиентов и партнеров, приобрел новый актуальный опыт в плане его подготовки и реализации. Ранее мы уже имели опыт онлайн мероприятий, но не в таком количестве и качестве, как сейчас. За прошедшее время мы активнее всего продвигали именно онлайн проекты.

Запустили и масштабировали корпоративное радио, телевидение, вебинары, конференции, обучающие и развлекательные мероприятия, запустили собственную платформу для организации онлайн ивентов event.by. Пытались продавать развлекательные мастер-классы, но единично.

Сейчас спрос на умные, полезные проекты, которые решают задачи компаний
  • по  коммуникации, поддержке, объединению сотрудников;
  • по коммуникации руководства и команды;
  • по синхронизации задач,
  • по вовлечению в работу в новых реалиях.
Особенность в том, что сейчас есть реальный запрос - и мы в этом согласны с нашими клиентами - на искренность, доброту, теплоту в коммуникациях и событиях. Таким образом, тенденция текущего года - это онлайн ивенты «с человеческим лицом» для движения вперед.

Если сравнивать с весной, то сейчас в августе и сентябре мы видим некоторое оживление рынка, и это нас радует. По-прежнему актуальны онлайн мероприятия. По-прежнему вопрос стоит о том, чтобы они были полезными. Есть запросы как на внутренние корпоративы, так и на клиентские приемы.

Если это оффлайн события, то в первую очередь, ставится вопрос о комплексе мер по соблюдению безопасности (в том числе и противовирусной). Что касается организации мероприятий в декабре-январе, то с конца августа у нас пошли запросы на новогодние корпоративы. Однако, если сравнить август-сентябрь 2020 года по количеству запросов на проведение Новогодних ивентов с прошлым годом – однозначно: рынок просел.

Несколько проектов мы выиграли, сейчас на стадии согласования. Несколько компаний тендеры запустили, потом отозвали. Вероятно, они будут перезапущены в октябре. Так люди реагируют на экономическую, политичеcкую, эпидемиологическую нестабильность. Но потребность в ивентах есть, никуда от нее не деться. Новый год будет. Люди будут праздновать. Это будет с новыми бюджетами, возможно, с новыми форматами.

Есть клиенты, которые делят свои крупные команды на группы по 200 человек, чтобы проводить цикл мероприятий, не таких многолюдных и глобальных, но с акцентом на соблюдение норм защиты от ковида. Бюджеты тратятся осторожно, экономно. Наверняка, звезд российской эстрады в этом году на корпоративы приедет гораздо меньше. А наша команда Арт-Микс закалилась, приобрела новые компетенции, мы каждый день поддерживаем друг друга, продолжаем обучаться новому и двигаться в синхроне с нашим рынком вперед.

Валерия Кульбак, заместитель директора агентства Terra Group

Валерия Кульбак

Трудно представить ещё более сложную ситуацию, чем она есть сейчас на рынке. Гремучая смесь факторов: пандемия, экономический и политический кризисы, которые влияют друг на друга и усугубляют положение дел, – заставляют всех выжидать с мыслями: «А что будет дальше?». Ответа на этот вопрос нет сейчас ни у кого.

Корпоративный ивент-рынок безусловно зависит от состояния дел в бизнес среде. А так как основной принцип работы нашей компании – это партнёрство, мы всячески стараемся поддерживать наших Клиентов в их решениях.

Компания уже переживала несколько серьёзных экономических кризисов: в 2008, в 2011 и 2014 годах. И мы не понаслышке знаем, что кризис может либо убить бизнес, либо стать настоящей точкой роста. При этом в последние годы ивент-рынок прогрессировал, становился сильнее, развивался и вырос профессионально.

Но кризис 2020 года не похож ни на один предыдущий. Мы проживаем совершенно новый сценарий, в рамках которого, к сожалению, сложно воспользоваться наработанным опытом, а значит также сложно попытаться спрогнозировать будущие перспективы.

Если говорить именно о новогодних корпоративах, то сегодня Клиентов можно разделились на 4 группы:

  • Первая  группа – те компании, которые столкнулись с определёнными экономическими проблемами в текущем году и не могут объективно позволить себе траты на организацию достойного новогоднего корпоратива.
  • Вторая   группа Клиентов - это те, кто либо принимают решение об отмене новогоднего корпоратива, либо значительно снижают бюджеты, в связи с тем, что были вынуждены в период после проведения выборов направлять средства на помощь пострадавшим гражданам, в том числе собственным сотрудникам.
  • Третья группа считает, что сотрудников обязательно необходимо взбодрить после продолжительного периода работы «на удалёнке». Тем более, что во многих компаниях из-за пандемии были отменены летние тимбилдинги. Новогоднее мероприятие – это возможность подарить работникам неформальное личное общение, которое за последние месяцы стало очень дефицитным, и укрепить корпоративную культуру. Эти Клиенты даже наращивают бюджеты новогодних ивентов за счёт не потраченных, но заранее предусмотренных на лето средств. Однако работа по подготовке мероприятий ведется со ссылкой на то, что ситуация в любой момент может ухудшиться и мероприятие все-таки придется отменить. Т.е. в воздухе постоянно висит большой вопрос о судьбе ивента.
  • Четвертая  группа Клиентов считает, что новогоднему мероприятию быть, несмотря ни на что. Жизнь продолжается и людям нужен праздник.

В любом случае приходится констатировать, что в этом году тендеров, а соответственно и самих мероприятий, планируется значительно меньше. Думать о них начинают клиенты только сейчас, что нехарактерно поздно для новогоднего сезона.

Резюмируя: находимся в классической ситуации – надеемся на лучшее, но готовимся к худшему.

Поделиться
Материалы по теме:
Обсуждение:
Читайте также: