Сохраняйте в закладки: Обзор изменений в Законе о рекламе, которые вступят в силу в июле 2021 года

17 Февраля 2021 2801 0 Законодательство Мнение
Поделиться

8 июля 2021 года вступает в силу Закон Республики Беларусь от 04.01.2021 № 82-З «Об изменении законов по вопросам рекламы» (Закон № 82), который вносит изменения в регулирование рекламной деятельности на территории Беларуси.

Юрист адвокатского бюро REVERA Анастасия Рудкевич подготовила обзор изменений, которые были внесены в законодательство.

Корректировка понятийного аппарата

В результате законотворческой деятельности претерпела изменения терминология Закона Республики Беларусь от 10.05.2007 № 225-З «О рекламе» (Закон о рекламе), в том числе:

  • В перечень объектов рекламирования включены «производственный» и «торговый объект», а также «любой иной объект обслуживания». До этого определение «объект рекламирования» не включало данные уточнения.
  • Расширены определения понятий «рекламодатель» и «рекламораспространитель», что в том числе позволит чётче разграничивать зоны ответственности указанных лиц. Так, например, в текущей редакции Закона о рекламе рекламодатель – не только лицо, определяющее содержание рекламы, но и лицо, которое предоставляет рекламу рекламораспространителю для её размещения.
  • Ведены новые термины: 
а) «нетабачное никотиносодержащее изделие», под которым понимается изделие, содержащее сырье растительного и (или) синтетического происхождения (за исключением табачного сырья) и никотин, предназначенное для сосания, жевания, нюхания, иного способа использования (потребления), при котором никотин проникает в организм человека, за исключением лекарственных и ветеринарных препаратов, жидкостей для электронных систем курения с содержанием никотина, пищевых продуктов растительного происхождения;
б) «средство рекламы», которым в соответствии с новой редакцией закона будет являться техническое или иное средство, специально предназначенное и (или) используемое для размещения (распространения) рекламы.

Общие требования к рекламе

По общему правилу реклама на территории Республики Беларусь должна размещаться на государственном языке. Действующая редакция Закона о рекламе допускает использование иностранного языка без перевода на государственный язык в наименовании товаров, произведений, творческих коллективов.

Со вступлением в силу Закона № 82 появиться возможность указания в рекламе названий спортивных команд, соревнований, спортивных, спортивно-массовых, туристических мероприятий, конкурсов, наград на иностранном языке.

Расширен перечень информации, для которой установлены требования к оформлению (шрифту). Шрифт не менее половины наибольшего размера шрифта, применяемого в рекламе, должен будет использоваться для сносок, содержащих информацию:

  1. о цене объекта рекламирования;
  2. скидках;
  3. наличии объекта рекламирования на рынке;
  4. об основаниях использования в рекламе слов «номер один», «первый» и иных слов, создающих впечатление о преимуществе товара перед другими товарами.
prod1000_d_850-e1571142889674.png

Введены новые запреты, касающиеся размещения рекламы:

  1. Запрет на распространение рекламы по телефону без получения предварительного согласия абонента на получение рекламы. Такое согласие должно быть оформлено в письменной или электронной форме. Действующая редакция Закона о рекламе требований к форме такого согласия не содержит.
  2. Запрет на доставку рекламных материалов похоронных бюро в абонентские почтовые шкафы или индивидуальные почтовые ящики (за исключением печатных СМИ, содержащих рекламу) без получения предварительного согласия владельцев данных почтовых ящиков (в письменной или электронной форме).
  3. Запрет на превышение уровня звука рекламы и сообщения о ее последующей трансляции над уровнем звука транслируемой программы, которая прерывается рекламой.

pryamaya-pochtovaya-rassylka.jpg

Наружная реклама

Перечень требований предъявляемых к наружной рекламе будет дополнен требованиями, которые в настоящее время установлены Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.11.2007 № 1497 «О реализации Закона о рекламе». Например, паспорт средства наружной рекламы будет выдаваться:

  1. при размещении рекламы на государственном недвижимом имуществе – рекламораспространителю по результатам проведения торгов;
  2. при размещении рекламы на частной собственности – рекламораспространителю после получения согласия собственника на размещение рекламы на его имуществе;
  3. при размещении рекламы на зданиях историко-культурных ценностей – рекламораспространителю после согласования эскиза средства наружной рекламы.

Сокращены сроки выдачи (с 30 до 15 рабочих дней), а также продлены сроки действия паспорта средства наружной рекламы (с 15 до 5 рабочих дней).

Введено обязательное требование о нахождении средства наружной рекламы в надлежащем техническом и эстетическом состоянии. Ответственность за несоблюдение такого требования, а также механизм привлечения к такой ответственности законодательством специально не установлены. В связи с этим полагаем, что несоблюдение данного требования влечёт ответственность, предусмотренную ст. 12.15 Кодекса об административных правонарушениях (штраф до 50 базовых величин).

kitkat-unfinished-billboard-hed-2014.jpg

Реклама алкоголя и табака

В соответствии с действующей редакцией Закона о рекламе запрещена организация и проведение конкурсов, рекламных, спортивных мероприятий в целях стимулирования реализации алкогольных напитков. Закон № 82 не снимает такой запрет, но при этом уточняет, что данное требование не распространяется на рекламные мероприятия, проводимые в маркетинговых целях в объектах общественного питания, например, мероприятия, в ходе которых потребителям, которые приобрели алкогольный напиток, предоставляются подарки или скидки.

Введён запрет на использование слов, тождественных наименованиям видов табачных изделий, на вывесках торговых объектов.

Разрешена реклама табачных, а также нетабачных никотиносодержащих изделий, размещаемая на сайте импортёра и производителя в интернете. Действующая редакция Закона о рекламе запрещает рекламу табачных изделий вовсе.

2efa37f585a10d5f34759f653fd42ee4.jpg

Недобросовестная и недостоверная реклама

Со вступлением в силу Закона № 82 к недобросовестной рекламе будет относиться в частности реклама, которая содержит:

  1. негативную оценку товара, который произведен или реализуется другой организацией;
  2. сравнение рекламируемого товара с товаром другой организации или другого гражданина, рекламируемой организации с другой организацией, рекламируемых производственных объектов, торговых объектов или объектов обслуживания с другим объектом и т.п.

Сейчас указанная реклама считается неэтичной.

Скорректировано понятие недостоверной рекламы. Так, недостоверной будет считаться реклама, которая содержит недостоверную информацию в отношении:

  1. места, способа или даты изготовления, состава, количества, назначения, условий применения, иных свойств товара;
  2. наличия товара в магазине в указанном количестве;
  3. доставки, обмена, возврата, ремонта или обслуживания товара.

Сейчас указанная реклама относится к недобросовестной.

Напомним, что недобросовестная и недостоверная реклама относятся к ненадлежащей рекламе. Законодательство Республики Беларусь запрещает размещение ненадлежащей рекламы. На рекламодателя, рекламораспространителя и рекламопроизводителя предусмотрено наложение административного взыскания за размещение недобросовестной, недостоверной, неэтичной, а также скрытой рекламы в размере до 50 базовых величин.

Прочие изменения

Впервые установлены требования к содержанию рекламы: 

  1. деятельности микрофинансовых организаций;
  2. деятельности по совершению операций с беспоставочными внебиржевыми инструментами;
  3. деятельности акционерных инвестиционных фондов.

Поделиться
Материалы по теме:
Обсуждение:
Читайте также: