Самый коррумпированный рынок — это рынок наружной рекламы

15 Июля 2008 Геннадий Клыгун 2599 0 Наружная реклама
Поделиться

Об этом свидетельствует то, что премьер в начале июля устроил разнос профильным министерствам и ведомствам на заседании президиума Совета министров и вчера мэр Минска дал поручение разработать концепцию развития рынка в столице.

Если это случилось, значит это кому-то нужно. Оборот рынка не превышает по разным оценкам 17-19 млн. Сборы за аренду городского пространства составляют примерно 5 млн. Это не тот рынок, чтобы так просто Правительство уделяло ему внимание.

Сидорский предложил смоделировать ситуацию прихода инвестора на рынок: «Я — инвестор, я приду в вашу страну и скажу, что хочу сделать, как хочу сделать и без участия чиновников. За сколько дней вы мне дадите ответ, куда я могу вкладывать деньги?»

Однако такой ситуации не может быть в принципе, тем более в Беларуси. Если оценивать соседние рынки, то инвестор не приходит в чистую. Всегда есть некая местная структура, которая знает специфику рынка и имеет опыт работы на нем.

То, что рынок наружной рекламы — непонятный, со своими правилами и законами, с этим никто не спорит. Но кому от этого хорошо?

По некоторой информации, один из крупнейших операторов рынка в свое время, имея наибольшую долю как минского, так и регионального рынков (50-70%), был заинтересован в том, чтобы рынок Минска не развивался.

Правильно прозвучало то, что чиновники берутся регулировать то, чего не знают и то, что нет четких правил игры. Правила постоянно меняются. Появляются решения о предоставлении скидок на аренду городского пространства на тех или иных типах конструкций. Проходит год возникают новые методические рекомендации о предоставлении скидок на вновь появившиеся конструкции и носители. В качестве примера можно привести стоимость размещения на строительных сетках. Сегодня стоимость на них практически равна нулю.

Получить разрешение на установку накрышной конструкции просто невозможно, т.к. этот сегмент контролирует одна компания. Т.е. правил нет.

Как регулируют рынок во всем мире? Возможно, по аналогии с западными странами можно было бы найти следующий выход из ситуации:

1.      Никого не трогать до конца 2008 года и не переоформлять никакие паспорта на рекламные места…

2.      Согласно концепции разделить все места в Минске на определенное количество лотов.

3.      Выставить эти лоты на аукцион с правом установки рекламных конструкций на срок 5 лет.

В этой ситуации бюджет получит дополнительные средства, вырученные от продажи права установки конструкций, помимо ежемесячных сборов за аренду городского пространства. Вот это понятные и четкие правила. Каждый оператор будет решать для себя, сколько мест он может купить и продать.

Причем в п.19 Постановления Совета Министров № 183 от 22 февраля 2005 года четко написано, что увеличение количества мест размещения наружной рекламы и предоставления мест, пользующихся спросом, а также размещения наружной рекламы необходимо производить на конкурсной основе. Это должно было быть сделано до мая 2007 года.

Еще один вопрос, который звучит как риторический: почему город к праздникам украшает только государственное предприятие «Минскреклама»? Почему не проводится тендер, как это принято в других отраслях, где расходуются бюджетные средства?

Наверняка то, что произошло в правительстве — это результат несогласований паспортов на конструкции наружной рекламы ведущим операторам рынка. Это коснулось всех, поэтому компании напрямую и через АРО пошли отстаивать свои интересы. Если бы все отказы коснулись небольших компаний, то никакого шума и не было бы.

Если даже рассматривать наш рынок по сравнению с соседними странами, то уровень проникновения наружной рекламы в Минске еще очень далек от уровня Киева, Петербурга, других крупных городов России, не говоря уже о Москве.

Говорить о переизбытке рекламы в Минске пока рано. Городским властям вполне по силам разработать план по количеству и качеству рекламных конструкций в городе. Сформулировать четкие и понятные требования. Не должен горисполком разговаривать с каждой компанией, которая хочет поставить себе пару щитов.

Сейчас идет какая-то перерегистрация паспортов, а точнее инвентаризация конструкций наружной рекламы. Что-то согласовывают, что-то оставляют — никто ничего не знает. И все это на усмотрение двух-трех человек. Вряд ли до 1 августа все паспорта будут обработаны.

Что касается упомянутой концепции, то абсолютно непонятно, что это такое. Правила, схема — это понятные термины. Но концепция?.. На упомянутой встрече сам Сидорский говорил, что «чиновники не понимают, что взялись регулировать». Т.е. специалисты горисполкома сами не очень понимают, как должно развиваться городское пространство, и что такое концепция развития.

Концепция, или концепт, (от лат. conceptio — понимание, система) — определенный способ понимания (трактовки) какого-либо предмета, явления или процесса; основная точка зрения на предмет; руководящая идея для их систематического освещения.

Употребляется также для обозначения ведущего замысла, конструктивного принципа в научной, художественной, технической, политической и других видах деятельности.

Года три назад уже разрабатывался план размещения рекламных конструкций по пр. Независимости (тогда еще Скорины) и пр. Победителей (Машерова). Его даже где-то утверждали. Но как всегда все это остановилось на очередном этапе согласований. Сейчас просто нет правил.

В сегодняшней ситуации возможно два пути развития событий:

1.      Если влияние тех людей, которые подняли этот вопрос в Правительстве достаточно сильно, то какие-то правила будут приняты. Понятно, что это будут правила, соответствующие интересам этих структур и все будет достаточно мутно.

2.      Никаких концепций и правил так и не будет выработано, а просто будут подняты цены в 2 раза. Это очень коррумпированный рынок и есть люди, которые заинтересованы в том, чтобы четкие правила игры отсутствовали.

Но до конца года ситуация на рынке вряд ли изменится, несмотря на то, что Премьер на последнем совещании был настроен очень решительно.

А правила очень простые и их не нужно выдумывать:

1.      Аукцион на право установки конструкции

2.      Ежемесячная оплата за рекламное место независимо от того, продана реклама или нет и с учетом процента социальной рекламы

3.      Единая цена для всех рекламодателей — иностранных и белорусов

Эти условия приведут к урегулированию рынка. Небольшие компании уйдут с него, останутся наиболее крупные, которые будут четко между собой взаимодействовать и тогда те правила, о которых мы говорим, отработаются самой жизнью.

Поделиться
Материалы по теме:
Обсуждение:
Читайте также: