Повлияли ли санкции на сегмент корпоративной сувенирки и насколько выросли цены? Комментарии экспертов рынка

20 Сентября 2022 1272 0 Promo
Поделиться

Каким бы ни было настроение в беларуских компаниях, но впереди уже замаячили новогодние праздники, к которым активно начинают готовится в сентябре-октябре. В том числе – закупать корпоративные подарки и промопродукцию. Marketing.by обратился к одним из крупнейших игроков на рынке сувенирки, представителям Universall Press и "Нью-Тон", чтобы спросить, как обстоят дела с ассортиментом из Европы? Не повлияли ли санкции на предложение поставщиков, насколько поднялись цены?

Клиенты делятся на предусмотрительных и тех, кто отложил «на потом»

Как отмечает Ольга Колтунчик, "Нью-Тон", есть, как минимум, 2 волны обращений от клиентов по новогодней сувенирке.

- Для компаний с продуманным маркетингом понимание того, что ежедневники и подарки будут нужны, приходит еще в марте-апреле. Начинаются тендеры, отбор образцов, в июле-августе размещаются заказы.

В нашем случае - это 26% заказов. На первый взгляд может показаться, что как-то совсем рано, но это не так. У компаний, которые начинают задумываться про новогодние подарки летом, гораздо больше шансов выбрать что-то действительно стоящее по сравнению с теми, кто “просыпается” только в декабре. Как говорится: “Готовь сани летом”. Это и про складские остатки, и про небольшие очереди на нанесение, и про время подумать-показать руководителю и т д.

Александр Дешковец, директор компании Universal Press, также отмечает, что небольшая группа клиентов, как правило, компании-лидеры с качественным менеджментом, приходят с запросом заранее, когда у них сформированы годовые бюджеты.

- Преимущественно, такие компании выходят на контакт с середины лета до первой половины сентября. Это закономерно, вряд ли можно стать большим бизнесом, действуя хаотически и не имея горизонта планирования на месяцы вперед.

Я спросил в своих сетях, когда вы выходите на контакт с подрядчиком? 43% ответило в июле-сентябре, 57% в октябре. Но, как это водится, респонденты несколько себе льстят. И большинство еще свой бриф не отправили. На практике, наиболее массово заказы поступят в октябре-ноябре. А когда начнут ставить новогодние елки – начнется настоящий «телефонный терроризм» со стороны тех, кто откладывал на потом.

Важно помнить, отмечает Александр Дешковец, что в 3-4 квартале отрасль работает с повышенной нагрузкой и очень часто с начала декабря физические возможности выполнить заказ с его выдачей к новому году у основных игроков исчерпаны. Лучше делать новогодний заказ сейчас. К декабрю будет меньше выбор, вам, вероятно, придется оплачивать сверхурочную работу и прилагать усилия, чтобы найти фирму, которая возьмет заказ к вашему дедлайну.  

Как отразились санкции на рынке промопродукции

По словам Александра Дешковца, в целом рынок товарами насыщен, выраженного «голода» не ощущается.

- Все, наверное, читали в медиа о массовом уходе западных вендоров с нашего рынка. Есть такие эпизоды и в промоиндустрии. Можно говорить, что товар отдельных брендов и из некоторых каталогов стал недоступен или менее доступен. Однако, если клиент жестко не настаивает на определенном продукте, равноценная замена ему найдется. Но не всегда можно добиться совпадения дизайна до степени смешения, цена также может быть выше.

Цены на сувенирку выросли

Как отмечает Александр Дешковец, при покупке со склада в Минске, можно рассчитывать на максимально оптимизированные цены, поскольку все стараются нивелировать рост, который негативно отражается на объемах спроса. Тем не менее, мировая инфляция и удорожание логистики увеличили цены на товары из прямых поставок из ЕС и PRC на 5-15%.

- Другое дело, что компании-клиенты зачастую выставляют дедлайны от «вчера» до 10 дней, тем самым выстраивая радостные очереди агентств в российские каталоги. Там ситуация другая: в марте после снижения курса RUB/BYN с привычного 3.40-3.45 до 2.85, российские каталоги дружно повысили номинальные цены на 30-40%. Потом, произошло аномальное укрепление RUB почти до 5 на пике, стабилизировавшееся на отметке ~4,25. Повышение номинальных цен и курса сделали поставки из России на 30-100% дороже по сравнению с началом года.

И здесь уместно вернуться к понятию «горизонт планирования». Предоставляя подрядчику дедлайн через 4-6 недель, можно получить поставку из ЕС по цене близкой к привычной. Если вам предлагают похожий продукт, но цены на него отличаются в полтора раза - очень часто это не разница в качестве, а намек на страну-источник поставки.

Ольга Колтунчик, Нью-Тон также отмечает, что стоимость промотоваров, с одной стороны, выросла из-за подорожавшей логистики. Но, с другой стороны, курс валют держится несколько ниже прошлого года. Поэтому две ошибки компенсировали друг друга. Но и в Европе поднялся ценник в связи с инфляционными процессами.

Что будет в тренде по подаркам?

Тренды последних лет сохраняются, говорят игроки рынка.

- Если говорить про новогодние тренды в сувенирной продукции, достаточно заглянуть в обновленные европейские каталоги и все станет понятно – популярными остаются практически все разделы! Но! Каждый подарок должен нести ЭМОЦИЮ! Идею, концепцию. А не быть просто штучкой, на которую не жалко денег…И поэтому, и не только на Новый год, выбирают не только сувениры с ярко выраженной праздничной (новогодней) тематикой, но и практичные подарки, которыми получатель мог бы пользоваться каждый день, - рассказывает Ольга Колтунчик. 

2.png

В Нью-Тон отмечают, что всегда спросом пользуется сезонный текстиль: толстовки, перчатки, и т д. Это  один из самых популярных вариантов подарков для сотрудников и клиентов не только в новогодние праздники, но и на протяжении всего года.

Так как в последнее время тема здорового образа жизни отмечается особой популярностью, поставщики держат про запас подарки для спорта и отдыха: спортивные бутылки, наборы для упражнений, инструменты для велосипедов, коврики для йоги и т. д. Различные бутылки и кружки. 

3.png

Подарки, которые пригодятся на кухне – это еще одна из самых популярных категорий. И такие варианты, как мельнички, штопоры, штофы или фондю у Нью-Тон регулярно попадают в поставки.

Письменные наборы и настольные органайзеры также никогда не теряют своей актуальности и их заказывают к Новому году, в том числе.

Актуальны практичные и многофункциональные подарки. Например, новинка в Нью-Тон - ручка с чипом NFC, которая не только поможет зафиксировать ваши мысли, но и сохранит в себе особенно важную информацию. В ручку встроен чип NFC, на который можно записать абсолютно любую информацию. Поднеся телефон к ручке, можно открыть электронный каталог, перейти на сайт или считать визитку. 

Разумеется, постоянно пользуются спросом подарки с ярко выраженной новогодней тематикой. Елочные игрушки и шары, подарки, связанные с символом года (2023 будет годом кролика и кота), привычная сувенирная продукция, но с тематическими принтами: снежинки, елки и прочее.

1.png

Со свой стороны Александр Дешковец поделился любопытным наблюдением о новом тренде под условным названием - «цифровое замедление». 

Это не гаджеты, а то, что пригодится после работы, поможет саморазвитию, отвлечься, сосредоточиться на личных интересах, а также классические вещи (категории) из доцифровой эпохи в современном переосмысленном дизайне, произведенные из новых материалов и по новым технологиям.

- А главный локальный тренд (ирония) «мы сами не знаем что хотим, предложите нам всё» - вероятно, он связан со значительным оттоком квалифицированных специалистов за пределы страны, вследствие событий 2020-2022 года, - резюмирует Александр Дешковец.

Поделиться
Материалы по теме:
Обсуждение:
Читайте также: