"Не потеряйте доверие". Что делать бизнесу, если ему "рекомендуют профилактировать" протестующих сотрудников

12 Ноября 2020 1252 0 Законодательство
Поделиться

Беларуский бизнес на фоне социально-политической ситуации в Беларуси оказался в сложном положении. С одной стороны - инициатива "Честные люди" призывает руководителей компаний проявить открытую гражданскую позицию. С другой - бизнес испытывает давление государства, которое выражается, например, в многочисленных проверках и закрытии магазинов и ресторанов, поддержавших национальную забастовку.

А еще, как сообщает издание «Ежедневник», в частные компании Беларуси из отделов внутренних дел начали приходить письма с требованием применить к задержанным на акциях протеста сотрудникам меры воздействия. Цель писем - чтобы люди не выходили на акции. 

1_V8SLzjmB6Nh9wyUNQsSgfQ.png

«Ej.by» сами письма не публикует, но утверждает, что они имеются в редакции. В них, по информации издания, компаниям сообщают, что их сотрудники задержаны на акции протеста и в отношении их составлен административный протокол. Работодателя просят применить в отношении работника «меры профилактического воздействия, с целью недопущения совершения аналогичных правонарушений».  

В письмах дается ссылка на ст.23 Закона «Об основах деятельности по профилактике правонарушений». Она предусматривает следующие меры по профилактике: профилактическая беседа; официальное предупреждение; профилактический учет; защитное предписание; иные меры, предусмотренные законодательными актами.

- В рассылаемых сейчас письмах есть еще один нюанс. Если не выполнить «просьбы» правоохранителей и не отчитаться об этом, такие действия могут быть расценены как поддержка протестного движения, - пишет «Ежедневник».

На фоне этих писем стало известно, что есть примеры компаний, где выражающих гражданскую позицию сотрудников увольняют. Так, в IT-компании «Программные компоненты» сразу после выборов коллектив решил принять участие в бессрочной забастовке, протестуя против насилия и фальсификаций. Вторую половину августа сотрудники не работали.

Руководство компании не препятствовало забастовке, но в сентябре здесь внезапно уволили (в одном случае расторгло договор подряда) двоих ключевых сотрудников — СТО и PM. Следом из компании ушли ещё как минимум четыре человека. Оставшихся предупредили о понижении зарплаты с ноября. Мотивация — сугубо политическая, уверяют сотрудники. Нет, те просто отказывались выполнять свои обязанности — настаивает руководство, о этом пишет dev.by.

Почему эта тема может быть важна читателям marketing.by? Потому что когда подобные истории получают публичную огласку, это напрямую влияет на репутацию компании и так называемый HR-бренд работодателя. В подкрепление этой взаимосвязи можно приводить исследования, а можно - самый "заплюсованный" комментарий к новости об увольнениях в IT-компании. 

65897.JPG

Мы обратились к юристам и правозащитникам за компетентной оценкой и за советом - что же делать работодателям?  

Олег Гулак, правозащитник, эксперт в сфере «бизнес и права человека», председатель Белорусского Хельсинкского Комитета: 

Олег Гулак

МВД в данном контексте действует от имени государства. И тут важно вспомнить, что на государстве и его органах лежит обязанность не только самому не нарушать права человека, но и обеспечивать, чтобы права человека не нарушались действиями третьих лиц. А у нас государство и само нарушает, и подталкивает бизнес к тому, чтобы он становился соучастником нарушений. 

Даже если согласиться с тем, что участники мирных протестов нарушили порядок проведения массовых акций, то это сфера административных правоотношений. 

Правоотношения работодателя и наемного работника складываются вокруг трудовой функции работника. Это советский анахронизм – использовать трудовые отношения как механизм тотального контроля над человеком, над его поведением. Ни частная, ни государственная кампания не является субъектом профилактической деятельности. У работодателя нет воспитательной функции, его задача лежит в плоскости зарабатывания прибыли. 

Так что попытки МВД (читай государства) использовать такой инструмент «обуздания» протестов не только противозаконны, но и, скажем так, противоестественны. Это попытка вовлечь компании в чуждые им процессы, вмешательство в логику сферы экономики. 

Естественно, для этого нужно иметь рычаги давления на нанимателя — и все понимают, в какие рамки бизнес зажат. Но и бизнесу надо помнить, что на этом поле есть не только государство, но и другие игроки: инвесторы, бизнес-партнеры, клиенты… И для многих из этих игроков важна позиция, которую займет компания. Поэтому, конечно, сегодня для бизнеса трудное время. 

Что делать бизнесу? 

Если говорить о возможных действиях бизнеса в связи с требованием как-то “профилактировать” работников и сообщать о предпринятых мерах, думаю, что при желании открытой позиции собственник может говорить о невозможности принятия таких мер в связи с отсутствием полномочий на такие действия. А также о том, что их принятие будет являться нарушением со стороны работодателя конституционных прав работника и норм ТК РБ. Также отмечу, что белорусские правозащитные организации выпустили обращение, в котором поясняют, как бизнесу не стать причастным к нарушению прав человека.

Екатерина Дейкало, кандидат юридических наук, доцент, эксперт в сфере «бизнес и права человека»:

Екатерина Дейкало

Подобная рекомендация МВД в отношении бизнеса (как государственного, так и частного) не имеет под собой правовых оснований. 

Во-первых, правоотношения работодателя и работника не ограничиваются обязанностью работодателя соблюдать лишь трудовые права работника. Вступая в трудовые отношения с работодателем, работник, если можно так сказать, остается человеком с набором присущих ему всех гражданских и политических прав, которые также должен соблюдать работодатель в рамках выполнения работником своих трудовых функций — согласно Конституции и международно-правовым обязательствам Беларуси. В том числе, у работника есть право придерживаться своего мнения и свободно его выражать (ст. 33 Конституции РБ). 

Во-вторых, при этом, правоотношения работодателя и работника ограничены исключительно выполнением работником своих трудовых функций.

То есть все то, что делает работник в не рабочее время, – работодателя вообще не касается, не может им ограничиваться. Любые попытки такого «вмешательства» со стороны работодателя, тем более какие-либо меры в ответ на действия работника, осуществленные во внерабочее время, являются нарушением Конституции и ТК РБ. 

Ссылка на Закон «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» в данной ситуации нерелевантна. Этот Закон здесь не применим, так как юридические лица не являются субъектами деятельности по профилактике правонарушений (ст. 5 Закона).

Не видя текста письма, сложно понять, как МВД ссылается на эту статью. Оно апеллирует к своим полномочиям и обосновывает свою просьбу? Или обосновывает право работодателя принимать такие меры? В любом случае, в Законе отсутствуют какие-либо указания на то, что перечисленные в нем субъекты деятельности по профилактике правонарушений могут делегировать свои полномочия другим лицам. 

Также полезно напомнить, что согласно ст. 4 Закона деятельность по профилактике правонарушений должна быть основана на принципах законности, защиты и соблюдения прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций.

Максим Подберезкин, исполнительный директор Сети Глобального договора в Беларуси

Максим Подберезкин
- Мы призываем все бизнес-компании, работающие на беларусском рынке, вне зависимости от их формы собственности, размера или отрасли соблюдать десять универсальных принципов Глобального договора ООН, основанных на Всеобщей декларации прав человека, Декларации Международной организации труда об основополагающих принципах и правах на производстве и других международных документах.

В частности, деловые круги:
  • должны поддерживать и уважать защиту провозглашенных на международном уровне прав человека;
  • не должны быть причастны к нарушениям прав человека;
  • должны поддерживать свободу объединений;
  • должны выступать за ликвидацию любой дискриминации в сфере труда и занятости.
Компании, нарушающие указанные выше международные стандарты ответственности должны понимать, что они рискуют своей деловой репутацией, как в глазах сотрудников и клиентов, так и в глазах деловых партнёров и инвесторов внутри и вне страны. Разрушить деловую репутацию очень легко, а на её восстановление могут уйти годы. Во многих случаях восстановить потерянное доверие невозможно. 


Поделиться
Материалы по теме:
Обсуждение:
Читайте также: