Минский завод безалкогольных напитков о переходе к стеклу и оборотной таре: "Потребитель пока делает выбор в пользу пластика"

Поделиться

В июне мы писали о том, как  экологическая организация City to Sea и производитель многоразовой продукции в Британии попытались надавить с помощью наружной рекламы на производителей воды. В рамках кампании они обратились к крупным брендам ( «Дорогой большой воде» ) с призывом предлагать многоразовые бутылки вместо бесконечного пластика.

big water

Вскоре бренд Evian, к которому в том числе обращались экоактивисты, представил новую систему вознаграждения за переработку отходов «Return4Reward». Проект был опробован на крупнейшем теннисном турнире в Уимбилдоне в конце июня.

Суть его в том, чтобы стимулировать потребителей перерабатывать свои бутылки с водой с помощью QR-кода, который можно найти на мусорных баках по всей территории Уимбилдона. Отсканировав QR-код, а затем штрих-код на своем напитке Evian, гости турнира получат шанс выиграть билеты на финал на чемпионате 2023 года.

Evian-DDRS-1.jpg

Кроме того, Evian планирует уже к 2025 году стать производством замкнутого цикла. 

Сложно сказать, есть ли толика влияния громких кампаний экоактивистов на крупные бренды, двигались ли они сами в сторону защиты окружающей среды без давления экологического сообщества?

marketing.by спросил у разных сторон на беларуском рынке, какое значение это могло бы иметь в нашей стране, где решение проблемы с пластиком продвинулось не так далеко, как в Европе. Вот как прокомментировала ситуацию Заместитель директора по маркетингу Минского завода безалкогольных напитков  Елена Желтенко:

- Инициатива Chilly’s и  City to Sea, безусловно, интересная и важная. Она помогает еще раз привлечь внимание к проблемам экологии, ответственного потребления и ответственного производства. 

Понятно, что тема одноразовых пластиковых бутылок – сложный и глобальный вопрос сегодняшнего дня. Несколько лет назад мы закупили мощную линию розлива, которая ориентирована на работу со стеклянной бутылкой. На этом оборудовании в будущем возможна работа со стеклобутылкой многоразового использования. Планировалось, что линия будет производить в первую очередь как раз питьевые и минеральные воды.

Однако сегодня производственная линия не работает на тех мощностях, на которых могла бы. Потому что в конечном итоге голосует за продукт покупатель, а он сегодня делает свой выбор в пользу пластиковой бутылки. В первую очередь, как мы это видим, из-за цены.  Вода в стекле на 10-20% дороже, что связано с разницей в цене ПЭТ-преформы и стеклобутылки, да и сам по себе продукт в стекле является более сложным с точки зрения логистики. 

Минская.png
 
Есть такие интересные данные: если при исследовании макроэкономических факторов среды задать вопрос группе потребителей, считают ли они экологические факторы важными, то 95% ответят, что считают. При этом если поинтересоваться, участвуют ли эти люди в каких-либо экологических инициативах, то окажется, что менее трех процентов реально на практике поддерживают такие проекты. В значительной мере это связано с уровнем жизни и уровнем дохода людей. 

Поэтому так важна социальная ответственность производителя. Не говорить, что сейчас не то время, нет средств, нет возможностей, а делать то, что можешь. 

За два последних года мы проделали большую работу по созданию новой бутылки для питьевой воды – изучали опыт ведущих европейских производителей, работали с конструкторами, дооснастили оборудование. В итоге уже сегодня мы смогли сократить вес бутылок для питьевой воды (и, соответственно, количество используемого ПЭТ-материала) на 18-29% по разным форматам. Это огромные цифры.  Конечно, это не настолько глобально, как проект Сhilly’s и  City to Sea, но это то, что мы могли сделать и уже реально сделали. 

Максим Подберезкин, руководитель Сети Глобального Договора ООН в Беларуси добавил, что проблема загрязнения пластиковыми отходами очень существенна - пластик составляет 50% всего загрязнения морей и океанов:

- Сегодня многие правительства предпринимают меры по снижению производства и потребления предметов из пластика, в первую очередь, одноразовых. Таким образом, внедрение многоразовых пластиковых бутылок может стать одним из вариантов снижения потребления одноразового пластика.

В то же время, данное решение не кажется единственно возможным, так как есть и другие, более экологические материалы. Необходимо отметить, что важную роль в данном вопросе играют потребители - они должны быть готовы платить за напитки больше, а также изменить своё потребительское поведение в соответствии с требованиями экологичности.

О том, насколько акции экоактивистов эффективны, могут ли они подтолкнуть компании к разовому гринвошингу, как обстоит дело в Беларуси с пластиковой упаковкой для воды, нам также рассказала эксперт\экоактивистка Мария Сума:

Организация City to Sea – известная общественная инициатива, чья команда довольно много работает с темой использования многоразовой и оборотной бутылки. Они также продвигали установку питьевых фонтанчиков. Это часть их стратегии и активностям этих ребят я бы доверяла.

Могут ли компании использовать предложенную инициативу в качестве гринвошинга? Возможно. Если компания, к примеру делает  одну линейку товаров экологичной и кричит об этом, то это чаще всего слишком мало для настоящего результата. Не сопоставимо с тем объемом вреда, которые компании доставляют, используя пластик.

Другое дело, если мы говорим про планомерную работу. Например, если компания делает  продукции в многоразовой бутылке хотя бы частично, потом на следующем этапе - финансирует установку питьевых фонтанчиков, чтобы бы эту многоразовую бутылку можно было перенаполнить. 

Потом инвестирует в систему фондоматов, когда можно эти бутылки отправлять на переработку. Далее ставит цель о перенаполняемости 70% своей упаковки. Вот тогда можно сказать, что это реальная стратегия уменьшения пластика.

DRS-Suntory.jpg

Сравнивать ситуацию с пластиковой тарой в Беларуси и в данном случае с Британией сложно. Надо сказать, что у в этой стране высокие показатели по использованию оборотной тары. Для Британии политика по переходу к многоразовой упаковке и оборотной таре очень ложится в их законодательство, следуя мировым трендам.

До Беларуси эти тренды доходят долго и в несколько измененном виде. Международные компании, типа Coca-Cola, чьи штаб-квартиры находятся в западных странах, следуют новым стандартам. На наши локальные предприятия экотренды влияют в меньшей степени. Но не будем забывать, что в Беларуси в 2020 году было принято Постановление Совмина по уменьшению использованию пластика, разработке биоразлагаемой упаковки.

Правда, в отношении пластиковых бутылок прописан лишь один пункт – подготовка проекта по уменьшению объемов пластиковых бутылок для пива и слабоалкогольных напитков: с 2-х литров до одного литра. Этим были возмущены пивовары, видимо, поэтому инициатива слегка притухла. Тем не менее проблема пластика в Беларуси так или иначе артикулируется.

Вообще, на мой взгляд, продажа питьевой воды в бутылках – это нонсенс. Потому доступ к чистой питьевой воде - это безусловное право человека. Продажа воды это как продажа воздуха. Кстати, по исследованиям, проведенным в США, 70% всей бутилированной это вода условно "из под крана". У нее нет неких волшебных свойств. Это скорее, маркетинговая  манипуляция, о том, что вода из бутылки более полезная и безопасная.

Важно знать, что почти все бренды продают воду в бутылках небольшого объема. Получается, что мы платим, по большей части, «за бренд» и за ту самую пластиковую упаковку. В итоге, получается, что производители сами создают проблему пластика, далее ее пытаются решить и хотят получить социальное одобрение.  



Поделиться
Обсуждение:
Читайте также: