Маркетинг по закону: можно ли продавать товары в Instagram и других соцсетях?

Поделиться

Возможности социальный сетей дают возможность малому бизнесу показать свой товар без лишних вложений: не нужно думать о хостинге, домене и разработке сайта - пару кликов и бесплатная онлайн-витрина готова. Но вот только что об этом написано в беларуском законодательстве? 

О том, можно ли использовать социальные сети (тот же Instagram) как интернет-магазин, рассказывает Анастасия Рудкевич, юрист практики регуляторики и налогов юридической компании REVERA.

1413_oooo.plus.png

Какие законодательные требования и ограничения установлены в Беларуси к торговле через социальные сети, например, Instagram?

1. Зарегистрированный Интернет-магазин

В соответствии с законодательством субъект торговли вправе осуществлять розничную торговлю с использованием сети Интернет только через Интернет-магазины, зарегистрированные в Торговом реестре (п.3 ст. 19 Закона о торговле).

Для регистрации в местный исполнительный и распорядительный орган предоставляется соответствующее заявление. Процедура бесплатная и занимает 5 рабочих дней. Ее итог – выдача уведомления о внесении сведений об Интернет-магазине в Торговый реестр.

Разберёмся с понятием «Интернет-магазин»

В соответствии с п.8 ст.1 Закона о торговле интернет-магазин – это информационный ресурс субъекта торговли в глобальной компьютерной сети Интернет, позволяющий осуществить заказ на приобретение или выбор и приобретение товаров без (вне) торгового объекта.

То есть если у покупателя есть возможность связаться с продавцом для заказа товара любым способом, например, через службу сообщений в Instagram, такой Интернет-ресурс признается Интернет-магазином, соответственно должен быть зарегистрирован и функционировать в соответствии с требованиями законодательства.

B3-EO431_WEB20O_574V_20190724122507.jpg

2. Беларуский домен и хостинг

Чтобы пользователи Интернета получили доступ к сайту Интернет-магазина, нужно зарегистрировать его сетевой адрес – доменное имя. Владелец Интернет-магазина обязан зарегистрировать доменное имя в национальной доменной зоне с обозначением «.by» и «.бел».

Кроме этого, законодательством установлено требование, чтобы сервер, обеспечивающий функционирование сайта (хостинг) физически находился на территории Республики Беларусь (п. 2 Указа Президента Республики Беларусь от 1 февраля 2010 г. № 60 «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети интернет»).

При несоблюдении требований к беларускому домену и хостингу, Интернет-магазин не зарегистрируют в Торговом реестре. Соответственно, страница в социальных сетях в Беларуси в качестве Интернет-магазина не может быть зарегистрирована.

3. Информация, размещаемая на сайте

Согласно законодательству о торговле и защите прав потребителей на сайте Интернет-магазина обязательно должна быть указана следующая информация:

  • информация о продавце (наименование, место нахождения, УНП, дата регистрации в Торговом реестре, время работы Интернет-магазина);
  • информация о товаре (наименование товара, гарантийный срок, если он установлен, цена и условия оплаты (по общему правилу, указание цены в условных единицах или иностранной валюте, в том числе рядом с ценой в беларуских рублях не допускается), наименование, место нахождения изготовителя и импортера и т.д);
  • иная обязательная информация (образец кассового чека, формы оплаты товара). 
Согласно Закону о защите прав потребителей продавец обязан предоставить покупателю выбор способа оплаты: наличными денежными средствами или в безналичной форме. При этом, в соответствии с законодательством о торговле, в части безналичной формы оплаты является достаточным обеспечение возможности оплаты покупателем товара одним из следующих способов:

1) посредством АИС «Расчет»;
2) с использованием Интернет-эквайринга.

По информации Министерства антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ) наиболее частыми нарушениями со стороны продавцов являются:

  • указание цены не в беларуских рулях;
  • отсутствие на сайте информации о сроки доставки товара, цене товара, о наименовании изготовителя товара;
  • отсутствие на сайте образца документа, подтверждающего оплату.

Какая ответственность установлена за нарушение законодательства о торговле через интернет?

Административная ответственность (штраф от 10 до 25 базовых величин) предусмотрена за несоблюдение требования о нахождении на территории Республики Беларусь сервера, на котором размещён сайт Интернет-магазина (ст. 23.9. КоАП). Кроме этого п.1 ст. 13.11 предусмотрен штраф в размере до 10 базовых величин за нарушение правил торговли. Например, на сайте отсутствует режим работы магазина, цены указаны не в беларуских рублях.

Стоит помнить, что за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере до 100 базовых величин с конфискацией до 100 % от суммы дохода, полученного в результате такой деятельности (п. 2 ст. 13.3 КоАП).

В каких случаях эти ограничения не применяются?

1. К реализации работ и услуг через социальные сети нормы о торговле через Интернет-магазин не применяются.

Указанные выше требования и ограничения обязательны к соблюдению исключительно при торговле товарами. То есть организация или ИП вправе продавать через Instagram, например, услуги по изготовлению беседок, маркетинговые услуги и т.д.

2. На продажу товаров иностранцам законодательство Республики Беларусь об Интернет-торговле не распространяется, включая, но не ограничиваясь, понятие «Интернет-магазина» и требования к нему. Соответственно, если беларусы не являются целевой аудиторией продавца, осуществлять продажу товаров через Instagram допустимо.

Обращаем внимание, что МАРТ в порядке реагирования на обращения покупателей-граждан Республики Беларусь вправе вынести предписание об устранении продавцом нарушения, которое выражается в торговле через Instagram без регистрации Интернет-магазина, а также наложить административное взыскание. То есть в случае поступления в МАРТ жалобы от покупателя-гражданина Республики Беларусь, даже если это единственный беларус среди всех покупателей, будет выявлено, что продавец нарушает законодательство об Интернет-торговле.

Что можно делать в социальных сетях?

В социальных сетях продавец может:

  1. рекламировать товары, соблюдая требования законодательства о рекламе, включая такие как добросовестность, достоверность и этичность;
  2. разместить ссылку на Интернет-магазин, где покупатель сможет оформить заказ.
small_business_insta_info_cr.jpg

Вывод

Продажа товаров через социальные сети на целевую аудиторию граждан Республики Беларусь, например, в Instagram, влечёт административную ответственность.

На странице аккаунта компании обязательно должна быть указана ссылка на зарегистрированный в беларуской доменной зоне Интернет-магазин, где покупатель сможет оформить заказ. Необходимо учитывать, что страницу в социальных сетях в Республике Беларусь как Интернет-магазин не зарегистрируешь, так как она не соответствует требованиям о национальном хостинге и доменной зоне.

Поделиться
Материалы по теме:
Обсуждение:
Читайте также: