Маркетинг по закону: Как использовать фото с фотостоков, не нарушая авторских прав и согласия моделей на использование в рекламе

25 Марта 2021 1963 0 Законодательство
Поделиться

Создание уникальных объектов, иллюстраций для дизайна, рекламы, сайтов требует много ресурсов. На помощь приходят фотостоки, которые продают или дают доступ бесплатно к чужим материалам. 

При выборе фотостоков нужно обращать внимание не только на стоимость подписки или «покупки» изображений, но также и на ограничения, которые заложены в договорах, размещаемых фотостоками. Вместе с юридической компанией REVERA в рамках проекта "Маркетинг по закону" рассмотрим основные положения, на которые нужно обращать внимание при выборе площадок.

Положения об авторских правах 

Фотостоки не «продают» права на материалы, а дают право пользоваться ими по лицензии. При этом фотостоки сами (либо с учетом договоренности с авторами) определяют, на каких условиях предоставлять права и как их ограничивать. 

Cheap_Images_easyFotostock_ENG_11.jpg

Можно выделить наиболее распространенные виды лицензий, которые отличаются по критериям возмездности и правил предоставления прав: 

1) Бесплатные лицензии для некоммерческого и коммерческого использования.

Основной минус – нет гарантий уникальности контента, могут быть ограничения по перепродаже изображений, требования к обязательному указанию авторства. В основном по таким лицензиям работают для обучения, создания портфолио, первых проектов. Такие лицензии предлагают, например, Pixabay, Free images. 

2) Editorial license (редакционные материалы) – тоже бесплатные лицензии, но использовать их можно в определенных (заранее заданных) некоммерческих целях.

Лицензии подходят для обучения, ведения некоммерческих блогов, создания некоммерческих видео, презентаций и пр. Такой контент дают Dreamstime, iStockphoto, 123rf, Shutterstock, Bigstock. 

3) Rights-managed license / Ready Rights license – лицензии для коммерческого использования, при этом можно отфильтровать материал под себя через настройку параметров (территория, способы, срок использования и т.д.). 

От комбинации параметров зависит стоимость лицензии. Такие лицензии есть смысл покупать, если нужен уникальный контент для конкретного проекта, материал для рекламы. Отдельно это предлагает Getty, но в основном фотостоки включают такие возможности в тарифные планы расширенных Royalty-Free лицензий. 

4) Royalty-Free license – также предназначены для коммерческого использования, но при однократной покупке их можно использовать неоднократно на сайтах, в ПО, для иллюстраций и пр.

Стандартные Royalty-Free лицензии могут устанавливать ограничения на прямые перепродажи изображения (включение в коммерческую продукцию, где изображение занимает центральное место) или на его свободное распространение (бесплатные шаблоны сайтов, открытки и пр.). Для этого может понадобиться расширенная Royalty-Free лицензия (Depositphotos, Shutterstock). 

В рамках лицензий фотостоки могут устанавливать, какими способами, где, сколько раз и в какой продукции можно использовать материалы, а также можно ли передавать их третьим лицам. Поэтому при получении лицензий нужно соотносить цели, для которых приобретаются материалы, с правами, которые предоставляются покупателю. 

Таким образом, важно проверить, позволяет ли лицензия:

●        использовать материалы в коммерческих целях, рекламе/видео/коллажах и пр.;
●        использовать материалы в печати или только в онлайн-продукции;
●        передавать материалы третьим лицам;
●        изготавливать неограниченное количество экземпляров с использованием материалов. 

Это надо помнить, так как при скачивании или покупке объектов действует общее правило – всё, что прямо не прописано, делать нельзя, а все указанные запреты нужно соблюдать. 

Использование фото людей

Локальные законодательства могут предусматривать ограничения в использовании фотографий/образов людей без получения их согласия. Эти ограничения выразились в концепции прав человека на свое изображение, которые предоставляют человеку возможность контролировать использование своего изображения в коммерческих целях (концепция популярна в странах ЕС, США, развивается в РФ). Поэтому, если в материалах есть фото людей, нужно проверять, предусматривает ли фотосток получение согласия моделей на использование изображений и на все ли цели распространяется такое согласие. 

141941_900.png

Некоторые фотостоки (например, Istock) гарантируют, что использование изображений по лицензии не нарушит права моделей, другие фотостоки (например, Shutterstock) дают гарантии по отношению к определенным объектам – если прямо указано, что получено согласие моделей. 

Если фотосток не гарантирует получение согласия моделей на использование фотографий, приобретатель фото, при необходимости, должен получить такие согласия самостоятельно. В противном случае использование фотографий может нарушить не только правила фотостока, но и местное законодательство, которое защищает использование изображений людей (особенно актуально при использовании фото в рекламе). 

Фотостоки часто устанавливают дополнительные ограничения на использование изображений в рекламе, деликатных или оскорбительных темах (наркотики, болезни, социальные проблемы и пр.). 

Фотостоки могут запрещать использование материалов (Shutterstock) или включать ограничение (чаще в целях рекламы), по которому нужно каждый раз указывать, что лицо является моделью и его фото используется в иллюстративных целях. 

Товарные знаки 

Крупные фотобанки, как правило, не пропускают публикацию материалов, которые содержат товарные знаки или фирменные обозначения. Но если вам всё-таки попалось такое изображение, необходимо удалить из него все товарные обозначения, чтобы не нарушить права других лиц на принадлежащие им товарные знаки. 

Что будет при нарушении правил пользования фотостоками? 

Формально приобретатели рискуют предъявлением претензий со стороны фотостоков, но фактически фотостоки не заинтересованы в многочисленных исках. Скорее здесь можно опасаться претензий со стороны авторов фото и/или моделей, чьи изображения незаконно используются в нарушение тех правил, которые предусмотрели фотостоки. 

Поэтому, чтобы избежать претензий со стороны авторов, моделей или владельцев товарных знаков, необходимо проверять условия пользования фотостоками по пунктам выше и соблюдать правила, прописанные в соглашениях.

Материал был подготовлен Ириной Демидик, юристом  практики информационных технологий и интеллектуальной собственности

Поделиться
Материалы по теме:
Обсуждение:
Читайте также: