Логотип, арт, скульптура и даже рейв-вечеринки - как авария на Чернобыльской АЭС отразилась в творчестве и культуре

26 Апреля 2021 5378 0 Дизайн Культура Творчество
Поделиться

26 апреля 1986 года случилась масштабная катастрофа в Чернобыле, последствия которой более всего ощутили на себе Беларусь и Украина. Обстоятельства аварии на ЧАЭС,  сокрытие многочисленных фактов нарушений, жертвы при ликвидации, множество людей, вынужденных покинуть свои дома - все это оставило огромный отпечаток не только на тех, кто жил в то время, но и последующих поколениях. 

Чернобыль превратился в имя нарицательное, стал сюжетом для многочисленных фильмов и сериалов, в том числе - "страшилкой" для голливудских блокбастеров. Позже зона отчуждения превратилась даже в место для экстремального туризма.  

А еще Чернобыль стал поводом для рефлексии художников, иллюстраторов, дизайнеров, граффитистов, которые своими работами напоминают об ужасах катастрофы и выражают  сочувствие всем пострадавшим.

Так, Владимир Цеслер @vovatsesler представил работу, посвященную аварии на ЧАЭС: 

Владимир Цеслер_Чернобыль

Беларуский скульптор Александр Соколов посвятил Чернобыльской аварии мемориальную скульптуру "Пьета".

- Чарнобыльскую трагедыю можна лічыць неад'емнай часткай нашай нацыянальнай свядомасці. Магчыма большасць з нас жыве, як бы адасоблена і нібыта не чуе рэха той трагедыі, якое і па сёння гучыць ў паветры. Я не уяўляю ці можна даканца перажыць боль Чарнобыля. Выпаленая зчарнелая зямля, магчыма не адновіцца, а здароўе людзей патрапіўшых у тыя месцы, заўседы будзе пад пагрозай і не стане ранейшым. 

Мемарыяльная скульптура можа зняць заслону маўчання, часта дапамагае перамагчы і прагараваць трагедыю каб прынесці гледачу ачышчэнне і супакой. Гэта скульптура з'яўляецца спробай аўтара падзяліцца сваім асэнсаваннем і перажываннем з гледачом. У яе сэрцы палягае вобраз прыняцця і ў той жа час асуджэння. Яна і суддзя і ахвяра. Маладая, але ўжо пасталеўшая праз боль. Вобраз яе асабістай трагедыі, яе няздзейсненых мар - на яе каленях. 

Пьета Чернобыль.JPG

Скульптуру можно увидеть до 8 мая в Музее-мастерской Азгура. 

Беларуская группа «J:Морс» выпустила сингл и арт-видео «1986», посвященный аварии на ЧАЭС.


На своей странице в facebook лидер группы Владимир Пугач поделился личными воспоминаниями о дне аварии: 

В апреле 86-го мне исполнилось десять. В Пинске, где я рос, многие узнали о катастрофе день в день, 26 апреля. На уровне слухов об атомном взрыве, конечно. В школу я ходил во вторую смену, и родители успели оставить меня дома.
Впервые в моей жизни я не был этому рад. Как и все советские дети, с уроков начальной военной подготовки я хорошо знал, что такое атомный взрыв и как действует радиация.
Был ослепительно-яркий солнечный день. Я смотрел в окно и ощущал ужас. Леденящий страх перед невидимой, неосязаемой стихией, которая хладнокровно убивает все живое. Угрозой, от которой не защитят ни толстые стены, ни мама с папой, ни армия…

В этом апреле мне 45. И, кажется, мало что изменилось.
Техногенные катастрофы сменяются социальными потрясениями, а мы все так же с ужасом выглядываем в окна, беспокоимся и не спим из-за близких, переживаем боль утрат, боимся неизвестности и надеемся на лучшее…

Автор арт-видео - Marharita Tsikhanovich.

Иллюстрация к годовщине аварии от беларуской иллюстраторки Елизаветы Гончаровой

76578.JPG

В украинском Харькове в эти дни проходит «Триеннале «4-й Блок» - проект, посвященный памяти о четвертом реакторе Чернобыльской АЭС. Выставки в рамках проекта, который основан в 1991 году, проходят в Харькове каждые три года. Автор, президент и артдиректор «4-го Блока» - профессор Харьковской государственной академии дизайна и искусств, и, к тому же, участник ликвидации последствий взрыва в 1986 году Олег Векленко.

4 блок
1619144708-4791.jpeg

Логотип зоны отчуждения и принты о чернобыльских школах

Обратимся к работам рекламистов. В прошлом году украинское агентство Banda разработало бренд для Зоны отчуждения в Чернобыле.

Дизайнеры предложили логотип в форме реактора. По их замыслу, форма реактора с каждым годом меняется — в 2064 году он станет невидимым. «За основу мы взяли форму поверхности реактора. С каждым годом изображение меняется и постепенно исчезает. Конечная точка существования логотипа — 2064, когда Чернобыльская электростанция ​​будет полностью выведена из эксплуатации. Так мы закрываем этот цикл истории Зоны и открываем пространство для нового», — рассказали дизайнеры.

edbed06bccc8d27ee2407f1688b75fe9.png
c126d996584ee2b04267d8ecc76c3817 (1).png
Дизайнеры также разработали мерч — футболки, марки и сумки. Изображения на вещах будут меняться каждый год — это сделает их «коллекционными и превратит в часть истории».

Вспомним и гораздо более раннюю работу украинских коллег - серию принтов «Не оставляйте его/ее одного в Чернобыле» от Leo Burnett Украина. Проект получил в 2008 году в категории «Печатная реклама» золото на Киевском международном фестивале рекламы.

На макетах изображены дети в заброшенных помещениях, которые когда-то были бассейном, классом, музыкальной школой. Принты призваны убедить людей в том, что даже незначительные денежные поступления смогут изменить жизнь тех, кто пострадал в результате катастрофы.

Уличные граффити на стенах города – призрака

Заброшенные города в зоне отчуждения стали своеобразным "холстом" для уличных художников.  На стенах домов появились рыдающие дети и кричащие люди. После того, как снимки граффити попали в сеть и стали популярными по всему миру, в зону отчуждения потянулись граффитисты с разных стран, которые захотели оставить свой след на стенах заброшенного города.

7e4afa3db41ca65919373745085b3e00.jpg

5d4217ec707af70532935260f1b51717.jpg

Инсталляция австралийского художника Гвидо ван Хелтен была сделана в честь годовщины аварии и в память о погибших ликвидаторах. Фото, сделанное Игорем Костиным во время аварии, украсило одну из стен пятого реактора.

Гвидо ван Хелтен.jpg

Антонио Коррейя (Pantonio) — стрит-арт художник из Португалии изобразил на одной из стен улицы Центра города кроликов, которые символизируют возрождение всего живого на территории изолированной зоны. Сама же работа символизирует надежду на зарождение новой жизни после техногенной катастрофы в Чернобыльской зоне.

Антонио Коррейа.jpg

Рейвы в зоне отчуждения

С течением времени страх перед радиацией притупился, и вот уже зона отчуждения стала местом паломничества экстремалов. Дошло до того, что в 2018 году в заброшенных городах стали организовываться вечеринки-рейвы. Оказалось, ивенторы решили подзаработать на пугающей репутации местности и разработали отдельный формат вечеринок. 

В декабре 2018 года сотни людей посетили арт-шоу с неоновыми огнями и инсталляциями. Гости были были в белых комбинезонах и противогазах. На мероприятии продавалось "радиационное" мороженое из грузовика со специальной табличкой. Светлана Коршунова, куратор арт-шоу, рассказала, что создала арт-рейв для того, чтобы изменить зону отчуждения и наполнить ее новым смыслом, об этом писал британский таблоид The Sun.

687698.JPG

Тем не менее, многие не в восторге от идеи преобразования чернобыльской зоны в место для вечеринок. Родственники погибших от болезней в следствие аварии на Чернобыльской АЭС, считают аморальными вечеринки любителей острых ощущений в этих местах, пишет издание.

Поделиться
Материалы по теме:
Обсуждение:
Читайте также: