Как изменился рынок товаров для геймеров и что готовит будущее. Аналитика от специалистов сети "5 элемент"

11 Февраля 2021 2827 0 Анализ рынков Ритейл
Поделиться

2020 год многие назвали предэпокалиптическим. Пандемия и изменения потребительского поведения, возникновение новых запросов и последствия изоляции оказали существенное влияние на рынки товаров и услуг. Не обошел стороной кризис и рынок В2С гейминга. Об этих изменениях и перспективах 2021 года мы поговорили со специалистами компании «5 элемент».

INGLÉS-4-Wellness.jpg

Объем рынка продуктов для геймеров в Беларуси

Оценить этот сегмент рынка точно сложно, связано это с «серыми» игроками. «Белый» рынок можно охарактеризовать следующими цифрами:

  • Консоли (PS4 и PS5) – около $6,5 млн.
  • Nintendo – более $400K. 
  • Xbox – Более $900К.
  • Софт для всех платформ: более $2 млн.
  • ПК Периферия – $5,5 млн. Аксессуары к консолям – $1,3 млн. на все платформы. 

Топ значимых событий 2020 для этого сегмента рынка

  • Выход новой генерации платформ – чрезвычайное событие многих лет. 
  • Выход «провального» киберпанка 2077 – ожидаемый фурор, который превратился в трэш.
  • Выход Last of Us 2. Его ждали 7 лет!!! 

Неожиданности 2020

Понимая, что большинство геймеров остались на удаленке, мы ожидали бОльшего влияния пандемии на продажу игровых аксессуаров или консолей. Но, видимо, они ушли на удаленку задолго до пандемии. LFL все показатели развивались линейно. Единственное, что было не совсем ожидаемым –  увеличились продажи уходящих платформ, они бодро держались до конца. Ну и, конечно, влияние пандемии сказалось на глобальной доступности товара. Это затронуло категории гейминга в том числе. 

Тренды и ожидания 2021 года

Основным трендом года будет миграция на новые поколения консолей. В 3-ем квартале этого года начнут выходить игры, которые будут поддерживаться только новым поколением, что ещё больше увеличит спрос на устройства. 

В 2021 году ожидаем продолжение битвы за новые консоли, каждая поставка – это серия переговоров. Производители не покроют весь рыночный спрос, ажиотаж не будет спадать. Справедливости ради надо отметить, что частично ажиотаж создают недобросовестные участники рынка, так называемые «перекупы».

Ожидаем выход первых релизов для новых платформ (это не кросс платформа и не переиздание). Интересно, как задействуются новые технологии, новые возможности геймпадов в 1-st party играх, например. 

Ноутбуки: перезагрузка сегмента

Изменения, которые произошли в этой категории товаров, значимые. Хотелось подробнее разъяснить ситуацию о том, как эти изменения происходили, чтобы не было домыслов и удивления в ограниченном ассортименте всех рыночных игроков. 

surface_laptop_1599624219817_1599624236173_1602389854386.jpg

В 2020 году сложилась по сути критическая ситуация, в которой производители устройств не смогли удовлетворить реально и сильно выросший спрос. Хроника событий была вот такой.

  • Рост спроса. 1 волна пандемии, весна 2020. Бизнес во всем мире переводил сотрудников на удаленную работу и закупал ноутбуки. Остановка образовательных учреждений привела к росту спроса в B2C. 

2 волна, лето 2020. Появились гигантские государственные тендеры в образовании во многих странах. Производственные мощности, в первую очередь, были брошены на закрытие спроса социальных сфер. Каждый производитель стал перед выбором: куда в первую очередь отгружать продукцию. Как правило, в приоритетах самые большие рынки – североамериканский и западноевропейский. В предыдущие годы общемировой рынок ноутбуков был практически стабилен и изменялся на 1-2% в год, причем чаще падал, чем рос. До пандемии никто не мог даже предположить причины, которые могут вызвать резкий рост 20-30% (по разным оценкам) год к году. В результате на текущий момент дистрибуторы практически не имеют товарного запаса, всё продаётся моментально по прибытию на склад от поставщиков. 

  • Ухудшение доступности комплектующих, смежные рынки и регулирование. Серьезную конкуренцию в производстве чипов в 2020 году создал выход нового поколения игровых приставок PlayStation и XboX. Рост стоимости криптовалюты также вызывал всплеск спроса на оборудование для майнинга, которое производится на таком же оборудовании (линиях), что и чипы. Это создало дополнительную конкуренцию.

Не стоит забывать про проблемы с переходом на новые технологические нормы у Intel (техпроцесс меньше 10нм). Этим проблемы окончательно так и не были решены и продолжали преследовать Intel и в 2020 году. 

К сожалению, оперативно нарастить объемы производства чипов невозможно. Фабрики стоят миллиарды долларов (если не десятки миллиардов) и строятся несколько лет. К тому же, сложно предсказать, насколько устойчивым окажется новый уровень спроса. Инвестировать в такие проекты в период стремительной стагнации мировой экономики желающих нет. 

why-intels-problem-wont-be-apples-problem.jpg

Но не только чипы «попали под раздачу» от ковида. У дистрибьютеров есть информация, что существует острая нехватка LED экранов на производстве, особенно недорогих TN матриц, часто использующихся в доступных ноутбуках. Можно предположить, что есть и другие категории комплектующих в дефиците. 

  • Проблемы с логистикой.   Проблемы с пандемией сказались на логистике поставок. Серьёзно возросла стоимость контейнерной и авиа доставки. На ноутбуках только увеличение стоимости морской доставки приводит к увеличению стоимость ноутбука на полке магазинов в среднем на 25-30$ каждого! Очевидно, что сильнее всего это бьет по дешёвым ноутбукам, для них это ощутимая разница в процентах от стоимости. Запланированные поставки задерживаются. Если раньше от заказа на фабрике до выкладки в магазине проходило 2-3 месяца, то сейчас в среднем 6-8 месяцев. При этом срок поставки никто не может гарантировать. Саму поставку тоже. 

Впервые за много лет рынок ноутбуков фактически перезагрузился. Если раньше условия диктовал покупатель, требуя лучших цен, новых технологий, высокого качества и дизайна. Сейчас, в условиях дефицита, покупателю приходится выбирать из того, что есть. Не купишь – ноутбук заберёт тот, кто следующий в очереди на условиях продавца, а ты останешься без ноутбука вовсе. 

Сокращаются маркетинговые программы стимулирования покупателя, в них нет смысла. Увеличить валовую прибыл за счет бОльшего оборота устройств по более приемлемой цене невозможно, их просто негде взять. Это серьёзно повлияло на структуру мирового рынка и рынка РБ, в частности. Например, прекратилась поддержка базовых бюджетных процессоров (Celeron, Pentium, A4, A6, A9). Они стали ощутимо дороже и вплотную приближаются к линейкам следующего уровня (i3, Athlon, Ryzen). 

Стоит отметить, что эти негативные моменты тем сильнее, чем более низкий ценовой сегмент мы рассматриваем. Для дорогих, премиальных, игровых ноутбуков поменялось меньше. Корректировка цены для них в процентном соотношении не такая критичная, дефицит на продвинутые комплектующие не такой острый.

Резюмируя всё вышесказанное, вот каковы последствия для Покупателя 

Минусы:

  • Выросла цена на ноутбуки. За такой же ноутбук сейчас придётся платить больше, чем полгода-год назад.
  • Серьезно выросла минимальная цена ноутбук. Тех дешевых моделей, которые были раньше, сейчас просто нет.
  • Сократился выбор моделей в среднем и нижнем ценовых сегментах. Выбирать приходится из значительно меньшего количества вариантов.

Плюсы:

  • Ускоряются процессы улучшения компонентов. Уже практически пропали HDD диски, все перешли на SSD. Стали появляться высокогерцовые экраны (90Гц и выше), причём не только в игровых ноутбуках. Практически исчезли экраны с разрешением меньше FullHD. Увеличивается яркость экранов.
  • Стоимость экранов компактных ноутбуков (13,3-14,1”) приближается к популярным 15.6”. Всё меньше приходится переплачивать за компактность.
  • Быстрее обновляются модели на полках и витринах интернет-магазинов. 

Перспективы и планы

Сколько продлится это положение в сегменте, сейчас предсказать сложно. Пока можно с уверенностью говорить, что, как минимум, до начала осени 2021 года нет видимых причин для стабилизации ситуации. В 2021 «5элемент» продолжит бороться за поставки новинок на лучших условиях и сделает все возможное, чтобы они появлялись на рынках в запланированные даты старта продаж. Мы будем размещать образовательный и игровой контент, работать с аудиторией, искать для геймеров новые выгоды. 

Немного позитива. 2020 вскрыл много новых точек приложения усилий для того, чтобы продолжать предлагать покупателям «5 элемента» лучшие, по соотношению «цена-качество», товары в разных ценовых категориях. Да, не в наших силах изменить цену для конкретного рынка от поставщика, но в наших проявить дополнительную лояльность к покупателю, развивать контентную поддержку. А для аудитории геймеров мы готовим новую инициативу, отдельный YOUTUBE канал.

В подготовке статьи приняли участие Евгений Козлов, менеджер по закупкам направления «Гейминг», Ярослав Давыденко, категорийный менеджер ноутбуки, компьютеры, моноблоки, Ольга Потатурко, зам. Директора по маркетингу ЗАО «Патио», ТМ «5 элемент»

Поделиться
Материалы по теме:
Обсуждение:
Читайте также: