Проверка юзабилити: Как протестировать приложение или сайт, чтобы принять безошибочное решение при выборе дизайна

11 Апреля 2019 3702 0 Digital-маркетинг Технологии
Поделиться

У каждого из нас есть любимые приложения, сервисы и сайты, которые ежедневно облегчают жизнь или дают необходимую информацию. Но иногда возникает ощущение, что в них можно что-то изменить к лучшему. Правда, проходит немало времени, пока компании-разработчики соберут обратную связь от пользователей и внедрят давно ожидаемые удобства. 

Обычно, разрабатывая широко используемые продукты, дизайнеры готовят несколько макетов и проектов. Но, кто определяет, что надо оставить, а что изменить? Какой вариант будет удобным для пользователя? Чаще всего, это команда профессионалов – техников со своим взглядом и опытом. А пользователи этого приложения - обычные люди разных профессий и уровня образования. В связи с этим и встает главный вопрос: что ждет очередное приложение -  успех или провал? 

Иван Шкварун, сооснователь Oprosso, исследовательской платформа для бизнеса, рассказывает, как можно проверить юзабилити сайта или приложения на практике. 

1010_oooo.plus.png

Универсальные юзабилити методики: как это работает

Юзабилити методики помогают принять верное решение при разработке интерфейсов и включают в себя такую функциональность:

1.      First Click Test, методика для самостоятельного тестирования интерфейсов и других онлайн графических материалов. Особенность методики в том, что она позволяет принять безошибочное решение при выборе дизайна, по типу А/В тестирования, только в более короткие сроки.

Главное преимущества такого вида тестирования, в том, что на выходе мы получаем тепловую карту, в которой видно, куда пользователи кликали наиболее часто при совершении каких-либо действий, или не кликали вообще.

2.      Методика тест сайта – показывает, как пользователи ориентируются на сайте. Такой тест фиксирует и показывает все действия пользователя на сайте при выполнении любого задания. На выходе получается развернутая информация в процентном соотношении о всех шагах, которые совершил пользователь. Что получилось, а что нет и сколько времени на это было потрачено. Этот метод покажет все проблемы и трудности, которые могут возникнуть при пользовании сайтом или приложением. 

3.      Методика парного сравнения помогает быстро решить проблему выбора визуального изображения из нескольких предложенных вариантов. 

Эти методики уникальны в рамках любого проекта и могут применяться, как по одной, так и сразу несколько по мере необходимости.

Может ли «одаренность продакта» и «работа с обратной связью» быть управляемой? Да.

Рассмотрим варианты применения юзабилити тестов на реальной практике. 

Кейс №1. Удаленное немодерируемое тестирование

Проблема: представим, вышел на работу новый харизматичный продакт-менеджер со словами «сейчас все будет круто». Вместе с дизайнером были подготовлены макеты нового интерфейса. Далее все пошло в разработку. 

Как проверить успешность приложения у пользователей на начальном этапе, не выводя продукт в широкое использование? Для этого и существует методика удаленного юзабилити тестирования, которая позволяет получить предварительную оценку качества приложения от определенного количества респондентов. 

В результате мы увидим, есть ли в приложении проблемы. Суть метода заключается в том, что пользователи получают ссылку с заданием в кликабельном интерфейсе, далее переходят к сервису и выполняют действия в приложении, чтоб сделать это задание.

Дайте вашим пользователям попробовать поработать с вашим решением. Даете задание, например, проложить путь до дому по адресу .... и сделать так, чтобы в следующий раз можно было быстро построить маршрут от дома. Или операция подключение мобильного банка, заказ карты и т.д. Наблюдаете за тем, как ваши пользователи справляются с заданием.

На выходе мы получаем четкую картину и понимание, какие инструменты понятны для пользователей, а что остается совсем невостребованным. Это возможность понять, насколько данный визуальный контент релевантен для нашей целевой аудитории еще до запуска продукта на рынок.

Такая методика хороша тем, что позволяет интерпретировать результаты исследования не на уровне «нравится/ не нравится», а точно показать области в интерфейсе приложения, которые полезны для клиентов и помогают решить определенную задачу и которые остались не востребованы или не понятны. 

Кейс №2: Парное сравнение

Проблема: вывести на сайт макет новой услуги. Есть три варианта макета. Все удобные, функциональные, визуально привлекательные. Но какой будет более понят и привлекателен для аудитории?

Тестировать на корпоративном сайте нельзя, не солидно для крупной компании менять макеты один за другим. Есть риск, что клиент запутается и не поймет, что это одна и та же услуга.

Простое и оптимальное решение, которым воспользовались разработчики, провести тестирование по методике парное сравнение на онлайн-платформе Oprosso. Это наиболее быстрый метод, который позволит получить достоверные данные о лучшем макете по мнению пользователей и ввести на сайт понятный и удобный визуальный контент для клиентов и сразу начать получать заявки на услугу.

Сравнение сайтов трех банков

RB psb.JPG


RB sber.JPG

RB vtb.JPG

Результаты на примере платформы Oprosso

    statistics.png

Кейс №3: как можно протестировать сайт по методике First Click Test 

Успешная крупная компания делает реструктуризацию сайта. Сайт многостраничный с большим количеством вкладок и ссылок. Надо понять, какие из них наиболее востребованы. Мнений и предложений по решению ситуаций много от дизайнеров, верстальщиков, разработчиков. Но пользоваться сайтом будут клиенты.

Решили проблему путем быстрого исследования на онлайн-платформе в один клик. Собрали базу из 100 респондентов и получили достоверный результат, куда делают первый клик пользователи при решении своей задачи. Опираясь на результаты тестирования, сайт преобразовали, вывели на первый план наиболее востребованные кнопки и получили конверсию на 10% больше, не потеряв при этом время и деньги на вводный период органического тестирования.

Пример тепловой карты

Тепловая карта.jpg

Тепловая карта_2.jpg

 В каждом кейсе был определенный набор проблем, которые мы решаем в проектах с помощью нашего партнера Usabilitylab:

- проверить эффективность дизайнерского решения графических элементов на сайте или в приложении,
- проверить корректность и понятность текстов, инструкций и описаний,
- проверить понятность сценария страницы, переходов, навигации для пользователей.

Сделать понятно с первого раза  - получается не всегда, даже у самых больших профессионалов. А вот чтобы провести быстрое исследование по методикам оценки пользовательских качеств, не нужны большие знания и специалисты. Все доступно на одной платформе и настраивается за несколько часов. А результат позволяет не только оптимально использовать временные и бюджетные ресурсы, но и быть впереди, пока конкуренты тестируют все на собственных клиентах, вы выводите на рынок понятный и эффектный продукт.



  

 

Поделиться